logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

107. Фондовые индексы: понятие и виды. Стоимостная оценка облигаций на рынке ценных бумаг.

Наиболее компактную картину о состоянии и динамике фондового рынка дают индексы, которые являются цифровыми статистическими показателями, выражающими (обычно в процентах) последовательные изменения каких-либо явлений.

Индекс представляет собой отношение сравниваемой (фактической, плановой) величины к определенной (предшествующего периода, плановой) величине, принимаемой в качестве базы.

Фондовые индексы — это индексы цен акций, обращающихся на рынке.

Биржевой индекс — это вычисляемый по особым формулам показатель биржевой активности, позволяющий также следить за курсом акций.

Использование биржевых индексов основано на проверенном допущении, что колебания цен на акции нескольких десятков ведущих компаний соответствуют колебаниям цен на все другие акции на фондовом рынке в целом. Индексы отражают происходящие макроэкономические процессы (при депрессии падают).

В зависимости от выбора ценных бумаг для вычисления индекса анализируется:

• фондовый рынок в целом

• рынок групп ценных бумаг (государственных ценных бумаг, акций, облигаций),

• рынок ценных бумаг отрасли (телекоммуникации, банков, добывающей и т. д.)

Фондовые индексы подсчитываются и публикуются различными источниками, в качестве которых, как правило, выступают информационные агентства и фондовые биржи.

Группы индексов:

3. Капитализационные индексы. Измеряют общую капитализацию предприятий, ценные бумаги которых используются для расчета индекса. Вычисленное значение индекса нормируется на некоторую базовую дату. S&P, сводный индекс NYSE. Большинство индексов

4. Ценовые индексы (с весом). Вычисляют среднюю арифметическую стоимость акций компании, входящих в базовый список индекса. Промышленный индекс Доу-Джонса, индекс Токийской фондовой биржи.

Каждый индекс имеет следующие характеристики:

  1. Список индекса (выборка).

  2. Метод усреднения предполагает использование метода арифметической или геометрической средней. В основе построения всех индексов лежит методика исчисления: простого среднего арифметического, среднего взвешенного арифметического и среднего геометрического. Простое среднее арифметическое — вычисляется путем сложения цен акций. Проблема этого метода состоит в том, что он дает одинаковые веса значимости цен каждой акции компании, не отражая при этом размер компании. Поскольку портфель инвестиций вряд ли может содержать одинаковое количество акций по каждой инвестиции, то такой индекс имеет очень мало ценности как ориентир для измерения результатов. Среднее геометрическое — вычисляется путем извлечения корня соответствующей степени из произведения каждой цены акций, которые должны быть включены в индекс, и деления результата для получения курса — «n», где «n» — количество цен в вычислении.

  3. Виды весов: курсовая стоимость акции корпорации; капитализация корпорации-эмитента. При применении в качестве весов индекса капитализации наибольшее влияние на изменение индекса оказывают изменения курсов акций компаний с наибольшей капитализацией. Если в качестве весов применяются курсовые стоимости, то наибольшее влияние приобретают акции с высокой курсовой стоимостью.

  4. Базисное значение индекса. Это его величина в году (или периоде), принимаемом за базу.

  5. Статистическая база.

Фондовый индекс должен соответсвовать следующим требованиям:

• точно и своевременно отражать ситуацию на всем индицируемом им рынке в целом;

• быть хорошим инструментом для прогнозирования направления движения рынка;

• служить инструментом для фьючерсных и опционных контрактов с целью хеджирования рисков как по рынку, так и по отдельным его показателям (по % ставкам);

• служить базой для создания оптимального портфеля в категориях «надежность» - «доходность»;

• служить инструментом оценки качества работы управляющих конкретных компаний по сравнению со среднеотраслевыми значениями и рынком в целом;

• характеризовать деятельность регулирующих органов на рынке (в стране), на котором обращаются (где эмитированы) приведенные в портфеле индекса инструменты, отражать экономическую ситуацию и инвестиционный климат.

Облигация - это срочная долговая ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее владельцем и эмитентом. Облигации могут выпускать государство в лице общегосударственных органов власти, местные органы власти, акционерные общества, частные предприятия. Все платежи по облигации эмитент должен осуществлять в первую очередь по сравнению с акциями и в обязательном порядке.

Платежи обеспечиваются имуществом эмитента. Облигация является срочной бумагой. Как правило, эмитент выкупает ее по номиналу. Облигации могут выпускаться с условием досрочного отзыва или погашения. Облигация с правом досрочного погашения позволяет инвестору досрочно предъявить ее эмитенту для выкупа. При размещении такие облигации обычно стоят дороже, так как в этом случае риск берет на себя эмитент.

Классическая облигация представляет собой ценную бумагу, по которой выплачивается фиксированный доход. Доход по облигации называют процентом или купоном. Саму облигацию именуют купонной или твердопроцентной бумагой. В условиях инфляции обесценению подвергается и номинал бумаги. Поэтому существуют индексируемые облигации. У них плавающим является не только купон, но индексируется также и номинал.

Существуют облигации бескупонные. Бескупонная облигация— это ценная бумага, которая не имеет купонов. Доход инвестора возникает за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и ценой ее приобретения. Бескупонные облигации привлекательны и для инвестора, если ему необходимо аккумулировать известную сумму денег к определенному времени. Купив необходимое количество облигаций, вкладчик уже не зависит от конъюнктуры, как в случае с купонной бумагой.

В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может продаваться по цене как ниже, так и выше номинала. Разность между номиналом облигации и ценой, если она ниже номинала, называется скидкой или дисконтом, или де-зажио. Разность между ценой облигации, если она выше номинала. и номиналом называется премией или ажио.

Котировки облигации принято давать в процентах. При этом номинал бумаги принимается за 100%. Чтобы узнать по котировке стоимость облигации, следует умножить котировку в процентах на номинал облигации.

Цену облигации можно разделить на две части: чистую цену и сумму накопленного купона. Такое деление целесообразно провести, чтобы лучше представить динамику курсовой стоимости облигации. В ходе купонного периода она равна сумме чистой цены и накопленной на момент сделки суммы купона. На дату выплаты купона она падает на размер купона.

Определение курсовой стоимости облигаций позволяет инвестору рассчитать приемлемый для него уровень цены бумаги. В то же время это не означает, что облигации на рынке обязательно будут продаваться по найденной цене. Кроме того, на цену будут также влиять силы спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то это создаст потенциал к повышению цены, если предложение больше спроса, то к понижению.

Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Курс облигаций         Kp Ko = --- x 100          P Ko – курс облигаций Kp – рыночная цена облигации; P – номинальная цена облигации.

Технику определения курсовой стоимости можно представить в три действия:

1. Определяем поток доходов, который ожидается по ценной бумаге.

2. Находим дисконтированную стоимость величины каждого платежа по бумаге.

3. Суммируем дисконтированные стоимости. Данная сумма и представляет собой курсовую стоимость ценной бумаги.

Дисконт и процентный доход по облигации Общий доход от облигации складывается из следующих элементов: • периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода); • изменения стоимости облигации за соответствующий период; • дохода от реинвестиций полученных процентов.

1) Облигация, в отличие от акции, приносит владельцу фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянный аннуитет — право получать фиксированную сумму ежегодно в течение ряда лет. Размер купонного дохода по облигациям зависит прежде всего от надежности облигации, иначе говоря, от того, кто является ее эмитентом. Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, тем ниже предлагаемый процент. Кроме того, существует зависимость между процентным доходом и сроком обращения облигации: чем больше отдален срок погашения, тем выше должен быть процент, и наоборот.

2) Вторая составляющая дохода, приносимого облигацией: облигация, купленная по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. Примером таких облигаций служат облигации с нулевым купоном.

         1 Kрд = H x --------                   1+ТС                   ----                   100 Kрд – цена продажи облигации с дисконтом, руб. H – номинальная цена облигации, руб. T – число лет, по истечении которых облигация будет погашена C – норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), %   1 -------    – дисконтный множитель, показывающий, какую долю составляет цена продажи 1+TC       облигации в ее номинальной цене. ------  100

3) Последний элемент совокупного дохода — доход от реинвестиций полученных процентов — присутствует лишь при условии, что полученный в виде процентов текущий доход по облигации постоянно реинвестируется. Данный вид дохода может иметь довольно существенное значение при покупке долгосрочных облигаций.

Доходность облигаций

В общем виде доходность представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную, или конечную, доходность облигаций. Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно сделанных затрат на ее покупку.

Д Стек = ---- x 100               Kp Стек — текущая доходность облигации, %; Д — сумма выплачиваемых в год процентов; Кр — курсовая стоимость облигации, по которой она была приобретена, руб.               Дсп Cкон = -------- x 100,             Кр x П где Cкон — конечная доходность облигаций, %; Дсп — совокупный процентный доход, руб.; П — величина дисконта по облигации, руб.; Кр — курсовая стоимость облигации, по которой она была приобретена, руб.; п — число лет, в течение которых инвестор владел облигацией. Величина дисконта П равна разнице между номинальной стоимостью облигации и ценой приобретения в случае, если инвестор держит облигацию до погашения.

Существуют два важных фактора, влияющих на доходность облигаций — инфляция и налоги.