logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

6. Понятие и основные признаки монополии, условия максимизации прибыли и социальные последствия.

Рынок чистой монополии имеет характерные черты:

1) на нем выступает единственный продавец, который выпускает уникальный, не имеющий заменителей продукт;

2) монополист контролирует цены;

3) на пути входа в такой рынок часто имеются непреодолимые для конкурента барьеры — экономические, технические, юридические.

Очень часто государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии.

Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и тем самым — фактором усиления монопольной власти.

Также различают естественную монополию — ситуацию, при которой производство товара или услуг сосредоточено в одних руках в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу. К ним относятся предприятия водоснабжения, электрические и газовые компании, транспортные предприятия, поскольку крайне нерационально в любом городе иметь две сети канализации, подвода газа и электроэнергии. Как правило, естественные монополии находятся или в собственности государства или действуют под его строгим контролем.

Причины монополии

Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы. Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

Максимизация монопольной прибыли

Точка пересечения кривых MR и MC определяет выпуск (Qm), при котором монополист получает максимальную прибыль. Предельный доход здесь равен предельным затратам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (Pm). При такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.

В данном случае в точке равновесия монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль). Она равна разнице между ее выручкой и совокупными затратами:

П=TR-TC=Pm*Qm-AC*Qm

выручка – это площадь прямоугольника OPmEqm, совокупные затраты – прямоугольника площадь OCFqm. Поэтому прибыль равна площади прямоугольника CPmEF.

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:

на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;

контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;

назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;

устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

Ценовая дискриминация

До сих пор предполагалось, что монополия продает всю свою продукцию по одной и той же цене. На деле монополист нередко устанавливает неодинаковые цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не связаны с различиями в затратах на производство и реализацию товаров. Такая практика называется ценовой дискриминацией.

Отметим в этой связи, что не всегда различия в ценах означают ценовую дискриминацию. В частности, продажа фруктов на Чукотке дороже, чем в Москве не является дискриминационной, поскольку в этом случае высокая цена объясняется повышенными затратами на транспортировку.

Успешная ценовая дискриминация базируется на следующих предпосылках:

- Необходимо, чтобы эластичность спроса на товар по его цене была различной у разных покупателей;

- Монополия должна уметь четко идентифицировать разных покупателей с точки зрения различий в их спросе;

- Покупатели не должны иметь возможность перепродавать купленный товар.

Различают три степени ценовой дискриминации. Дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по своей цене спроса. В результате не только разные покупатели платят неодинаковые цены за товар, но и каждый покупатель платит различную цену за ту или иную единицу товара. Поэтому такую дискриминацию еще называют совершенной дискриминацией.

Ценовая дискриминация второй степени происходит, когда разные единицы продукции продаются по разным ценам, но все покупатели, купившие одинаковое количество товара, платят одну и ту же цену. Такая дискриминация принимает форму разного рода скидок (например, за объем покупок).

Ценовая дискриминация третьей степени означает, что товар продается по разным ценам разным категориям покупателей, но для представителей каждой категории цена не зависит от величины покупки. В качестве примеров можно привести скидки на проезд в общественном транспорте для студентов, различную плату за обучение в вузе для россиян и иностранцев, продажу товаров по разным ценам в «богатых» и «бедных» регионах и т.д.

Для получения максимальной прибыли в условиях ценовой дискриминации монополист продает каждой категории потребителей такое количество продукта (и по такой цене), при котором его предельный доход от продажи товара на каждом рынке одинаков и равен предельным затратам. Соблюдается равенство:

MR1=MR2=…=MRN=MC,

где MRi – предельный доход от продажи товара на i-ом рынке.

До тех пор, пока это равенство не выполняется, монополист может увеличить свою прибыль, переместив часть товаров с рынка, где предельный доход ниже, на рынок, где он относительно высок. Такие перемещения и приведут, в конечном счете, к выравниванию предельного дохода на всех рынках.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.