logo search
финансы

Государственный и муниципальный долг в Российской Федерации

Государственный долг – долговые обязательства государства пред национальными юридическими и физическими лицами и действующие государственные внешние заимствования. Это долг Правительства РФ.

Общегосударственный долг – совокупный долг, как Правительства РФ, так и нижестоящих органов государственной власти: органов управления республиками в составе РФ и местных органов власти.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Государственный внешний долг Российской Федерации в большей части является наследием СССР. Советский Союз выступал на международной арене и в качестве заемщика, и в качестве кредитора.

Условия, на которых СССР привлекал кредиты:

Условия, на которых СССР предоставлял кредиты:

В настоящее время Российская Федерация входит в тройку самых крупных должников мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным странам возникла в период перестройки 1985-1991 гг.

Основными западными кредиторами Российской Федерации являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

Структура внешней задолженности Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. задолженность официальным кредиторам, т.е. перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют кредиты под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, который объединяет официальных представителей основных стран – международных кредиторов;

  2. кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Регулирует задолженность по таким кредитам Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

  3. задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг;

  4. задолженность международным финансовым организациям (МВФ МБРР, ЕБРР);

  5. Россия приняла на себя долги СССР странам – бывшим членам СЭВ: Венгрии и Чехословакии (Чехии и Словакии);

  6. к категории внешнего долга можно также отнести валютный долг Российской Федерации собственным предприятиям, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга.

В советское время никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся первоклассным заемщиком, так как погашение внешней задолженности относилось к важнейшим государственным приоритетам. Суммы, необходимые для выполнения графика задолженности, включались в валютный план. Благодаря этому Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 г., когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти начали переговоры о предоставлении отсрочки платежей.

В списке должников Российской Федерации более 50 стран. Проблема долгов этих стран Российской Федерации до сих пор полностью не урегулирована1.

Существуют три основные формы покрытия внутреннего государственного долга:

1) добровольно-рыночный кредит – размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке:

2) вынужденный (квазирыночный) кредит – рыночное оформление фактического государственного долга:

3) административный кредит – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.

Кроме вышеперечисленных долгов существует долг федерального бюджета экономическим субъектам, возникший по причине невыполнения государством своих обязательств.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т.е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

Как известно из экономической теории, бюджетный дефицит можно ликвидировать тремя способами (рис. 9). Ликвидация дефицита первым способом связана с увеличением уровня собираемости налогов (например, путем увеличения ставок налогообложения) является непопулярной мерой, может вызвать спад предпринимательской деятельности, социальные издержки.

Рис. 9. Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета

К эмиссии как способу ликвидации бюджетного дефицита (а не как средству естественного регулирования денежного оборота) прибегать также нежелательно, так как это обычно приводит к увеличению уровня инфляции в стране. Наиболее приемлемым, как это делается во всех странах, является третий способ в виде государственного заимствования денежных средств. Для ликвидации бюджетного дефицита на региональном и местном бюджете используются соответственно займы субъектов РФ и муниципальные займы.

Государственный кредит представляет собой одну из форм государственных финансов. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими, физическими, иностранными лицами, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях кредитования. При этом государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Государственному кредиту как элементу финансовой системы присущи не только функции финансов, но и другие особенности. Так, распределительные функции государственного кредита характеризуется следующими чертами:

Сравнивая с другими формами государственных финансов, можно отметить следующие особенности госкредита:

Понятие государственного кредита тесно связано с понятием государственного долга, поскольку последнее всегда порождается, является следствием первого. Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств РФ, которые обеспечиваются государственным имуществом.