logo search
финансы

Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов

Местные финансы – это совокупность денежных отношений в процессе формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения муниципальных ценных бумаг и других финансовых обязательств. Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность. Формирование и исполнение местных финансов осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», уставов и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и других законодательных актов.

В формировании и исполнении местных бюджетов непосредственно участвуют органы местного самоуправления, имеющие следующие полномочия:

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Аналогично бюджетам других уровней доходная часть включает в себя налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся:

  1. собственные налоговые доходы – местные налоги и сборы;

  2. отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Доли федеральных налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в себя:

Примечание. Проценты указаны по отношению к средним величинам по субъекту РФ. Фактические их размеры определяются законодательными органами субъектов РФ.

  1. неналоговые собственные доходы, к которым относятся:

  1. государственная пошлина, за исключением пошлин, зачисляемых в федеральный бюджет.

Расходная часть местных бюджетов включает в себя:

Органы местного самоуправления могут давать муниципальные заказы на выполнение работ или услуг, финансируемых за счет местного бюджета.

Примечание. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета могут использоваться только на инвестиции и не могут быть направлены на обслуживание и погашение муниципального долга.

Например, в 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации составят 65,1 млрд руб., что на 27% больше ассигнований 2006 г. (табл. 9). В частности, в результате целенаправленной государственной поддержки доля новых национальных фильмов в кинопрокате увеличится с 15% в 2005 г. до 18% в 2009 г., охват населения тремя государственными телепрограммами возрастет с 70,6% в 2005 г. до 72,1% в 2009 г.

Таблица 9

Основные расходы федерального бюджета на культуру

2006 г., млрд руб.

2007 г. (проект), млрд руб.

Изменение

млрд руб.

%

Обеспечение деятельности музеев и постоянных выставок

6,6

8,0

1,4

21,2

Обеспечение деятельности библиотек

1,8

2,1

0,3

16,7

Обеспечение деятельности театров, цирков, концертных и иных организаций исполнительских искусств

6,9

7,9

1,0

14,5

Государственная поддержка кинематографии

3,1

3,7

0,6

19,4

Государственная поддержка телерадиокомпаний

10,4

17,1

6,7

64,4

Федеральные целевые программы

12,4

12,4

0,0

0,0

– в т.ч. ФЦП «Культура России» (2006-2010 гг.)

11,9

12,3

0,4

3,4