logo search
финансы

Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов

Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (табл. 6) и субъектам бюджетного планирования (табл. 7) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств (табл. 8).

Таблица 6

Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации

2006 г. (ожидаемое)

2007 г. (проект)

2008 г.

2009 г.

млрд

руб.

%

млрд руб.

%

темпы роста, %

млрд руб.

млрд руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общегосударственные вопросы

642,0

14,8

821,3

15,0

27,9

858,5

905,0

Руководство и управление в сфере установленных функций

179,0

4,7

282,5

5,3

46,3

293,4

317,5

Фундаментальные исследования

39,2

0,9

48,5

0,9

23,5

57,9

62,0

Окончание таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

Государственный материальный резерв и резервные фонды

45,0

1,1

69,9

1,3

54,9

70,6

73,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

192,4

4,6

156,8

2,9

-20,7

174,1

180,7

Другие общегосударственные вопросы

129,8

3,0

204,7

3,8

58,3

217,2

224,8

Из них Инвестиционный фонд

69,7

0,0

110,6

2,0

58,6

104,2

93,3

Национальная оборона

659,2

15,2

821,2

15,0

24,6

919,5

1 037,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

539,5

12,5

664,8

12,2

23,1

720,8

846,5

Национальная экономика

346,8

8,0

495,9

9,5

49,8

533,6

605,9

Жилищно-коммуналь-ное хозяйство

53,4

1,2

49,9

0,9

"7,8

J7,3

31,4

Охрана окружающей среды

6,4

0,1

7,8

0,1

21,9

8,5

9,9

Образование

208,1

4,8

278,5

5,1

33,4

292,5

296,6

Культура, кинематография и средства массовой информации

51,2

1,2

65,1

1,2

25,2

64,2

62,8

Здравоохранение и спорт

156,1

3,6

206,2

3,8

31,5

202,5

213,7

Социальная политика

217,2

5,0

210,9

3,9

-2,4

254,5

324,8

Межбюджетные трансферты

1 443,7

33,4

1 841,9

33,3

26,2

2117,3

2 272,5

Бюджетам других уровней

386,3

8,9

502,8

8,9

26,0

505,5

531,5

Государственным внебюджетным фондам

901,5

20,9

1 064,7

19,5

18,1

1336,9

1495,8

Всего

4 324,3

100,0

5 463,5

100,0

26,4

6 009,2

6 606,5

Таблица 7

Динамика расходов федерального бюджета по основным субъектам бюджетного планирования

Министерства Российской Федерации

2006 г.

2007 г. (по проекту ФЗ о Федеральном бюджете на 2007 г.)

Темпы роста

млрд руб.

%

млрд руб.

%

%

Министерство обороны

477,2

11,1

561,2

11,7

17,5

Министерство внутренних дел

248,1

5,8

292,4

6,1

17,7

Министерство финансов (без учета межбюджетных трансфертов и обслуживания государственного долга)

198,5

4,7

248,1

5,8

39,4

Министерство образования и науки

190,2

4,5

279,9

5,7

44,9

Министерство транспорта

174,7

4,1

222,8

4,6

27,4

Министерство здравоохранения и социального развития

134,4

3,2

233,4

3,0

8,3

Министерство экономического развития и торговли

109,7

2,6

180,4

3,8

64,3

Министерство сельского хозяйства

64,5

1,5

85,7

1,8

32,7

Министерство промышленности и энергетики

69,3

1,6

116,2

2,4

67,6

Министерство культуры и массовых коммуникаций

54,1

1,3

70,6

1,4

28,2

Министерство природных ресурсов

46,1

1,1

53,1

1,1

15,2

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

32,7

0,8

39,3

0,8

19,9

Министерство иностранных дел

15,3

0,4

19,8

0,4

28,3

Министерство информационных технологий и связи

9,8

0,2

20,3

0,4

108,4

Таблица 8

Приоритетные направления бюджетных расходов

Положение Бюджетного послания

Реализация при формировании проекта федерального бюджета

1

2

Правительство РФ должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

На указанные цели проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрено 1,1 трлн. руб. – на 28,2% больше, чем в 2006 г.

Особое внимание следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В 2007 г. предусмотрено повышение размеров социальных пенсий на 21,7%. К 2009 г. средний размер трудовой пенсии возрастет в 1,84 раза.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ поставлены задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 г. и в последующие годы.

В 2007 г. на реализацию демографической программы в федеральном бюджете предусмотрено 32,2 млрд руб.

В 2007-2008 гг. следует обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию приоритетных национальных проектов в 2007 г. составит 206,4 млрд руб., что на 50% выше уровня 2006 г.

В сфере образования требуется оказывать поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере.

На 2007 г. в федеральном бюджете в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрено 3,5 млрд руб. для поддержки на конкурсной основе региональных программ модернизации образования.

Окончание таблицы 8

1

2

В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм Особое внимание следует уделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования, в том числе ипотечного, сельхозстрахования и иных механизмов, стимулирующих деловую активность граждан и повышение уровня жизни на селе. Развитие лизинга должно стимулировать применение наиболее экономичных в эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования.

На указанные цели в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007 г. предусмотрено 23,4 млрд руб.

Использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, промышленно-производственных, технико-внед-ренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в сфере высоких технологий в целях расширения частных инвестиций.

За счет экономии расходов на обслуживании внешнего долга объем Инвестиционного фонда увеличен с 69,7 млрд руб. в 2006 г. до 110,6 млрд руб. в 2007 г., предусмотрены средства в объеме 11,1 млрд руб. на развитие особых экономических зон.

В рамках реализации данного предложения необходимо, в частности, предусмотреть в 2007 г. дополнительные субсидии регионам в размере не менее 35 млрд руб. на строительство и модернизацию автомобильных дорог.

В 2007 г. субсидии бюджетам субъектов РФ на ремонт и строительство автомобильных дорог составят 78,3 млрд руб.

Учитывая необходимость ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных перевозок, следует определиться с объемами, механизмами и сроками необходимой бюджетной поддержки.

Для ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике на 2007 г. предусмотрено 30,0 млрд руб. на взносы в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики.

Должны быть также предусмотрены средства на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы.

На указанные цели в 2007 г. предусмотрено 5,5 млрд руб.

Общими факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.