4. Типы конкуренции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции и его особенности.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции. Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм. Рыночную структуру определяют множество факторов:
Количество фирм в отрасли и их размеры;
Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
Количество покупателей.
Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы и так далее.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
рынок совершенной (чистой) конкуренции ; чистая монополия ; монополистическая конкуренция ; олигополия .
Различают три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Понятие «монополия» (от греческого — «монос» — один, «полео» — продаю) означает исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Следовательно, чистая монополия — это ситуация на конкретном товарном рынке, где имеется всего один продавец.
Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:
1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам.
2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
3. Отсутствие барьеров. Отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех.
Спрос на продукцию совершенного конкурента. В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.
Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход ( ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
2. Средний доход ( ) — доход от реализации единицы продукции, определяется рыночной ценой равновесия, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы.
3. Предельный доход ( ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.
К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующее.
Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть и не самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом.
Каждая фирма и отрасль в целом работают сбалансированно – без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения – с линией предельных издержек (S=MC).
Как следствие достигается оптимальное – без дефицита и расточительности – распределение ресурсов.
Однако рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки.
Постоянное балансирование на грани выживания приводит к чрезмерному напряжению участников и их текучести в отрасли.
Не достигается экономия на масштабах производства.
Затруднена разработка и тем более внедрение инноваций.
- 1. Основы теории спроса и предложения. Условия достижения рыночного равновесия
- 2. Теория фирмы: производство и его факторы, производственная функция, виды продукта и их взаимосвязь.
- 3. Издержки фирмы и принцип альтернативности затрат. Доходы и прибыль фирмы: понятие и основные виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- 4. Типы конкуренции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции и его особенности.
- 5. Рыночное поведение конкурентной фирмы. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 6. Понятие и основные признаки монополии, условия максимизации прибыли и социальные последствия.
- 7. Монополистическая конкуренция: понятие, основные признаки, условия максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 8. Олигополия: понятие и ее основные характеристики. Стратегическое поведение фирмы в условиях олигополистического рынка.
- 9. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции: понятие, основные характеристики, условия равновесия.
- 10. Заработная плата как цена труда и ее формы. Дифференциация заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.
- 11. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
- 12. Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ и инвестиции.
- 13. Равновесие рынка капитала: спрос фирмы на капитальные ресурсы, роль процентной ставки, особенности формирования предложения капитала.
- 14. Рынок земли: неэластичность спроса, предложение земли и его ограниченность, достижение равновесия.
- 15. Земельная рента как плата за использование земли. Рента и арендная плата. Цена земли.
- 16. Формирование рынка земли в Республике Беларусь.
- II. Макроэкономика
- 17. Роль макроэкономических показателей. Измерение внп и ввп. Методы расчета ввп. Номинальные и реальные показатели.
- 18. Индексы цен Пааше и Ласпейреса. Дефлятор внп и индекс потребительских цен. Измерение инфляции (дефляции), дизинфляции (рефляции, гиперинфляции).
- 19. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели ad-as.
- 20. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов. Основы кейнсианской теории. Функции потребления, сбережений и инвестиций в модели Кейнса.
- 37. Доходы населения и проблемы их распределения. Кривая Лоренца
- 38. Модели социальной политики. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления
- 39.Понятие и модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (модель «доходы-расходы», модель Манделла-Флемминга). Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам.
- 40. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки
- 41. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Белорусская модель трансформации экономики
- 42. Роль государства в трансформационной экономике. Особенности государственной политики в трансформационной экономике.
- 43. Основные направления рыночных преобразований: (реформирование отношений собственности, либерализация экономики, структурная перестройка национальной экономики, институциональные преобразования).
- III. Международная экономика
- 44. Международная экономика и структура мирового хозяйства. Формы международных экономических связей. Современные тенденции развития мирового хозяйства.
- 45. Международное разделение труда и факторы производства. Транснационализация мировой экономики. Интеграционные процессы.
- 46. Национальное и международное регулирование мирохозяйственных связей. Международные экономические и валютно-финансовые организации.
- 47. Возникновение и генезис теории международной торговли. Современные теории международной торговли.
- 48. Торговая политика и ее виды (протекционизм и либерализация торговли). Инструменты торговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования.
- 1. Тарифные методы регулирования
- 2. Не тарифные методы регулирования
- 2.(А) Экономические методы регулирования
- 2. (Б). Административные методы регулирования
- 49. Миграция труда и движение капитала. Международный кредит: виды, механизм предоставления и современные тенденции.
- 50. Мировая валютная система: понятие и этапы эволюции. Роль международных валютно-финансовых организаций в мировой валютной системе.
- 51. Валютный рынок и валютное регулирование: понятие, виды и режимы валютных курсов.
- 52. Республика Беларусь в международной экономике: место в международном разделении труда, стратегия вхождения в мировую экономику.
- IV. История денег и финансов
- 53. Закономерности развития денежных систем античности. Развитие денежного обращения в XVI-XVII вв.
- 54. Развитие кредитных денег XVII-XIX вв. Возникновение и деятельность центральных банков до начала XX века.
- 55. Причины и закономерности развития фондового рынка XVII - н. XX вв.
- 56. Причины и закономерности финансовых кризисов в XVIII-первой половине XX вв. Преодоление Великой Депрессии и ее последствия.
- 57. Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы и их роль для денежного обращения.
- V. Деньги, кредит, банки. Монетарная политика
- 62. Валютное и инфляционное таргетирование
- 63. Валютный курс, его сущность, виды и основные методы определения. Основные факторы, влияющие на валютный курс. Валютное регулирование и его направления
- 64. Денежно-кредитная политика центрального банка и ее основные инструменты
- 65. Сущность денег и их основные функции. Конвертируемость национальных валют, ее основные формы, условия и проблемы
- 66. Понятие и характеристика устойчивости денежного обращения, денежной массы, денежной базы и скорости обращения денег
- 67. Принципы измерения и структура денежной массы. Механизм формирования денежного предложения
- 68. Основы безналичного денежного обращения. Безналичные и наличные расчеты, принципы их организации. Виды и формы расчетов
- 69. Налично-денежный оборот и механизм организации кассовых операций в национальной экономике
- 70. Необходимость и сущность кредита, его принципы и функции. Условия возникновения кредитных отношений
- 71. Сущность банковского процента, его виды и механизмы функционирования. Процентная политика коммерческих банков.
- 72. Ипотечный кредит, условия развития, роль и особенности предоставления.
- 73. Денежно-кредитные реформы, их цели, задачи и методы проведения. Содержание и назначение денежных реформ.
- 74. Коммерческие банки, их признаки, принципы функционирования и основные функции. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
- 75. Центральный банк, его статус, цели и функции. Денежно-кредитная политика центрального банка.
- 1. Изменение минимальной резервной нормы.
- 2. Изменение учетной ставки.
- 3. Операции на открытых рынках.
- 76. Национальный банк Республики Беларусь и его роль в развитии национальной экономики.
- VI. Аналих банковских рисков
- VII. Платежные системы
- 86. Место и роль платежной системы в экономике государства. Принципы построения платежных систем.
- 87. Организация межбанковских расчетов и платежная система.
- 88. Роль и функции центрального банка страны в платежной системе Республики Беларусь.
- 89. Риски в платежной системе и механизмы управления ими.
- 90. Банковские пластиковые карты как инструмент оказания электронных банковских услуг. Электронные системы расчетов.
- VIII. Мировая банковская система
- 91. Типология кредитно-финансовых систем. Особенности кредитно-финансовых систем в 90-е гг. Хх в. И началеХxi в.
- 92. Формирование и развитие инвестиционного банкинга в 90-е гг. Хх в. И начале хxi в.
- 93. Основные направления осуществления международной банковской деятельности. Секьюритизация и ее влияние на банковскую деятельность
- 94. Формы осуществления международной банковской деятельности и операции банков на мировом кредитном рынке
- 95. Финансовые потоки в мировой банковской системе и операции банков на мировом фондовом рынке
- 96. Регулирование мировой кредитно-финансовой системы. Посткризисный подход к системе глобальной финансовой стабильности
- IX. Международные финансовые рынки
- 97. Международные финансовые рынки: понятие, функции, институциональная организация и инструментарий. Глобализация мировых финансовых рынков.
- 2. Респределительная.
- 98. Модели развития фондовых рынков (англо-американская, германская, японская) и их применимость для Республики беларусь.
- 99. Рынок производных финансовых инструментов: структура, виды инструментов, влияние на мировую финансовую систему.
- 100. Риски при осуществлении операций на международном финансовом рынке: понятие, виды, оценка.
- 101. Общая характеристика системы управления международными финансовыми рисками.
- 1. Игнорирование (непринятие) риска.
- 3. Компенсацию (принятие) риска
- X. Рынок ценных бумаг. Фондовые биржи
- 102. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: основные различия.
- 103. Рынок ценных бумаг и его классификация. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- 104. Понятие листинга, сущность и процедура его прохождения.
- 105. Понятие, правовое положение биржи, членство в бирже. Порядок заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг на бирже.
- 106. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды.
- 107. Фондовые индексы: понятие и виды. Стоимостная оценка облигаций на рынке ценных бумаг.
- 108. Рейтинги и рейтинговые агенства рынка ценных бумаг. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
- 109. Преимущества и недостатки биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг.
- 110. Депозитарная система Республики Беларусь и направления ее развития.
- 111. Виды биржевых услуг, оказываемых фондовой биржей.
- XI. Опционы и фьючерсы
- 112. Рынок деривативов: сущность, назначение и основные сегменты.
- 113. Содержание и виды деривативов (форварды, фьючерсы, опционы, свопы).
- 114. Основные стратегии работы с деривативами (хеджирование, арбитраж, спекуляции).
- 115. Спекулятивные стратегии с применением деривативов (фьючерсов и опционов).
- 116. Спекулятивные опционные позиции. Хеджирование опционами: виды и методы.
- 117. Хеджирование: сущность, виды, методы. Хеджирование фьючерсами: виды и методы.
- 118. Опционные контракты: содержание, виды, применение.
- 119. Валютный арбитраж: сущность, условия, методы осуществления.
- 120. Свопы: сущность, виды, применение.
- 121. Особенности ценообразования на рынке опционов.
- XII. Банковский бухгалтерский учет
- 122. Роль бухгалтерского учета и отчетности в банках в проведении денежно-кредитной политики государства и функционировании деятельности банка и банковской системы.
- 124. Организационные и методологические особенности бухгалтерского учета и отчетности в банках.
- 128. Синтетический учет в банках. Основная форма синтетического учета (назначение, содержание).
- 129. Бухгалтерский учет кредитных операций банка.
- XIII. Статистика
- 137. Статистический анализ инфляции. Дефлятор ввп, индексы потребительских цен, индекс покупательной способности денег.
- 138. Статистический анализ финансов предприятия: источники информации и основные показатели.
- 139. Статистический анализ выполнения государственного бюджета. Влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки.
- XIV. Эконометрика
- 141. Модель множественной линейной регрессии
- 142. Нелинейные эконометрические модели
- 143. Динамические эконометрические модели
- XV. Ценообразование
- 144. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции и рынка чистой монополии.
- 145. Ценообразование в условиях олигополии и монополистической конкуренции.
- 146. Функции цены и основные ценообразующие факторы. Классификация видов цен, структура и элементы цены.
- 147. Механизм ценообразования и характеристика основных стратегий ценообразования в компаниях.
- 148. Основные методы ценообразования и их характеристика (затратный, нормативно-параметрический, договорно-контрактный, рыночный и административный).
- XVI. Налоговая и бюджетная системы
- 150. Бюджетная система и устройство государства. Принципы построения бюджетной системы. Система межбюджетных отношений.
- 151. Государственные доходы, их основные виды и источники формирования. Государственные расходы и принципы их финансирования.
- 153. Бюджетный дефицит и сбалансированность государственного бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- 154. Государственный кредит в системе финансовых отношений, его основные виды. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного кредита.
- 155. Государственный долг и основные методы управление им. Управление государственным долгом в Республике Беларусь.
- 156. Налоговая система Республики Беларусь: принципы построения, структура, основные направления развития. Пересмотреть!!!
- 157. Налоговая политика государства и направления ее реализации. Основные пути реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
- 158. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, особенности его исчисления. Налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь.
- 162. Налог на прибыль и доходы: экономическая сущность, значение и роль в системе налогообложения. Порядок взимания налога на прибыль и доходы в Республике Беларусь.
- 163. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: основные системы налогообложения и эффективность их использования.
- 164. Подоходный налог с физических лиц, его роль в налоговой системе государства. Особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.
- 165. Основные виды налогов, взимаемые с доходов банков, особенности их исчисления.
- 166. Налоги и отчисления, относимые на расходы банков: основные виды и порядок их исчисления.
- XVII. Инвестиционный менеджмент
- 167. Понятие инвестиций и инвестиционного проекта, их классификация. Инвестиционный анализ и его виды.
- 168. Инвестиционный проект в системе экономических отношений. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
- 169. Бизнес-план инвестиционного проекта и его структура. Эффективность инвестиционного проекта и ее виды.
- 170. Статические методы анализа эффективности инвестиций.
- 171. Учет фактора времени в анализе эффективности инвестиций.
- 172. Денежный поток от инвестиционного проекта и его прогнозирование. Финансовая рента.
- 173. Цена капитала инвестиционного проекта и модели ее определения.
- 174. Метод чистой текущей стоимости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 175. Метод индекса рентабельности как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций. Метод модифицированной внутренней нормы прибыли.
- 176. Метод внутренней нормы прибыли как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 177. Метод динамического срока окупаемости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций..
- 179.Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции.
- 180. Типы финансирования инвестиционных проектов. Формы финансирования инвестиционных проектов.
- XVIII. Корпоративные финансы
- Корпорация как форма бизнеса и участник рынка капитала. Потоки денежных средств корпорации.
- Прикладные аспекты теоретических разработок современных корпоративных финансов
- Принципы оценки финансовых активов в корпоративном управлении
- Использование методов дисконтирования денежных потоков (dcf- модель) в оценке инвестиционной стоимости ценных бумаг.
- Модель оценки доходности активов у. Шарпа, ее эмпирическая проверка, современное состояние и значение.
- 187. Арбитражная модель оценки активов с. Росса, ее преимущества и недостатки