logo search
финансы

2.1. Общая характеристика структуры бюджетной системы Российской Федерации и принципы ее построения

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основана на экономических отношениях и регулируется нормами права.

Примечание. Представляется весьма условным отнесение внебюджетных фондов к бюджетной системе. Такие фонды, хотя и функционируют в составе государственного бюджета; формируются преимущественно за счет налога ЕСН, но имеют собственную структуру управления и организацию контроля за формированием и использованием денежных средств.

Бюджетные экономические отношения возникают в процессе:

Структура бюджетной системы, правовой статус участников бюджетных отношений регламентируются Бюджетным кодексом РФ (введен в действие в 2007 г.), а также соответствующими специальными законами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, Указами Президента и Постановлениями Правительства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1-й уровень – Федеральный (Государственный) бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2-й уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Всего в Российской Федерации 85 субъектов и соответственно 85 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 54 краевых и областных бюджетов, 7 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3-й уровень – местные бюджеты (городские, районные, сельские, поселковые, всего около 29 тыс.).

Так, федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня. Местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Начиная с 1991 г. бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно. Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий бюджет выступает гарантом финансирования социального минимума необходимых расходов нижестоящих бюджетов.

Бюджеты, действующие на территориях субъектов, объединяются в консолидированные бюджеты. Федеральный и консолидированные бюджеты субъектов РФ вместе составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социально-финансовых нормативов, используются в бюджетном планировании и служат основанием для предоставления субвенций регионам из федерального бюджета.

Бюджеты утверждаются ежегодно и действуют в течение финансового года, совпадающего с календарным.

Ведущим звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный (государственный) бюджет, с помощью которого перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные государственные расходы, экономические и социальные программы. Расходы государственного бюджета в мировой практике, равно как и в России, традиционно содержат следующие статьи:

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры инвестиций, отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировом рынке. Но в то же время величины ее расходных статей могут сильно меняться, особенно в периоды экономических кризисов.