2.2. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
Любое предприятие представляет собой некоторую систему, управление финансами в которой осуществляется по определенным, поддающимся стандартизации и теоретическому обобщению правилам, которые можно обобщенно квалифицировать как концептуальные основы системы управления финансами хозяйствующего субъекта.
Безусловно, хозяйствующие субъекты существенно различаются по многим параметрам: виду деятельности, размерам предприятия, структуре активов, финансовой структуре и др., что естественным образом накладывает отпечаток на систему управления финансами в каждом конкретном предприятии, однако логика ее функционирования остается одинаковой.
Именно описание этой логики представляет собой содержательное наполнение финансового менеджмента как научного направления; вместе с тем существует и другая его сторона - практическая реализация методов и приемов управления финансами.
Таким образом, финансовый менеджмент может характеризоваться как в:
- научном аспекте, т.е. речь идет об описании концептуальных основ этого научного направления
- так и в практическом аспекте - о конкретных способах и методах управления финансами хозяйствующего субъекта.
Под концептуальными основами финансового менеджмента будем понимать совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принципы функционирования системы управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта в контексте окружающей политической и экономико-правовой среды. С некоторой долей условности можно утверждать, что работа по формулированию концептуальных основ была начата в начале 60-х гг. XX в. и базировалась на соответствующих разработках, развитых в рамках неоклассической теории финансов, бухгалтерского учета и общей теории управления.
С формальных позиций и в наиболее общем виде концептуальные основы (fmКФМ) целесообразно представить в виде модели, состоящей из восьми взаимоувязанных элементов:
fmКФМ= {ИУ, ИЦСУ; СК, СФК, ФП, НПИ, ФМ, ОПС},
где ИУ — интересы участников;
ИЦСУ — иерархия целей системы управления финансами;
СК — система категорий;
СФК — система базовых (фундаментальных) концепций;
ФП — финансовые процессы;
НПИ — научно-практический инструментарий (методы, модели, приемы, инструменты);
ФМ — финансовый механизм;
ОПС — обеспечивающие подсистемы.
Интересы участников. Хозяйствующий субъект представляет собой социально-экономическую систему, определяемую как совокупность ресурсов с обязательным и доминирующим участием человеческого фактора. Эта система функционирует не изолированно, а находясь под влиянием окружающей ее среды. В той или иной степени в деятельности конкретной компании заинтересованы многочисленные лица - участники.
Условно их можно разделить на пять больших групп:
поставщики капитала - это инвесторы, включая собственников компании;
участники текущей деятельности - это контрагенты компании, т. е. ее поставщики и покупатели, а также кредитные учреждения, финансирующие его текущие операции;
государственные и публичные органы - главным образом это налоговые органы, таможенные и т.д.;
работники компании - это управленческий персонал (в особенности топ-менеджеры) и рядовые работники;
прочие заинтересованные лица - это потенциальные инвесторы, финансовые спекулянты, аналитики, конкуренты и др.
Каждой из обособленных групп присущи специфические интересы, связываемые ею с участием в деятельности фирмы. Для достижения своих целей группа оказывает определенное влияние на фирму. Поскольку интересы групп как минимум не обязательно совпадают, возникает проблема их гармонизации.
Система финансового менеджмента в значительной степени как раз и предназначена для того, чтобы снять остроту возможных противоречий; достигается это:
- разработкой системы финансовых стимулов,
- стабильностью и предсказуемостью отношений фирмы с каждой из обособленных групп,
- мониторингом финансово-хозяйственной деятельности, предоставлением регулярной информации финансового характера и др.
Иерархия целей. Согласование интересов различных групп и нивелирование возможных противоречий между ними достигаются:
1) формулированием четких целей;
2) их упорядочением и согласованием по временной (стратегический, тактический и оперативный аспекты) и структурной (центры ответственности) составляющим;
3) разработкой мер по обеспечению согласия (соответствия)целевых установок, являющихся ключевыми для заинтересованных лиц.
Многоаспектность и множественность целевых установок, как правило, приводят к необходимости построения дерева целей, что обеспечивает согласованность и соподчиненность целей. Многие из целевых установок могут быть выражены количественными индикаторами (рост курса акций, рентабельности, прибыли и т.д.).
Согласование целевых установок фирмы во временном аспекте достигается путем построения системы финансовых планов, отражающих стратегический, тактический и оперативный аспекты работы фирмы.
Существенную роль в системе целеполагания играет согласование целевых установок фирмы по структурной составляющей. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее оргструктура управления. В значительной степени общий успех достигается в случае:
- сбалансированности усилий каждого из подразделений,
- согласованности их интересов,
- осознания их руководителями взаимообусловленности целевых установок и их подчиненности генеральной цели.
Один из вариантов решения данной проблемы нашел отражение в системе управления, подразумевающей выделение центров ответственности.
Категории финансового менеджмента - это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе - фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, доходность (отдача), гудвилл, леверидж и др.
Особенность развития научных знаний на современном этапе проявляется в переплетении категорийного аппарата и инструментария смежных научных направлений. Это приводит к тому, что:
- с одной стороны, обособить базовые понятия, принадлежащие исключительно данной области знаний, практически невозможно,
- а с другой стороны, можно говорить о некотором банке универсальных категорий, являющихся базовыми в равной мере для разных научных направлений, квалифицируемых как относительно самостоятельные.
Поскольку финансовый менеджмент по историческим меркам представляет собой достаточно молодое направление в науке, то многие базовые понятия заимствованы им из этого банка универсальных категорий.
Фундаментальные (базовые) концепции определяют логику финансового менеджмента и использования его прикладных методов и приемов на практике.
Финансовые процессы. Управление финансами реализуется в виде бесконечной череды принятия решений в отношении двух типовых процессов:
а) мобилизации, т. е. привлечения средств, их притока
и б) инвестирования, т.е. вложения средств, их оттока.
Любое значимое управленческое решение должно основываться на анализе возможных комбинаций процессов мобилизации и инвестирования и выборе наиболее благоприятной или наименее неблагоприятной их комбинации. Согласование типовых процессов особенно значимо при разработке инвестиционной программы фирмы, когда возникает необходимость упорядочения возможных притоков и оттоков денежных средств, используемых финансовых инструментов, методов и мероприятий организационного характера.
Научно-практический инструментарий (аппарат) - это совокупность общенаучных и конкретно научных способов управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов. В практической плоскости научный инструментарий представляет собой совокупность финансовых инструментов, приемов, методов и моделей, позволяющих осуществлять эффективное управление финансами предприятия.
Финансовый механизм. Существуют различные интерпретации понятия «финансовый механизм». В общем виде это методы и способы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках финансовых потоков фирмы.
Обеспечивающие системы. Этот элемент концептуальных основ финансового менеджмента определяет возможности его практической реализации. Дело в том, что финансовый менеджмент как подсистема управления предприятием может успешно функционировать лишь при наличии определенных видов обеспечения (или обеспечивающих подсистем):
- законодательного,
- нормативного,
- организационного,
- кадрового,
- финансового,
- методического,
- информационного,
- технического,
- программного и др.
Отдельные виды обеспечения (например, законодательное) задаются централизованно, однако наполняемость большинства обеспечивающих подсистем определяется руководством предприятия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе 4
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента 40
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации 70
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте 135
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия 192
- Тема 5. Управление оборотным капиталом 253
- 4.1. Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента 286
- Глава 5 301
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе
- Базовые теории науки о финансах
- Неоклассическая теория финансов(c 40-х гг. XXвека)
- Развитие финансового менеджмента как самостоятельного научного направления
- Развитие финансового менеджмента в России
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Финансовый менеджмент: содержание и логика структурирования
- 2.2. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
- 2.3. Базовые концепции и теории финансового менеджмента, используемые в практике предприятий
- Определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности хозяйствующего субъекта
- Концепции, обеспечивающие реальную рыночную оценку финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора
- Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и определяющие их взаимосвязи
- Концепции, определяющие основные подходы к финансовому управлению хозяйствующего субъекта
- Вопросы для обсуждения
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации
- 3.1. Содержание финансового менеджмента и его связь с другими областями науки и практики
- Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом
- 3.2. Классификации предприятий как объектов финансового менеджмента
- Классификация предприятий как объектов финансового управления
- По монопольному положению на рынке
- По монопольному положению на рынке выделяются предприятия:
- Финансовые службы и управления
- 3.3. Цели, задачи и принципы финансового менеджмента
- 3.4. Основные функции и разделы финансового менеджмента
- 3.5. Основные процедуры финансового менеджмента
- 3.6. Основы структурирования баланса предприятия как объектов управления финансового менеджмента Активы
- Капитал (пассивы)
- По формам собственности выявляют
- 3.7. Финансовый механизм: понятие и основные составляющие
- 3.8. Финансовые инструменты: сущность, виды, классификация
- Ковалев – классификация фи
- Вопросы для обсуждения
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте
- 4.1. Методы и приемы финансового менеджмента
- 4.2. Финансовые вычисления как основа инструментария финансового менеджера
- 4.3. Денежные потоки и методы их оценки Процентные ставки и методы их начисления
- Денежные потоки
- . Оценка аннуитетов
- Или про аннуитет по другому
- 4.3. Методы оценки финансовых активов Внутренняя стоимость финансового актива
- Подходы к оценке внутренней стоимости финансового актива
- Внутренняя стоимость акций и облигаций
- 4.4. Риск в финансовом менеджменте
- 4.5. Связь риска и доходности финансовых активов Понятие и измерение доходности финансового актива
- Оценка риска финансовых активов
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия
- 5.1.Способы финансирования деятельности фирмы
- Источники финансирования предприятия по Погостинской
- 5.2. Цена капитала: понятие и сущность
- 5.3. Подходы к оценке цены капитала
- Цена основных источников капитала
- Средневзвешенная цена капитала
- 5.4. Понятие и состав собственного капитала
- 5.5. Основные способы формирования и наращивания собственного капитала
- 4.4. Финансовый леверидж
- 4.5. Политика выплаты дивидендов
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Управление оборотным капиталом
- 5.1. Политика в области оборотного капитала
- 5.2. Управление производственными запасами
- 5.3. Управление дебиторской задолженностью
- 5.4. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4.1. Задача управления денежными средствами
- 5.4.2. Расчет операционного и финансового циклов
- 5.4.3. Анализ и прогнозирование движения денежных средств
- 5.4.4. Определение оптимального уровня денежных средств
- 5.5 Управление источниками финансирования оборотного капитала. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования
- Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5
- 10 Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приведена в работе: [Ковалев, 2004].