42. Роль государства в трансформационной экономике. Особенности государственной политики в трансформационной экономике.
В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция. При социализме частная собственность на средства производства и коммерческая деятельность были запрещены. Поэтому переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на существование частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэкономической деятельности и т.д. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Возникнув как класс, частные собственники лоббируют принятие необходимой для развития предпринимательства правовой базы, создают недостающие рыночные институты (коммерческие банки, страховые организации, биржи и др.). Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений.
Вторая функция государства – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством (провалами, несостоятельностью) рынка, и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может.
В результате трансформационного спада финансовые возможности государства сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой экономики приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Во всех постсоциалистических странах необходимо изыскивать ресурсы для модернизация производства. Поэтому в переходный период вводятся более жесткие критерии отнесения благ к неисключаемым из общественного потребления. Становятся платными, например, отдельные услуги образования, здравоохранения, отдельные автодороги.
Есть общественные блага, которые не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены (проблема неполноты рынков). Государство в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, например, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д.
Существуют два способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Например, устанавливаются квоты на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и штрафы за их превышение. Близко к административным мерам и введение налогов на виновников негативных эффектов. Второй способ – государство способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.
К примеру, создается рынок прав на причинение внешних издержек, на котором объектом купли – продажи выступают государственные лицензии на сброс отходов. Фирмы, купившие такие лицензии, но не использовавшие их полностью, могут перепродать их другому производителю, который не укладывается в разрешенные ему пределы выбросов. На практике, например, в США уже ряд лет действует рынок на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате удалось снизить загрязнение атмосферы на 40%.
С другой стороны, государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. Оно субсидирует образование, здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывает все общество в целом.
Важными государственными задачами в рыночной экономике являются: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг, препятствие распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемой фирмами информации и т.д.)
Третья задача государства – осуществление макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий долгосрочного экономического роста. Содержанием макроэкономической политики на этапе стабилизации экономики является достижение стабильности общего уровня цен и валютного курса, производства и занятости. Стабилизация экономики является важным начальным этапом трансформации, потому что реформы начинаются в состоянии кризиса и сопровождаются, как правило, трансформационным спадом.
Постсоциалистические страны начали свой переход к рынку в условиях тяжелых финансовых кризисов. Наиболее сложная ситуация сложилась в СССР. Бюджетный дефицит в СССР в 1989 г. составил 8,7 % ВВП. У населения скопились значительные денежные сбережения, которые не были обеспечены товарным покрытием. Особенно быстро они выросли в последние годы существования СССР: с 69 % годового объема розничных продаж в 1985 г. до 90 % в 1990 г. Люди стояли по нескольку лет в очередях, чтобы купить автомобиль или холодильник. На поддержку нежизнеспособной экономической системы в последние годы ее существования были растрачены золотовалютные резервы страны и сделаны значительные внешние заимствования (около 70 млрд долл.).
Либерализация внутренних цен в условиях товарного дефицита и денежного навеса переводит подавленную инфляцию в открытую и вызывает быстрый рост цен, производство и занятость падают. В этих условиях главной задачей стабилизации становится обуздание инфляции. Методы и темпы подавления инфляции зависели от выбора страной постепенной, градуалистской концепции перехода к рынку или «шоковой терапии». Польша первой применила радикальную стабилизационную политику. Цены одномоментно стали свободными; сразу же стала проводится жесткая кредитно-денежная политика; установлен положительный реальный процент на кредит; с помощью жесткой политики доходов был ограничен рост заработной платы; польский злотый на некоторое время был привязан к американскому доллару. Вслед за Польшей радикальную стабилизационную программу провела Чехия и страны Прибалтики.
В странах СНГ сохранялись большие бюджетные дефициты, продолжалась денежная эмиссия, вызывавшая гиперинфляцию. В этих условиях нельзя было добиться стабилизации валютных курсов. Лишь после финансового кризиса 1998 г. в России была осознана необходимость радикальной политики стабилизации.
Инфляция была высокой и устойчивой в большинстве стран. Обесценились сбережения населения, было подорвано доверие к национальным валютам и произошла долларизация экономик. Инфляция стала инструментом обогащения отдельных слоев населения, имевших доступ к кредитам. Но в тех странах, которые проводили радикальную стабилизационную политику, длительность инфляции и ее разрушительные последствия для экономики были меньше.
Функции государства не могут ограничиться обеспечением только макроэкономической стабильности. Для обеспечения долгосрочного экономического роста и предотвращения угроз, которые могут возникнуть в будущем, необходима реализация ряда долгосрочных проектов. Но предприниматели в странах с переходной экономикой не станут инвестировать в проекты, срок окупаемости которых превышает 7–10 лет. Они не будут, к примеру, строить атомные станции, причалы и другие объекты инфрастуктуры, не станут финансировать фундаментальные научные исследования. Реализация таких проектов остается прерогативой государства.
Реформирование государства. Ключевыми задачами постсоциалистической трансформации являются:
изменение положения государства как субъекта экономических отношений и переосмысление его функций;
приведение их в соответствии с принципами рыночного хозяйствования, в частности, искоренение «клановых» методов согласования интересов и неформальных отношений;
уменьшение роли органов исполнительной власти в процессе принятия решений о перераспределении прав собственности и повышении роли судебных органов
В переходных странах, где демократические институты еще не развиты и не способны контролировать действия органов власти, удовлетворение экономических интересов крупных частных собственников и бюрократии может произойти за счет интересов других слоев общества. В этом случае бюрократия становится незаинтересованной в углублении реформ и они тормозятся, страна попадает в ловушку незавершенных реформ. Коррумпированная бюрократия противодействует реальной либерализации экономики. Поэтому одна из задач, которую должны решать сторонники рыночной трансформации, – это усиление способности государства к преобразованиям, в частности, способности изолироваться от лоббирования клановых интересов и обслуживать потребности людей.
Для устранения коррупции необходимы, прежде всего: разделение властей и политическая конкуренция; дерегулирование бизнеса и либерализация экономики; законы прямого действия; отделение власти от бизнеса и изменение функций чиновников (они должны заниматься проведением в жизнь законов, а не вмешиваться в хозяйственную жизнь предприятий). В то же время следует установить высокие зарплаты высшим должностным лицам (с целью избавления от коррупции).
Заслуживает внимания опыт Сингапура, искоренившего коррупцию в государственном аппарате. Ли Куан Ю, творец «сингапурского чуда», считает, что для искоренения коррупции необходимы три условия: 1) высшие лидеры страны должны быть примером моральных стандартов; 2) неизбежность наказания; 3) зарплаты высших руководителей должны соответствовать рыночному уровню. С этой целью оклады министров и высших руководителей устанавливаются на уровне доходов 10% самых высокооплачиваемых людей в стране.
- 1. Основы теории спроса и предложения. Условия достижения рыночного равновесия
- 2. Теория фирмы: производство и его факторы, производственная функция, виды продукта и их взаимосвязь.
- 3. Издержки фирмы и принцип альтернативности затрат. Доходы и прибыль фирмы: понятие и основные виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- 4. Типы конкуренции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции и его особенности.
- 5. Рыночное поведение конкурентной фирмы. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 6. Понятие и основные признаки монополии, условия максимизации прибыли и социальные последствия.
- 7. Монополистическая конкуренция: понятие, основные признаки, условия максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 8. Олигополия: понятие и ее основные характеристики. Стратегическое поведение фирмы в условиях олигополистического рынка.
- 9. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции: понятие, основные характеристики, условия равновесия.
- 10. Заработная плата как цена труда и ее формы. Дифференциация заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.
- 11. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
- 12. Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ и инвестиции.
- 13. Равновесие рынка капитала: спрос фирмы на капитальные ресурсы, роль процентной ставки, особенности формирования предложения капитала.
- 14. Рынок земли: неэластичность спроса, предложение земли и его ограниченность, достижение равновесия.
- 15. Земельная рента как плата за использование земли. Рента и арендная плата. Цена земли.
- 16. Формирование рынка земли в Республике Беларусь.
- II. Макроэкономика
- 17. Роль макроэкономических показателей. Измерение внп и ввп. Методы расчета ввп. Номинальные и реальные показатели.
- 18. Индексы цен Пааше и Ласпейреса. Дефлятор внп и индекс потребительских цен. Измерение инфляции (дефляции), дизинфляции (рефляции, гиперинфляции).
- 19. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели ad-as.
- 20. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов. Основы кейнсианской теории. Функции потребления, сбережений и инвестиций в модели Кейнса.
- 37. Доходы населения и проблемы их распределения. Кривая Лоренца
- 38. Модели социальной политики. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления
- 39.Понятие и модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (модель «доходы-расходы», модель Манделла-Флемминга). Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам.
- 40. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки
- 41. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Белорусская модель трансформации экономики
- 42. Роль государства в трансформационной экономике. Особенности государственной политики в трансформационной экономике.
- 43. Основные направления рыночных преобразований: (реформирование отношений собственности, либерализация экономики, структурная перестройка национальной экономики, институциональные преобразования).
- III. Международная экономика
- 44. Международная экономика и структура мирового хозяйства. Формы международных экономических связей. Современные тенденции развития мирового хозяйства.
- 45. Международное разделение труда и факторы производства. Транснационализация мировой экономики. Интеграционные процессы.
- 46. Национальное и международное регулирование мирохозяйственных связей. Международные экономические и валютно-финансовые организации.
- 47. Возникновение и генезис теории международной торговли. Современные теории международной торговли.
- 48. Торговая политика и ее виды (протекционизм и либерализация торговли). Инструменты торговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования.
- 1. Тарифные методы регулирования
- 2. Не тарифные методы регулирования
- 2.(А) Экономические методы регулирования
- 2. (Б). Административные методы регулирования
- 49. Миграция труда и движение капитала. Международный кредит: виды, механизм предоставления и современные тенденции.
- 50. Мировая валютная система: понятие и этапы эволюции. Роль международных валютно-финансовых организаций в мировой валютной системе.
- 51. Валютный рынок и валютное регулирование: понятие, виды и режимы валютных курсов.
- 52. Республика Беларусь в международной экономике: место в международном разделении труда, стратегия вхождения в мировую экономику.
- IV. История денег и финансов
- 53. Закономерности развития денежных систем античности. Развитие денежного обращения в XVI-XVII вв.
- 54. Развитие кредитных денег XVII-XIX вв. Возникновение и деятельность центральных банков до начала XX века.
- 55. Причины и закономерности развития фондового рынка XVII - н. XX вв.
- 56. Причины и закономерности финансовых кризисов в XVIII-первой половине XX вв. Преодоление Великой Депрессии и ее последствия.
- 57. Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы и их роль для денежного обращения.
- V. Деньги, кредит, банки. Монетарная политика
- 62. Валютное и инфляционное таргетирование
- 63. Валютный курс, его сущность, виды и основные методы определения. Основные факторы, влияющие на валютный курс. Валютное регулирование и его направления
- 64. Денежно-кредитная политика центрального банка и ее основные инструменты
- 65. Сущность денег и их основные функции. Конвертируемость национальных валют, ее основные формы, условия и проблемы
- 66. Понятие и характеристика устойчивости денежного обращения, денежной массы, денежной базы и скорости обращения денег
- 67. Принципы измерения и структура денежной массы. Механизм формирования денежного предложения
- 68. Основы безналичного денежного обращения. Безналичные и наличные расчеты, принципы их организации. Виды и формы расчетов
- 69. Налично-денежный оборот и механизм организации кассовых операций в национальной экономике
- 70. Необходимость и сущность кредита, его принципы и функции. Условия возникновения кредитных отношений
- 71. Сущность банковского процента, его виды и механизмы функционирования. Процентная политика коммерческих банков.
- 72. Ипотечный кредит, условия развития, роль и особенности предоставления.
- 73. Денежно-кредитные реформы, их цели, задачи и методы проведения. Содержание и назначение денежных реформ.
- 74. Коммерческие банки, их признаки, принципы функционирования и основные функции. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
- 75. Центральный банк, его статус, цели и функции. Денежно-кредитная политика центрального банка.
- 1. Изменение минимальной резервной нормы.
- 2. Изменение учетной ставки.
- 3. Операции на открытых рынках.
- 76. Национальный банк Республики Беларусь и его роль в развитии национальной экономики.
- VI. Аналих банковских рисков
- VII. Платежные системы
- 86. Место и роль платежной системы в экономике государства. Принципы построения платежных систем.
- 87. Организация межбанковских расчетов и платежная система.
- 88. Роль и функции центрального банка страны в платежной системе Республики Беларусь.
- 89. Риски в платежной системе и механизмы управления ими.
- 90. Банковские пластиковые карты как инструмент оказания электронных банковских услуг. Электронные системы расчетов.
- VIII. Мировая банковская система
- 91. Типология кредитно-финансовых систем. Особенности кредитно-финансовых систем в 90-е гг. Хх в. И началеХxi в.
- 92. Формирование и развитие инвестиционного банкинга в 90-е гг. Хх в. И начале хxi в.
- 93. Основные направления осуществления международной банковской деятельности. Секьюритизация и ее влияние на банковскую деятельность
- 94. Формы осуществления международной банковской деятельности и операции банков на мировом кредитном рынке
- 95. Финансовые потоки в мировой банковской системе и операции банков на мировом фондовом рынке
- 96. Регулирование мировой кредитно-финансовой системы. Посткризисный подход к системе глобальной финансовой стабильности
- IX. Международные финансовые рынки
- 97. Международные финансовые рынки: понятие, функции, институциональная организация и инструментарий. Глобализация мировых финансовых рынков.
- 2. Респределительная.
- 98. Модели развития фондовых рынков (англо-американская, германская, японская) и их применимость для Республики беларусь.
- 99. Рынок производных финансовых инструментов: структура, виды инструментов, влияние на мировую финансовую систему.
- 100. Риски при осуществлении операций на международном финансовом рынке: понятие, виды, оценка.
- 101. Общая характеристика системы управления международными финансовыми рисками.
- 1. Игнорирование (непринятие) риска.
- 3. Компенсацию (принятие) риска
- X. Рынок ценных бумаг. Фондовые биржи
- 102. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: основные различия.
- 103. Рынок ценных бумаг и его классификация. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- 104. Понятие листинга, сущность и процедура его прохождения.
- 105. Понятие, правовое положение биржи, членство в бирже. Порядок заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг на бирже.
- 106. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды.
- 107. Фондовые индексы: понятие и виды. Стоимостная оценка облигаций на рынке ценных бумаг.
- 108. Рейтинги и рейтинговые агенства рынка ценных бумаг. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
- 109. Преимущества и недостатки биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг.
- 110. Депозитарная система Республики Беларусь и направления ее развития.
- 111. Виды биржевых услуг, оказываемых фондовой биржей.
- XI. Опционы и фьючерсы
- 112. Рынок деривативов: сущность, назначение и основные сегменты.
- 113. Содержание и виды деривативов (форварды, фьючерсы, опционы, свопы).
- 114. Основные стратегии работы с деривативами (хеджирование, арбитраж, спекуляции).
- 115. Спекулятивные стратегии с применением деривативов (фьючерсов и опционов).
- 116. Спекулятивные опционные позиции. Хеджирование опционами: виды и методы.
- 117. Хеджирование: сущность, виды, методы. Хеджирование фьючерсами: виды и методы.
- 118. Опционные контракты: содержание, виды, применение.
- 119. Валютный арбитраж: сущность, условия, методы осуществления.
- 120. Свопы: сущность, виды, применение.
- 121. Особенности ценообразования на рынке опционов.
- XII. Банковский бухгалтерский учет
- 122. Роль бухгалтерского учета и отчетности в банках в проведении денежно-кредитной политики государства и функционировании деятельности банка и банковской системы.
- 124. Организационные и методологические особенности бухгалтерского учета и отчетности в банках.
- 128. Синтетический учет в банках. Основная форма синтетического учета (назначение, содержание).
- 129. Бухгалтерский учет кредитных операций банка.
- XIII. Статистика
- 137. Статистический анализ инфляции. Дефлятор ввп, индексы потребительских цен, индекс покупательной способности денег.
- 138. Статистический анализ финансов предприятия: источники информации и основные показатели.
- 139. Статистический анализ выполнения государственного бюджета. Влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки.
- XIV. Эконометрика
- 141. Модель множественной линейной регрессии
- 142. Нелинейные эконометрические модели
- 143. Динамические эконометрические модели
- XV. Ценообразование
- 144. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции и рынка чистой монополии.
- 145. Ценообразование в условиях олигополии и монополистической конкуренции.
- 146. Функции цены и основные ценообразующие факторы. Классификация видов цен, структура и элементы цены.
- 147. Механизм ценообразования и характеристика основных стратегий ценообразования в компаниях.
- 148. Основные методы ценообразования и их характеристика (затратный, нормативно-параметрический, договорно-контрактный, рыночный и административный).
- XVI. Налоговая и бюджетная системы
- 150. Бюджетная система и устройство государства. Принципы построения бюджетной системы. Система межбюджетных отношений.
- 151. Государственные доходы, их основные виды и источники формирования. Государственные расходы и принципы их финансирования.
- 153. Бюджетный дефицит и сбалансированность государственного бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- 154. Государственный кредит в системе финансовых отношений, его основные виды. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного кредита.
- 155. Государственный долг и основные методы управление им. Управление государственным долгом в Республике Беларусь.
- 156. Налоговая система Республики Беларусь: принципы построения, структура, основные направления развития. Пересмотреть!!!
- 157. Налоговая политика государства и направления ее реализации. Основные пути реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
- 158. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, особенности его исчисления. Налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь.
- 162. Налог на прибыль и доходы: экономическая сущность, значение и роль в системе налогообложения. Порядок взимания налога на прибыль и доходы в Республике Беларусь.
- 163. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: основные системы налогообложения и эффективность их использования.
- 164. Подоходный налог с физических лиц, его роль в налоговой системе государства. Особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.
- 165. Основные виды налогов, взимаемые с доходов банков, особенности их исчисления.
- 166. Налоги и отчисления, относимые на расходы банков: основные виды и порядок их исчисления.
- XVII. Инвестиционный менеджмент
- 167. Понятие инвестиций и инвестиционного проекта, их классификация. Инвестиционный анализ и его виды.
- 168. Инвестиционный проект в системе экономических отношений. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
- 169. Бизнес-план инвестиционного проекта и его структура. Эффективность инвестиционного проекта и ее виды.
- 170. Статические методы анализа эффективности инвестиций.
- 171. Учет фактора времени в анализе эффективности инвестиций.
- 172. Денежный поток от инвестиционного проекта и его прогнозирование. Финансовая рента.
- 173. Цена капитала инвестиционного проекта и модели ее определения.
- 174. Метод чистой текущей стоимости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 175. Метод индекса рентабельности как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций. Метод модифицированной внутренней нормы прибыли.
- 176. Метод внутренней нормы прибыли как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 177. Метод динамического срока окупаемости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций..
- 179.Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции.
- 180. Типы финансирования инвестиционных проектов. Формы финансирования инвестиционных проектов.
- XVIII. Корпоративные финансы
- Корпорация как форма бизнеса и участник рынка капитала. Потоки денежных средств корпорации.
- Прикладные аспекты теоретических разработок современных корпоративных финансов
- Принципы оценки финансовых активов в корпоративном управлении
- Использование методов дисконтирования денежных потоков (dcf- модель) в оценке инвестиционной стоимости ценных бумаг.
- Модель оценки доходности активов у. Шарпа, ее эмпирическая проверка, современное состояние и значение.
- 187. Арбитражная модель оценки активов с. Росса, ее преимущества и недостатки