logo search
Otvety_Gos_shpory (1)

40. Налоговый контроль в системе налоговых органов и пути его совершенствования

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством след. форм: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Одной из важнейших форм налогового контроля являются налоговые проверки. Основными являются камеральные и выездные проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на сновании налоговой декларации и иных документов, предоставляемых налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Срок проведения такой проверки три месяца, со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов.

При проведении камеральной проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Проведение камеральной проверки не требует специального разрешения руководителя налогового органа. Преимущество камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании мотивированного решения руководителя налогового органа, как правило, на территории налогоплательщика или в его помещении.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Вся выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть увеличен до 4-х и ли даже 6-и мес.

Выездные проверки являются с одой стороны более эффективными, так как позволяют налоговым органам использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хоз-ой деят-ти налогоплательщика. С другой стороны выездная налоговая проверка не в состоянии охватить всех налогоплательщиков.

Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства о налогах и сборах. Трансфертные цены - это цены, по которым производится продажа товаров в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия или между подразделениями в разных странах. При осуществлении налогового контроля одной из основных задач налоговых органов является недопущение потерь бюджетной системы РФ от использования трансфертных цен.

В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

С учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации». Под практикой «недостаточной капитализации» понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансированием при помощи предоставления заемных средств и последующем распределении прибыли через уплату относимых на расходы процентов.

В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в РФ основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций.