Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
В соответствии с законодательно установленным разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг и социальных гарантий находится в сфере ответственности региональных и местных органов власти. Соответственно, одной из ключевых задач бюджетной политики является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
В 2007 г. прогнозируется устойчивое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таблица 10
Прогноз консолидированных бюджетов субъектов РФ
| 2006 г. | 2007 г. | ||
млрд руб. | % | млрд руб. | % | |
доходы | 3 503,7 | 117 | 4 335,5 | 124 |
расходы | 3 437,8 | 117 | 4 257,4 | 124 |
профицит | 65,9 | 111 | 78,1 | 118 |
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ с учетом межбюджетных трансфертов на 2007 г. прогнозируются с ростом относительно ожидаемой оценки 2006 г. на 23,7%. Поступление налоговых доходов увеличится на 21,6%, что обусловлено ростом налога на прибыль организаций на 30,4%, налога на доходы физических лиц на 19,8% и налога на имущество организаций на 8,9%, которые составляют в объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 76%. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составят 777,2 млрд руб. и возрастут в 2007 г. на 46,8%.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по оценке, увеличатся на 23,8%. В расчетах расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ учтено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 15% с 1 сентября 2007 г., что соответствует темпам роста оплаты труда для работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляет Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), который образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между регионами в соответствии с утверждаемой Правительством РФ методикой.
На 2007 г. планируется сформировать Фонд в сумме 260,4 млрд руб., или с ростом к уровню 2006 г. на 14,1%, что выше прогнозируемых темпов инфляции на 6 процентных пунктов.
Распределение средств ФФПР на 2007 г. осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ (рис. 5). В результате будут существенно сокращены различия в бюджетной обеспеченности регионов, а средний уровень доходов бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения составит 21,3 тыс. руб., что на 26% выше уровня 2006 г.
Таблица 11
Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности (% к общей численности населения России)
Уровень бюджетной обеспеченности (% к среднему по России) | 2007 г. | |
до выравнивания | после выравнивания | |
Критически низкий (до 60%) 31,4% | 32,8% | 3 |
Низкий (от 60% до 70%) | 12,0% | – |
Ниже среднего (от 70% до 95%) | 22,1% | 30,7% |
Средний (от 95% до 105%) | 2,8% | 4,8% |
Выше среднего (от 105% до 150%) | 21,2% | 21,2% |
Высокий (более 150%) | 10,5% | 10,5% |
Рис. 5. Схема распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2007 г.
В методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предусмотрен механизм, позволяющий субъектам РФ, проводящим эффективную бюджетную политику, направленную на сокращение кредиторской задолженности и увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты полностью компенсировать снижение уровня трансферта (рис. 6).
Рис. 6. Принципы распределения дополнительных средств ФФПР
В 2007 г. в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4240,0 млн руб., или выше уровня 2006 г. на 58,3%. Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.
Средства Фонда предоставляются на основании формализованных принципов, с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов РФ самостоятельно определять конкретные направления использования средств.
В 2007 г. расширяется с 55 до 69 число субъектов РФ, получающих средства Фонда.
Предоставление субсидий из Фонда в 2007 г. будет осуществляться субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня.
В рамках Фонда предусматривается также финансирование части мероприятий, находящихся в государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, включенных до 2007 г. в состав непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ предусмотрены в составе расходов федерального бюджета с целью оказания дополнительной финансовой поддержки регионам, имеющим отклонения фактической бюджетной обеспеченности от расчетной, а также для реализации субъектами РФ в полном объеме расходных обязательств.
В 2007 г. объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов определен в сумме 34,6 млрд руб., что на 38,8% выше уровня 2006 г.
Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 29,6 млрд руб. предусмотрено произвести при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.
Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 5 000,0 млн руб. предусмотрено осуществить с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов РФ в 2007 г.
Сформированные в 2007 г. принципы межбюджетных отношений и объем межбюджетных трансфертов направлены на решение задачи совершенствования финансовых взаимоотношений РФ и субъектов РФ и позволяют обеспечить финансовыми средствами выполнение расходных обязательств регионов в полном объеме.
Таблица 12
Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации
Положение Бюджетного послания | Реализация при формировании проекта федерального бюджета |
1 | 2 |
Следует усовершенствовать методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ с тем, чтобы снизить иждивенческие настроения и повысить мотивацию регионов к развитию собственной налоговой базы. Это может быть достигнуто, в том числе, путем изменения порядка расчета указанных дотаций, имея в виду не предусматривать их сокращение в случае достижения субъектом РФ более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития. | Расчеты указанных дотаций на 2007 г. проведены в соответствии с уточненной методикой, одобренной решением рабочей группы Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений. |
Также при подготовке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо проводить корректировку общего объема средств Фонда в случае, если по итогам отчетного года фактический уровень инфляции превысил прогнозный. | Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2007 г. увеличен на 14%. Поправками к Бюджетному кодексу предусмотрены соответствующие уточнения порядка определения объема Фонда. |
Целесообразно пересмотреть порядок предоставления регионам финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, отказавшись от включения в федеральную адресную инвестиционную программу большей части объектов регионального и местного значения и передав соответствующие средства регионам в виде субсидий. | Предусмотрены субсидии для завершения строительства объектов регионального и местного значения, предлагаемых к исключению из ФАИП. Объем указанных субсидий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год». Кроме того, объем Федерального фонда регионального развития увеличен в 1,58 раза, внесены изменения в методику распределения его средств. Новый механизм поддержки развития региональной и муниципальной инфраструктуры предусмотрены поправками к Бюджетному кодексу. |
Окончание таблицы 12
1 | 2 |
Распыленные в настоящее время по различным каналам средства инвестиционного характера, а также иные трансферты субъектам РФ, предоставляемые на условиях софинансирования, следует объединить в Федеральном фонде софинансирования расходов, установив единые и прозрачные принципы его распределения, в первую очередь учитывающие бюджетную обеспеченность регионов. | Предусмотрено поправками к Бюджетному кодексу. |
Правительство РФ могло бы более активно применять систему поощрения субъектов РФ и муниципалитетов, добившихся существенного улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов. | На 2007-2009 гг. предусмотрено увеличение объемов Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и количества субъектов РФ и муниципальных образований, получающих на конкурсной основе субсидии на проведение бюджетных реформ. |
- Л.Н. Рубцова ю.А. Чернявская
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система 5
- Раздел 2 Бюджетная система 41
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система 101
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций 152
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система 269
- Раздел 6 Банки. Банковская система 298
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы 349
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система
- 1.1. Сущность, задачи и особенности формирования финансовой системы в Российской Федерации
- Основные этапы становления и развития финансовой системы в рф
- 1.2. Сущность, цели и методы государственного регулирования и управления финансами
- Управление финансами на государственном уровне
- Финансовое планирование на уровне государства
- 1.3. Виды, модели и принципы финансового контроля
- Классификации и формы финансового контроля
- Методы финансового контроля
- Общая характеристика независимого (аудиторского) финансового контроля
- 1.4. Государственные инвестиции
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Финансы и их роль в расширенном воспроизводстве
- Управление финансами и финансовая политика
- Финансовый контроль
- Раздел 2 Бюджетная система
- 2.1. Общая характеристика структуры бюджетной системы Российской Федерации и принципы ее построения
- Место в бюджетной системе, роль целевых бюджетных фондов
- 2.2. Федеральный бюджет и особенности формирования бюджетных расходов
- Динамика доходов федерального бюджета от продажи в использования имущества
- Характеристика федерального бюджета
- Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов
- 2.3. Политика формирования и использования местных бюджетов
- Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов
- Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
- 2.4. Факторы роста российской экономики и особенности современной бюджетной политики
- Макроэкономическая стабильность и снижение налоговой нагрузки
- Гарантии финансовой устойчивости
- Стабилизационный фонд
- Риски высоких цен на нефть
- Ненефтегазовый баланс
- Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Государственный и муниципальный долг в Российской Федерации
- Виды долговых обязательств. Классификации государственного долга
- Статистическая оценка государственного долга
- Классификация видов государственного (внутреннего) и муниципального долгов согласно законодательству
- Государственная долговая политика рф
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система
- 3.1. Происхождение денег
- Функции денег
- 3.2. Виды денег
- 3.3. Денежная система и ее элементы
- 3.4. Криминальные явления в сфере денежного обращения
- 3.5. Денежное обращение в механизме обеспечения экономической безопасности
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Происхождение денег
- Функции денег
- Роль и виды денег в рыночной экономике
- Денежное обращение и денежная система
- Денежная система и инфляционные процессы
- Инфляция и формы ее проявления
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций
- 4.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий
- Принципы организации финансов
- Основные факторы, определяющие ключевое содержание финансов организаций
- 4.2. Анализ финансового состояния предприятия и оценка финансовой устойчивости
- Оценка имущественного положения предприятия
- Источники финансирования, собственный капитал и оценка финансовой устойчивости
- Анализ рыночной и деловой активности предприятия
- Плановая обеспеченность текущей деятельности запасами
- 4.3. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 4.4. Структура доходов и расходов предприятия.
- Расходы предприятия и формирование денежных фондов. Распределение прибыли
- Денежный оборот и система денежных расчетов на предприятии
- 4.5. Финансовые ресурсы предприятия
- Финансовая отчётность, её структура и значение
- Бухгалтерский баланс и его структура
- Раздел 2 актива баланса называется «Оборотные активы», т.Е. Вся сумма оборотных средств, которую можно разделить на 3 группы:
- Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» состоит из следующих подразделов:
- Взаимосвязь между статьями бухгалтерского баланса и другими формами финансовой отчетности
- Подготовка бухгалтерского баланса к анализу и проверка реальности баланса
- Методика чтения и анализа бухгалтерского баланса
- Шахматный баланс покрытия средств и методы его составления
- Приложение 2 отчет о прибылях и убытках оао «вымпел» за 2004 г.
- 4.6. Особенности финансов некоммерческих организаций
- Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций
- Расходы некоммерческих организаций
- Финансы профессионального образования
- Задания для практических занятий Задание № 1
- Задание № 2
- Варианты ответов
- Задание № 3
- Задание № 4
- 1. Бухгалтерский баланс фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01.2005 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Hyp» за 2004 г.
- 3. Данные дебиторской и кредиторской задолженности фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01. 2004 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Лотос» на 1 января 2005 г., тыс. Руб.
- 1. Баланс аоот «Шарк» по состоянию на 1.01.2005 г.
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Финансы коммерческих предприятий и организаций
- Финансовая отчетность
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система
- 5.1. Понятие кредита и особенности банковского кредитования
- Банковская форма кредитования
- 8. Способ погашения:
- 9. Вид процентной ставки:
- 10. Способы взимания процента:
- 5.2. Государственный кредит и управление государственным кредитом
- Управление государственным кредитом
- Основные факторы спроса на кредит
- 5.3. Роль кредита в развитии экономики Российской Федерации
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 6 Банки. Банковская система
- 6.1. Центральный банк Российской Федерации
- 6.2. Основы организации коммерческих банков
- Происхождение, сущность и функции коммерческих банков
- Основные операции коммерческих банков
- 6.3. Активные и пассивные операции банка
- IV. Контокоррентный кредит
- V. Долгосрочное кредитование
- Банковские риски
- Пассивы банка
- 6.4. Источники формирования банковского капитала
- Другие источники формирования банковского капитала
- 6.5. Регулирование и обеспечение безопасности банковской системы
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы
- 7.1. Понятие, сущность и структура международных финансов и их роль в мировой экономике
- Обобщенная структура мирового финансового рынка
- Классификации участников мирового финансового рынка
- 7.2. Характеристика глобальных и региональных финансовых организаций
- Характеристика региональных финансовых организаций
- 7.3. Национальные финансовые системы
- Национальные финансовые системы развитых стран
- Особенности национальных финансовых сметем развивающихся стран
- 7.4. Регулирование международных финансов
- Государственное регулирование международных финансов (на примере России)
- Валютное регулирование
- Налоговое регулирование
- Таможенное регулирование
- Сотрудничество России с международными финансовыми организациями
- 7.5. Экономическая безопасность государства
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Список литературы Нормативные акты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Приложение 1 Показатели консолидированного бюджета Липецкой области на 2007 г.
- Приложение 2 Бюджетный кодекс рф (извлечения)
- Глава 2. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- Часть вторая. Бюджетная система российской федерации
- Раздел I. Бюджетное устройство российской федерации
- Глава 3. Бюджетная система российской федерации
- Глава 4. Бюджетная классификация российской федерации
- Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов
- 398050, Г. Липецк, ул. Гагарина, 35а.
- 398600, Г. Липецк, ул. Московская, 30.