21. Бюджетный процесс.
В последние десятилетия в практике большинства государств получило развитие долгосрочное прогнозирование и программирование. Внешне это выражается в составлении цепных и скользящих бюджетов.
Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительственным программам гражданских капиталовложений, военного строительства, разработки новых видов вооружений и военных машин.
Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетних планов. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы.
В основе цепных и скользящих бюджетов в последние десятилетия преобладает метод ППБ - планирование-прогнозирование-разработка бюджета. Этот метод основан на действии долговременных правительственных программ. При их составлении прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов, так и ожидаемые результаты. Особенность этого метода заключается в определении не просто величины затрат, а в сопоставлении суммы затрат с ожидаемым результатом от данной программы. Это особенно важно при ограниченности бюджетных ресурсов государства.
Однако при всей прогрессивности планирования и прогнозирования эти методы не освобождают бюджеты от хронических дефицитов и нехватки средств для выполнения всех намеченных бюджетных мероприятий.
Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до бюджетного года.
Важное значение на этой стадии имеют процесс бюджетного регулирования, то есть сбалансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих, и процесс сбалансирования государственного бюджета. Превышение расходов над доходами, то есть бюджетный дефицит, требует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге также приводит к росту налогового бремени.
Методы бюджетного регулирования включают в себя:
- зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего бюджета;
дотация;
субвенция.
Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящего в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем.
Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом осуществляется долевое финансирование.
Составленный проект бюджета передается на рассмотрение правительства, которое представляет его на утверждение соответствующему законодательному органу.
Право вносить изменения в проект бюджета называется бюджетной инициативой.
Правительственная бюджетная инициатива действует в Англии. Там парламент может лишь либо принять бюджет, либо отклонить его, в общем. Вносить в бюджет изменения он не имеет права.
При парламентской бюджетной инициативе парламент имеет право вносить в бюджет какие-либо изменения.
При смешанной бюджетной инициативе, как парламент, так и правительство имеют право вносить изменения в бюджет. Однако при несовпадении точек зрения правительство должно подать в отставку. Во всех странах решающее значение в бюджетном процессе имеет нижняя палата.
Глава государства имеет право вето, то есть наложить запрет на решение парламента по бюджету. Однако это право ограничено и носит название суспензивного, то есть парламент может вторично утвердить тот же бюджет (абсолютно аналогичный первому) уже без участия главы государства - то есть в обход его.
- 17. Бюджет и внебюджетные фонды
- 18. Государственный кредит. Государственный долг. Фонд страхования
- 19. Государственный бюджет
- 21. Бюджетный процесс.
- 22. Бюджетное устройство.
- 23. Характеристика доходов и расходов бюджета.
- 24. Управление бюджетным процессом.
- 25. Внебюджетные фонды. Пенсионный фонд Российской Федерации.
- 26. Фонд социального страхования. Фонды занятости.
- 27. Фонды медицинского страхования.
- 28. Экономические внебюджетные фонды.
- 29. Организация и функции страхования.
- 30. Виды страхования.
- Цель комплексного квалификационного экзамена
- Вопросы к государственному экзамену по курсу «деньги, кредит, банки»
- 2. Деньги как экономическая категория. Виды денег
- 3. Сущность денежной системы, металлические денежные системы
- 4. Функция средства накопления, виды денежных накоплений, деньги в международном обороте, количество денежной массы
- 5. Денежные агрегаты
- 6. Эмиссия безналичных денег, денежный мультипликатор, эмиссия наличных денег.
- 7. Понятие денежного оборота, каналы движения денег.
- 8. Безналичный денежный оборот
- 9. Договор банковского счета, формы безналичных расчетов, платежные поручения
- 10. Расчеты платежными требованиями поручениями, расчеты по инкассо
- 12. Расчет векселями
- 13. Понятие налично-денежного оборота, денежная система
- 14. Инфляция
- 15. Валютные отношения и валютная система
- 16. Валютный курс, режим и методы его регулирования
- 17. Международные расчеты, валютные клиринги, балансы международных расчетов, платежный баланс
- 18. Структура кредита, кредитная сделка, стадии движения кредита
- 19. Законы кредита
- 20. Банковская форма кредита и его особенности
- 21. Международный кредит
- 22. Понятие банковской системы и ее свойства, банковская система России
- 23. Элементы банковской системы, определения банка
- 24. Банки и небанковские кредитные организации (сходства и различия), функции и роль байка в экономике
- 25. Виды банков
- 26. Цели и задачи организации центральных банков
- 27. Функции и организационная структура центральных банков европейского сообщества
- 28. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики, законодательные основы банковской деятельности
- 29. Классификация банковских операций
- 30. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка, трастовые операции банка, ликвидность
- Вопросы к государственному экзамену по курсу «финансовый менеджмент»
- 1. Содержание и принципы финансового менеджмента
- 2. Цель, задачи финансового менеджмента.
- 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 4. Финансовые инструменты
- 5. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.
- 6. Функции финансового менеджера
- 7. Базовые показатели финансового менеджмента
- 8. Финансовый леверидж
- 9. Производственный (операционный) рычаг
- 10. Операционный анализ в финансовом менеджменте
- 11. Сущность, цели и задачи финансового планирования
- 13. Бюджетирование на предприятии
- 14. Классификация методов финансового планирования
- 16. Оборотный капитал предприятия
- 17. Показатели эффективности использования оборотного капитала
- 56 Питала, приходящееся на 1 рубль реализуемой продукции. Данный показатель обратный коэффициенту оборачиваемости:
- 18. Направления и методы оценки финансового состояния предприятия
- 19. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 20. Оценка ликвидности
- 23. Оценка вероятности банкротства предприятия на основе z- счета Альтмана
- 24. Математические основы финансового менеджмента
- 25. Теоретические основы формирования дивидендной политики
- 27. Стоимость капитала фирмы
- 28. Основные понятия инвестиционной деятельности предприятия
- 29. Оценка инвестиционного проекта
- 30. Риск-менеджмент в финансовой деятельности
- Бюджет и внебюджетные фонды
- 1. История развития понятия "финансы"
- 2. Сущность финансов
- 3. Финансы как экономическая категория
- 4. Роль финансов в общественном воспроизводстве
- 5. Эффективность участия в воспроизводственном процессе
- 6. Совокупный общественный продукт
- 7. Система финансов и сущность функций финансов
- 8. Финансовый механизм рф
- 9. Современные функции финансов
- 10. Звенья финансов
- 11. Исторический характер финансов
- 12. Финансово-промышленные группы
- 13. Развитие валютной системы
- 14. Балансы международных расчетов
- 15. Международные финансовые центры
- 16. Звенья финансовой системы