logo
лекции мои ФМ

Определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности хозяйствующего субъекта

Концепция приоритета экономических интересов собственников (максимизация рыночной стоимости предприятия). В течение последнего десятилетия 20 века эта концепция получила приоритетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддерживает преимущественная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Предприятие, являясь коммерческой организацией, создается и осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения экономических интересов своих собственников. Динамика рыночной стоимости предприятия является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности его функционирования и использования ресурсной базы и формирует мнение акционеров и инвесторов о качестве управления. Она занимает приоритетное место в любой коммерческой структуре.

Эта модель характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Целевая модель, ориентированная на стоимость, определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Владельцы как конечные претенденты на доход в наибольшей степени заинтересованы в эффективном управлении предприятием.

  2. Модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одновременно способствуют росту благосостояния всех других экономических субъектов.

  3. Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений. Ни одна из ранее рассмотренных целевых моделей функционирования предприятия не противоречит его ориентации на максимизацию рыночной стоимости.

  4. Показатель рыночной стоимости предприятия обладает более широким спектром и более глубоким потенциалом роста в сравнении с другими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек, возрастание его рыночной стоимости может обеспечиваться:

- ростом его имиджа,

- организационной культурой,

- использованием эффекта синергизма

Кроме того, если размеры прибыли или экономии издержек имеют свои пределы на каждом предприятии, то размеры возрастания его рыночной стоимости таких пределов практически не имеют.

  1. Модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует текущие и перспективные цели развития предприятия. Такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования.

  2. Показатель рыночной стоимости обеспечивает возможность оценки более отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами.

  3. Показатель рыночной стоимости реализует наиболее полную информацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оценочными показателями.

  4. Данная модель охватывает все основные направления финансовой деятельности - инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответственно позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансовых решений.

  5. Динамика рыночной стоимости является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала предприятия. Количественным выражением этого критерия выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию).

  6. Динамика рыночной стоимости предприятия формирует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения.

  7. Мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров.

Концепция стоимости и структуры капитала (теорией компромисса между экономией от снижения налоговых выплат и финансовыми затратами). Смысл концепции заключается в том, что практически не существует бес­платных источников финансирования, причем мобилизация и обслу­живание того или иного источника обходится компании не одинаково:

- каждый источник финансирования имеет свою стоимость в виде относительных расходов, которые компания вынуждена нести за пользование им;

- значения стоимости различных источ­ников не являются независимыми. Эту характеристику необходимо учитывать, анализируя целесообразность принятия того или иного ре­шения.

Т.о. финменеджеру необходимо:

- стремится к минимизации средневзвешенной стоимости используемого капитала,

- учитывая механизм влияния избранного предприятием соотношения собственного и заемного капитала на показатель его рыночной стоимости.

- причем минимизация себестоимости финансовых ресурсов должна сопровождаться формированием ее оптимальной для предприятия структурой и только в этом случае приведет к максимизации его прибыли и, следовательно, к максимизации рыночной стоимости бизнеса, т.е. удовлетворению интересов его собственников.

Положения теории дивидендной политики, несомненно, используются деятельности коммерческих предприятий при формировании их дивидендной политики и планировании выпуска акций или проведения процесса реорганизации. Особенно она актуальна в настоящее время, поскольку в России начинает формироваться рынок IPO и активно идет процесс слияния и поглощения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4