5.3. Подходы к оценке цены капитала
Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами:
- акционерам надо выплачивать дивиденды,
- банкам – проценты за предоставленные ими ссуды,
- инвесторам – проценты за сделанные ими инвестиции и др.
Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».
Цена источника финансирования – это относительная сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов.
Цена источника выражается в процентах к этому объему финансированного капитала (годовая процентная ставка).
При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться корпорации (финансовому реципиенту) более или менее дорого.
Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она сводится не только к:
- исчислению относительной величины денежных выплат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы,
- но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную цену.
Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия».
Цена капитала предприятия – это относительные издержки предприятия по привлечению капитала (%).
Цена предприятия – сумма денег, которую следует заплатить при покупке предприятия (руб.).
Капитал предприятия – стоимостная оценка источников средств (имущества) предприятия (руб.).
Любая корпорация обычно финансируется одновременно из нескольких источников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала корпорации находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.
Финансовый менеджер должен знать цену капитала своей компании по многим причинам:
- цена собственного капитала представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.
- цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому, надо уметь выбирать наилучший из нескольких вариантов привлечения капитала.
- максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, достигается в результате действия ряда факторов, в частности за счет минимизации стоимости всех используемых источников.
- цена капитала является одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов.
Уровень стоимости капитала предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости предприятия и наоборот. Особенно оперативно эта зависимость реально отражается на деятельности акционерных компаний открытого типа, цена на акции которых поднимается или падает при соответственно снижении или росте стоимости их капитала. Следовательно управление стоимостью капитала является одним из самостоятельных направлений повышения рыночной стоимости предприятия, что является одной из целей управления его прибылью.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе 4
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента 40
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации 70
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте 135
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия 192
- Тема 5. Управление оборотным капиталом 253
- 4.1. Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента 286
- Глава 5 301
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе
- Базовые теории науки о финансах
- Неоклассическая теория финансов(c 40-х гг. XXвека)
- Развитие финансового менеджмента как самостоятельного научного направления
- Развитие финансового менеджмента в России
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Финансовый менеджмент: содержание и логика структурирования
- 2.2. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
- 2.3. Базовые концепции и теории финансового менеджмента, используемые в практике предприятий
- Определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности хозяйствующего субъекта
- Концепции, обеспечивающие реальную рыночную оценку финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора
- Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и определяющие их взаимосвязи
- Концепции, определяющие основные подходы к финансовому управлению хозяйствующего субъекта
- Вопросы для обсуждения
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации
- 3.1. Содержание финансового менеджмента и его связь с другими областями науки и практики
- Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом
- 3.2. Классификации предприятий как объектов финансового менеджмента
- Классификация предприятий как объектов финансового управления
- По монопольному положению на рынке
- По монопольному положению на рынке выделяются предприятия:
- Финансовые службы и управления
- 3.3. Цели, задачи и принципы финансового менеджмента
- 3.4. Основные функции и разделы финансового менеджмента
- 3.5. Основные процедуры финансового менеджмента
- 3.6. Основы структурирования баланса предприятия как объектов управления финансового менеджмента Активы
- Капитал (пассивы)
- По формам собственности выявляют
- 3.7. Финансовый механизм: понятие и основные составляющие
- 3.8. Финансовые инструменты: сущность, виды, классификация
- Ковалев – классификация фи
- Вопросы для обсуждения
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте
- 4.1. Методы и приемы финансового менеджмента
- 4.2. Финансовые вычисления как основа инструментария финансового менеджера
- 4.3. Денежные потоки и методы их оценки Процентные ставки и методы их начисления
- Денежные потоки
- . Оценка аннуитетов
- Или про аннуитет по другому
- 4.3. Методы оценки финансовых активов Внутренняя стоимость финансового актива
- Подходы к оценке внутренней стоимости финансового актива
- Внутренняя стоимость акций и облигаций
- 4.4. Риск в финансовом менеджменте
- 4.5. Связь риска и доходности финансовых активов Понятие и измерение доходности финансового актива
- Оценка риска финансовых активов
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия
- 5.1.Способы финансирования деятельности фирмы
- Источники финансирования предприятия по Погостинской
- 5.2. Цена капитала: понятие и сущность
- 5.3. Подходы к оценке цены капитала
- Цена основных источников капитала
- Средневзвешенная цена капитала
- 5.4. Понятие и состав собственного капитала
- 5.5. Основные способы формирования и наращивания собственного капитала
- 4.4. Финансовый леверидж
- 4.5. Политика выплаты дивидендов
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Управление оборотным капиталом
- 5.1. Политика в области оборотного капитала
- 5.2. Управление производственными запасами
- 5.3. Управление дебиторской задолженностью
- 5.4. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4.1. Задача управления денежными средствами
- 5.4.2. Расчет операционного и финансового циклов
- 5.4.3. Анализ и прогнозирование движения денежных средств
- 5.4.4. Определение оптимального уровня денежных средств
- 5.5 Управление источниками финансирования оборотного капитала. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования
- Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5
- 10 Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приведена в работе: [Ковалев, 2004].