logo
ответы к экзамену ГОСЫ

21. Бюджетный процесс.

В последние десятилетия в практике большинства государств получило развитие долгосрочное прогнозирование и программирование. Внешне это вы­ражается в составлении цепных и скользящих бюджетов.

Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительст­венным программам гражданских капиталовложений, военного строительства, разработки новых видов вооружений и военных машин.

Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетних планов. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы.

В основе цепных и скользящих бюджетов в последние десятилетия пре­обладает метод ППБ - планирование-прогнозирование-разработка бюджета. Этот метод основан на действии долговременных правительственных про­грамм. При их составлении прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов, так и ожидаемые результаты. Особенность этого метода за­ключается в определении не просто величины затрат, а в сопоставлении суммы затрат с ожидаемым результатом от данной программы. Это особенно важно при ограниченности бюджетных ресурсов государства.

Однако при всей прогрессивности планирования и прогнозирования эти методы не освобождают бюджеты от хронических дефицитов и нехватки средств для выполнения всех намеченных бюджетных мероприятий.

Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до бюджет­ного года.

Важное значение на этой стадии имеют процесс бюджетного регулирова­ния, то есть сбалансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих, и процесс сбалансирования государственного бюджета. Превышение расходов над доходами, то есть бюджетный дефицит, требует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге также приводит к росту налогового бремени.

Методы бюджетного регулирования включают в себя:

- зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестояще­го бюджета;

Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящего в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. Дотации могут применяться и для фи­нансирования социальных или экономически важных проблем.

Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых ме­роприятиях нижестоящего. При этом осуществляется долевое финансирование.

Составленный проект бюджета передается на рассмотрение правительст­ва, которое представляет его на утверждение соответствующему законодатель­ному органу.

Право вносить изменения в проект бюджета называется бюджетной ини­циативой.

Правительственная бюджетная инициатива действует в Англии. Там пар­ламент может лишь либо принять бюджет, либо отклонить его, в общем. Вно­сить в бюджет изменения он не имеет права.

При парламентской бюджетной инициативе парламент имеет право вно­сить в бюджет какие-либо изменения.

При смешанной бюджетной инициативе, как парламент, так и правитель­ство имеют право вносить изменения в бюджет. Однако при несовпадении то­чек зрения правительство должно подать в отставку. Во всех странах решаю­щее значение в бюджетном процессе имеет нижняя палата.

Глава государства имеет право вето, то есть наложить запрет на решение парламента по бюджету. Однако это право ограничено и носит название сус­пензивного, то есть парламент может вторично утвердить тот же бюджет (абсо­лютно аналогичный первому) уже без участия главы государства - то есть в об­ход его.