logo
ответы к экзамену ГОСЫ

19. Государственный бюджет

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения го­сударства на федеральном, региональном и местном уровнях с хозяйствующи­ми субъектами и населением по поводу формирования и нейтрализованного фонда денежных ресурсов.

Государственный бюджет представляет собой систему денежных отно­шений, имеющих императивную форму, выражающих движение главным обра­зом чистого дохода общества.

Выступая, как система денежных отношений, государственный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в об­ществе.

По форме государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемую в законодатель­ном порядке.

?08

Сущность и содержание бюджета определяются функциями государства, важнейшей из которых является воспроизводство производственных отноше­ний, превалирующих на том пли ином этапе развития государства

Государственный бюджет появляется практически с появлением государ­ства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает фор­му документа, утверждаемого законодательным органом. Родоначальником бюджета является Англия. В1686 -1689 гг. расходы государства были разделе­ны на две части -гражданские и военные. В России первая роспись государст­венных доходов и расходов была составлена в 1722 г. С1802 г. эти росписи ста­ли составляться ежегодно, но лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое ми­нистерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно.

С1894 г. государственные доходы и расходы России стали разделять на;

-обыкновенные;

- чрезвычайные.

В последние выделились:

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Процесс перераспределения национального дохода происходит по трем направ­лениям:

- в пользу класса капиталистов через систему налоговых льгот, ссуд, суб­сидий;

- в пользу монополий через распределение госзаказов и монопольные цены;

В системе государственного потребления важнейшее место занимают во­енные расходы. В бюджетах ведущих капиталистических стран огромные сред­ства предусмотрены на закупки строительного сырья.

Государственный бюджет является основным орудием экономическое экспансии, то есть вмешательства в экономику и политику развивающихся стран.

Это достигается главным образом через систему государственного креди­та; вытесняющего ссудный кредит с рынка капиталов, что производится в инте­ресах крупного капитала развитых капиталистических стран. В целом экономи­ческая экспансия направлена на завоевание рынков сбыта.

Наконец, классовая сущность бюджетов в настоящее время проявляется в использовании государственного бюджета для поддержания:

109

20. Структура бюджета.

В процессе своего развития выбрались определенные принципы, которым должна соответствовать бюджетная система:

- полнота (включение в бюджет всех доходов и расходов всех без исклю­чения правительственных органов);

С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет включаются все валовые доходы и расходы государства; в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы.

Единство бюджета заключается в единообразном порядке его составле­ния, а также в едином бюджетном документе. Кроме того, единство предпола­гает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется еди­ная бюджетная классификация.

Существует четыре основные классификации бюджета:

Смешенная классификация предполагает группировку расходов в шах­матном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Доходы бюджета обычно классифицируются по источникам.

Единство бюджета в современных условиях нарушается путем специаль­ных фондов.

Реальность бюджета предполагает обоснованность и правильность всех статей бюджета. Тем не менее, современные бюджеты характеризуются зату­шевыванием направления расходов и сокрытием реальных соотношений клас­сов в формировании доходной части бюджета.

Гласность бюджета предполагает его открытое обсуждение и утвержде­ние законодательным органом страны.

Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность го­сударственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и испол­нению бюджета Срок, на который составляется бюджет, называется бюджет­ным периодом.

Составление проекта бюджета занимается обычно министерство финансов.

Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена за­конам стихийного рынка.

Методы исчисления доходов и расходов любого бюджета:

автоматически й;

мажораций и минораций; непосредственной оценки.

При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлым период переносится в бюджет на новый период.

Метод мажораций и мимораций основан на статистической обработке динамического ряда за 10 - 15 лет. При этом тенденция роста называется мажо-рацией, а уменьшение минорацией.

Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной конъ­юнктуры. Таким образом, составители бюджета пытаются определить ожидае­мые поступления в бюджет.

При свободном планировании, анализе, отчетности, прогнозировании применяется свод бюджетов всех уровней - консолидированный бюджет. Эти бюджеты не несут правовой нагрузки и не утверждаются законодательными ор­ганами власти, а позволяют получить общее представление о состоянии бюдже­тов РФ.