5.5. Основные способы формирования и наращивания собственного капитала
Существуют разные методы привлечения средств инвесторов для организации или расширения деятельности предприятия. Основным из них является эмиссия долевых ценных бумаг – акций. Выпуск акций в обращение (эмиссия) осуществляется:
а) при учреждении АО и продаже акций его учредителям (владельцам);
б) при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпуска акций.
Методы эмиссии акций:
Наиболее распространенным методом эмиссии является публичное предложение, т. е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам.
Продажа непосредственно инвесторам по подписке отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не проводится. Предприятие, распространяющее свои акции, полагается на собственные силы – готовит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т. п.
3)Тендерная продажа: один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции.
4)При небольших выпусках акций наиболее популярным является метод целевого размещения акций брокером у небольшого числа своих клиентов. Снижаются расходы заемщика по размещению акций (например, нет расходов, связанных с подпиской на акции). Если компания намерена выпустить акций на большую сумму, она должна пользоваться другим методом.
По решению собрания акционеров общество имеет право изменять величину уставного капитала. Увеличение уставного капитала осуществляется путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. В первом случае возможны следующие варианты действий: дополнительные взносы средств акционерами (происходит возрастание валюты баланса) либо использование одного из ранее созданных источников — добавочного капитала или нераспределенной прибыли прошлых лет (валюта баланса не меняется). Дополнительные акции могут размещаться обществом только в пределах количества обыкновенных акций, определенного в его уставе.
Уставный капитал может быть уменьшен путем снижения номинальной стоимости акций или сокращения их количества путем выкупа части акций с их последующим погашением. Уменьшение величины уставного капитала снижает уровень финансовой устойчивости предприятия.
Общество может выкупать свои акции не только для уменьшения уставного капитала. На Западе распространены схемы поощрения работников, когда выкупленные обществом акции размещаются им среди своих наемных работников, превращая их в собственников.
Собственный капитал может меняться не только путем выпуска или выкупа акций. Наращивание акционерного капитала может происходить за счет реинвестирования прибыли и дооценки долгосрочных активов.
Сумма дооценки увеличивает статью «Добавочный капитал». Следует отметить, что в результате этой операции не происходит реального притока средств, а меняются лишь оценки существующих активов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе 4
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента 40
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации 70
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте 135
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия 192
- Тема 5. Управление оборотным капиталом 253
- 4.1. Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента 286
- Глава 5 301
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе
- Базовые теории науки о финансах
- Неоклассическая теория финансов(c 40-х гг. XXвека)
- Развитие финансового менеджмента как самостоятельного научного направления
- Развитие финансового менеджмента в России
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Финансовый менеджмент: содержание и логика структурирования
- 2.2. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
- 2.3. Базовые концепции и теории финансового менеджмента, используемые в практике предприятий
- Определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности хозяйствующего субъекта
- Концепции, обеспечивающие реальную рыночную оценку финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора
- Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и определяющие их взаимосвязи
- Концепции, определяющие основные подходы к финансовому управлению хозяйствующего субъекта
- Вопросы для обсуждения
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации
- 3.1. Содержание финансового менеджмента и его связь с другими областями науки и практики
- Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом
- 3.2. Классификации предприятий как объектов финансового менеджмента
- Классификация предприятий как объектов финансового управления
- По монопольному положению на рынке
- По монопольному положению на рынке выделяются предприятия:
- Финансовые службы и управления
- 3.3. Цели, задачи и принципы финансового менеджмента
- 3.4. Основные функции и разделы финансового менеджмента
- 3.5. Основные процедуры финансового менеджмента
- 3.6. Основы структурирования баланса предприятия как объектов управления финансового менеджмента Активы
- Капитал (пассивы)
- По формам собственности выявляют
- 3.7. Финансовый механизм: понятие и основные составляющие
- 3.8. Финансовые инструменты: сущность, виды, классификация
- Ковалев – классификация фи
- Вопросы для обсуждения
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте
- 4.1. Методы и приемы финансового менеджмента
- 4.2. Финансовые вычисления как основа инструментария финансового менеджера
- 4.3. Денежные потоки и методы их оценки Процентные ставки и методы их начисления
- Денежные потоки
- . Оценка аннуитетов
- Или про аннуитет по другому
- 4.3. Методы оценки финансовых активов Внутренняя стоимость финансового актива
- Подходы к оценке внутренней стоимости финансового актива
- Внутренняя стоимость акций и облигаций
- 4.4. Риск в финансовом менеджменте
- 4.5. Связь риска и доходности финансовых активов Понятие и измерение доходности финансового актива
- Оценка риска финансовых активов
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия
- 5.1.Способы финансирования деятельности фирмы
- Источники финансирования предприятия по Погостинской
- 5.2. Цена капитала: понятие и сущность
- 5.3. Подходы к оценке цены капитала
- Цена основных источников капитала
- Средневзвешенная цена капитала
- 5.4. Понятие и состав собственного капитала
- 5.5. Основные способы формирования и наращивания собственного капитала
- 4.4. Финансовый леверидж
- 4.5. Политика выплаты дивидендов
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Управление оборотным капиталом
- 5.1. Политика в области оборотного капитала
- 5.2. Управление производственными запасами
- 5.3. Управление дебиторской задолженностью
- 5.4. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4.1. Задача управления денежными средствами
- 5.4.2. Расчет операционного и финансового циклов
- 5.4.3. Анализ и прогнозирование движения денежных средств
- 5.4.4. Определение оптимального уровня денежных средств
- 5.5 Управление источниками финансирования оборотного капитала. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования
- Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5
- 10 Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приведена в работе: [Ковалев, 2004].