Базовые теории науки о финансах
Можно выделить две крупные стадии (теории), характерные для становления и развития науки о финансах, которые различаются исходным посылом в выборе субъекта, доминирующего в финансах как особой сфере экономико-политической жизни общества:
- первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX в., нашла свое теоретическое оформление в классической теории финансов. В виде такого субъекта выделяет государство;
-в 40-е и 50-е гг. XX в. на смену этой стадии пришла вторая (которая развивалась параллельно с первой), логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Основной субъект - частный сектор и его ядро - крупные корпорации.
Согласно первой теории оформление неких практических навыков в области товарно-денежных отношений в финансы как систематизированное научное знание произошло в ходе становления государств, безусловно, доминировавших над частными хозяйствами.
Однако по мере укрепления и укрупнения этих хозяйств, изменения характера отношений между бизнесом и государством и демонстрации бизнесом более эффективной и мобильной деятельности в различных областях жизни общества на первый план стали выдвигаться финансы хозяйствующих субъектов. После возникновения соответствующей инфраструктуры в виде финансовых рынков появилась и вполне естественная потребность в систематизации методов управления взаимоотношениями между компаниями, рынками капитала и государством. В контексте научного знания эта потребность была удовлетворена формированием неоклассической теории финансов.
Стадии развития теории финансов
Классическая теория
(с 2000 г. до н.э. до 30-х гг. XX века)
Неокласическая теория
(с 40-х гг. XX века по настоящее время)
Период ненаучного состояния
(с 2000 г. до н.э. до конца Средневековья)
Период перехода к научной обработке (с VIIIвека до XVIIIн.э.)
Научный (рациональный) период
( с XVIII века до 30-х гг. XX века)
Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. В частности, один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор К. Рау, выделял три периода ее развития на первой стадии:
- ненаучное состояние,
- переход к научной обработке,
- научный (рациональный) период.
Период ненаучного состояния. Это был самый продолжительный период. Историки финансовой науки относят его начало ко временам Древнего Египта, Ассирии, Вавилонии, Древней Греции и Рима. С этими государствами как раз и связывают появление элементарных зачатков финансовой науки. Так, в ассирийской и вавилонской теократиях (около 2000 г. до н. э.):
- были не только огромные бюрократические и военные организации,
- но и проводилась активная внешняя политика,
- развивались совершенные денежные институты, существовали кредит и банковское дело.
В исторической литературе упоминается:
- о работе Poroi, написанной Ксенофонтом (431-355 до н. э.) и представляющей собой развернутый трактат о государственных финансах Аттики.
- древнегреческие ученые Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.) активно разрабатывали фундаментальные теории денег; в работах Аристотеля встречаются и некоторые рассуждения о проценте, хотя попытку построить теорию процента он так и не предпринял.
- имеются свидетельства о наличии в Древнем Китае (около 300 лет до н. э.) высокоразвитого государственного управления, регулярно занимавшегося аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами; у китайцев были методы денежного регулирования и контроля над товарообменом, которые предполагали определенный анализ.
- заслугой восточной Римской империи, просуществовавшая на 1000 лет дольше следует поставить прежде всего разработку основных положений римского права, которое, в частности, привнесло в экономику идею свободы договора между участниками сделки, что в дальнейшем оказало влияние на формализацию финансовых отношений.
Основные характерные черты данного периода выражались в следующем:
- государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное частное лицо и потому не слишком отличалось от него в плане мобилизации средств на общественные нужды.
- доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т.п. Другими статьями дохода были платежи союзников (для защиты своих границ государства союзники д.б. поставить либо корабли, либо аналогичные суммы основному государству-защитнику), ввозные и вывозные пошлины, штрафы, судебные пошлины.
- в Древнем мире вместо финансового права было финансовое насилие, поэтому немалую часть доходов составляла дань с покоренных народов.
- налоговая система поначалу была развита весьма слабо, поскольку налоги рассматривались как посягательство на свободу граждан (не случайно в Древней Греции налогами облагались только проститутки, так как лица этой профессии считались потерявшими гражданские права).
- направления расходования государственных средств также не отличались разнообразием. Поскольку все государственные должности были почетными, а черновая работа (письмо, счет) выполнялась рабами, не было необходимости в оплате труда чиновников.
- не было нужды и в сложной финансовой системе, так как государственные расходы сводились в основном к расходам на строительство и устройство общественных зданий, да и эти заботы чаще всего брали на себя богатые граждане.
- со временем величина расходов и их структура стали меняться в сторону увеличения и разнообразия: храмы строились все более роскошными, возрастали расходы на содержание войска, появился флот, городское поселение необходимо было окружать крепостной стеной и т.п.
- поскольку на занятие государственной должности мог претендовать любой гражданин, в том числе и не слишком богатый, возникла естественная потребность во введении жалованья государственным служащим.
- если можно так выразиться, расходная часть государственного бюджета неуклонно возрастала, а доходная часть так и не претерпевала каких-либо качественных изменений.
- увеличение государственных расходов привело к совершенствованию системы обложения граждан. Весьма известные мужи были привлечены к этой работе. Ксенофонт описывал способы увеличения доходов Афин (например, путем разработки серебряных рудников), Аристотель предлагал ввести фискальные средства для получения от подданных денежных средств. Надо отметить, что греки вообще преуспели по части изобретения новых налогов: упомянем о единовременном налоге на балконы верхних этажей зданий, выступающие на улицу; о налоге на двери, выходящие на улицу; о сборе за право пользования улицей.
- увеличение налогового бремени, причем не всегда праведными способами, естественным образом стимулировало людей к поиску путей ухода от налогов. Не случайно, по мнению П. Гензеля, «финансовая наука» древности представляла собой науку «о тех хитроумных, подчас явно бессовестных способах, которыми в порядке частно-правовых отношений присваиваются в пользу государства имущества жителей».
Таким образом, поскольку ни источники доходов государства, ни направления расходования государственных средств в те годы не отличались большим разнообразием, нужды в сложной финансовой системе не было, а потому не было причин для углубленного осмысления финансовой проблематики.
Переход к научной обработке. В Средние века какие-либо значимые систематизированные разработки по финансовой тематике все еще не были отмечены, тем не менее именно конец Средневековья рассматривается многими учеными как начало второго периода развития финансовой науки — перехода к научной обработке. Некоторые методы управления казенным имуществом можно найти в документах VIII—IX столетий:
- в указе Карла Великого (742—814) приведены подробные инструкции для управителей его доменами (наследственные земельные владения). Королевские домены были, по сути, первыми источниками государственной казны. По мере того как поступлений из этих источников стало не хватать для осуществления государственных функций, появились новые источники: регалии, пошлины, сборы, налоги и др.
- в феодальной Европе в дополнение к доменам возникает новый вид дохода в казну – регалии, которые впервые появились в немецкой империи и вскоре стали любимой формой налога, поскольку не зависели от сословий. Легкость получения казной доходов от продажи регалий была причиной того, что правители чрезвычайно умножали их число: в некоторых государствах было свыше 400 регалий. Наиболее распространенными были горное дело (рудокопство), добывание соли, ее продажа, монетное дело, ветряные мельницы, табачное производство, почта, лотереи.
- в Средние века начинают появляться и такие виды денежных сборов, как пошлины. Так, кастильский король Альфонс XI (1311—1350) ввел в своих владениях пошлину, уплачиваемую в виде известной доли цены каждого продаваемого предмета; в 1342 г. она составляла около 5% цены предмета.
- в конце Средних веков начинается процесс отделения государственной казны от казны короля. Причина очевидна: постоянно увеличивающиеся государственные расходы уже не могли быть покрыты королевской казной. Начинает торжествовать принцип частной собственности.
- отчетливо проявившаяся проблема в образовании устойчивых и объемных внутренних источников средств, идущих на государственные нужды, не могла быть решена за счет доменов, регалий, пошлин, разовых сборов. Поэтому вполне естественной выглядела в конце XVIII в. активизация формирования налоговой системы, проявлявшаяся во многих странах.
Первые книги, в которых авторы пытались сформулировать наиболее общие принципы управления доменами, регалиями, сборами, появились лишь в XV— XVI вв. Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными. Именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки.
Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, а его главным элементом являлась система активного торгового баланса, подразумевавшего поощрение, в том числе за счет мощной протекционистской политики и строгой таможенной охраны, вывоза товаров над ввозом.
Ученые того времени, используя немногочисленные наработки в области финансов, сделанные Ксенофонтом, Аристотелем, Фомой Аквинским и другими, начали создавать труды, отчасти посвященные финансовой проблематике:
- в работах схоластов1, особенно их идеолога Фомы Аквинского (Томас Акванас, 1225-1274), активно обсуждаются вопросы о ценообразовании, справедливой цене как критерии этического поведения участников рынка, грехе ростовщичества и др. В частности, Фома Аквинский полагал, что государь имеет право в интересах общего блага прибегать к налогам, если не хватает поступлений от доменов и других источников, и вместе с тем высказывался против долгов, подрывающих уважение подданных к государю и тем самым ослабляющих государство. Историки отмечают также еще одного знаменитого схоласта — Николаса Орезма (1323-1382), написавшего трактат о деньгах, который считается первой работой, полностью посвященной экономической проблеме.
В XIV—XV вв. в связи с укреплением идей государственности начинают резко усиливаться потребности монархов и государств в общегосударственных расходах, возникает необходимость в систематизации и развитии новых методов пополнения государственной казны.
В эпоху Реформации (XVI в.) поднимаются проблемы общеправового равенства, что, в свою очередь, привело к изменению принципов налогообложения.
К середине XVIII в. в обществе появляется осознание того, что государственное хозяйство и политика в области формирования доходов государства должны руководствоваться общеэкономическими законами, что бытовавший в годы Средневековья основной принцип теории финансов «бери, где можно и как можно больше» (это выражение принадлежит известному финансисту дореволюционной России В. А. Лебедеву) вряд ли экономически и политически оправдан.
Все эти изменения общеполитического, экономического и морально-этического характера привели к тому, что во второй половине Средневековья появляются первые книги, инициированные и востребованные практикой и потому в определенной степени посвященные финансовым вопросам.
Основными стоит выделить:
- работы итальянских ученых и прежде всего Диомеда Карафы (1406-1487), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Джовани Ботеро (1544-1617). Это было не случайно, поскольку, начиная с Позднего Средневековья до последней четверти XVIII в., экономическая наука была по преимуществу итальянской; испанцы, французы и англичане в целом делили второе место, хотя соотношение сил между ними с течением времени существенно менялось.
Писатель-меркантилист Д. Карафа руководил финансовым хозяйством Неаполитанского королевства, поэтому его предложения по классификации и структуризации государственных расходов были продуманными. Он:
- выделял расходы на оборону страны, на содержание государственного аппарата, на удовлетворение чрезвычайных потребностей и др.
- основа бюджета - домены, налоги - рассматривались Карафой лишь как чрезвычайный источник пополнения казны, причем он призывал не истощать народ большими поборами.
- в числе рекомендаций Карафы - идеи о сбалансированности бюджета, о нецелесообразности вынужденных займов, о создании благоприятных условий для заграничных купцов.
В значительной степени благодаря работам итальянских ученых начинает меняться отношение к частному бизнесу. Напомним, что со времен Аристотеля в ученой среде сохранялось критическое отношение к бизнесу, особенно к ростовщичеству. Этот взгляд пропагандировался схоластами, которые видели «что-то низменное» в коммерческой деятельности. Напротив, Макиавелли считал допустимыми любые средства, способствующие упрочению государственности, т. е. его взгляды принципиально отличались от взглядов схоластов, ставивших во главу угла нормы морали.
Несмотря на довольно бурное развитие способов и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII в. во многих феодальных государствах, наука о финансах в те годы так и не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения; но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки.
Труды итальянских ученых стимулировали появление подобных работ в других странах, причем три страны начали работать над новым направлением особенно активно:
- в Германии развивалась теория налогов,
- во Франции изучались государственный баланс и источники налогов. Так, впервые некоторую систематизацию финансов выполнил французский ученый Жан Боден (1530-1596). В своей работе «Шесть книг о республике» (1577 г.), он выделил 7 основных источников государственных доходов:
- домены,
воинская добыча,
подарки друзей,
дань союзников,
торговля,
пошлины с ввоза и вывоза,
налоги с подданных
- в Англии — закономерности финансов страны. Английский философ и экономист Томас Гоббс (1588-1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения. Уильям Петти (1623-1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики.
Финансовая политика государств Позднего Средневековья базировалась на основной идее камералистов в отношении пополнения казны: монарх имеет право неограниченно облагать своих подданных, поскольку абсолютная власть монарха — это божественное право.
Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами. Физиократическое течение зародилось во Франции благодаря усилиям Пьера Буагильбера (1646-1714) и Франсуаза Кенэ (1694-1774). Физиократы требовали:
- освободить торговлю и промышленность от бездумного вмешательства государства,
- предлагали уничтожить все пошлины и монополии,
- отменить феодальные привилегии и повинности.
Отказ от вмешательства в дела бизнеса, по мнению физиократов, вызовет сокращение государственной деятельности, а значит, автоматически приведет к снижению государственных расходов и возможному ослаблению налогового бремени.
Особо следует отметить идеи французского просветителя и философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755), который:
- видел основания государственного финансового хозяйства в образе правления в данном государстве, поскольку не без основания полагал, что существует органическая связь между финансовым устройством и внутренним развитием государственной жизни.
- определил государственный доход как часть имущества, отдаваемую каждым гражданином для того, чтобы обеспечить целостность и сохранность остальной его части, которую уже можно использовать в своих целях.
- формы государственных доходов зависят от формы правления, причем по мере расширения свободы подданных можно увеличивать и налоговое бремя, менять виды налогов. В этом смысле подушный налог более свойствен рабскому состоянию народа, а налог на потребление — свободному состоянию в обществе.
Научный (рациональный) период. Упомянутые выше авторы были все же не «чистыми финансистами». Вопросы управления финансами рассматривались ими не как основной объект исследования, но лишь в контексте экономической науки в целом и науки об управлении государством в частности.
XVIII в. считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах - именно второй половиной этого столетия многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления. В эти годы, по мнению историков, начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии. Хотя толчок этому был дан работами физиократов, первые представители систематизированной финансовой науки немецкие ученые были специалистами в области камеральных наук.
Напомним, что к камеральным относили науки, обобщавшие и разрабатывавшие методы управления государством, а наибольший вклад в их развитие внесла Германия.
Поэтому историки финансовой науки связывают ее становление в большей степени с работами представителей итальянской и немецкой школ камералистов XVIII—XIX вв. В особенности преуспели представители немецкой школы (Иоханес Юсти (1720-1771) и Йозеф Зонненфельс (1732-1817) ) - излагая свои идеи о рациональном управлении государством, они постепенно все больше акцентировали свое внимание на финансах страны.
Очевидно, что в системе управления любым государством критическая роль принадлежит ее финансовой составляющей. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что финансовая наука не только была включена в состав камеральных наук, но и постепенно стала занимать доминирующие позиции.
В 1727 г. прусский король Фридрих Вильгельм I учредил кафедры хозяйственных и камеральных наук в Галльском и Франкфуртском университетах.
Во второй половине XVIII в. начало отчетливо проявляться обособление трех крупных блоков камеральных наук:
1) хозяйственные науки (торговля, лесоводство, горное дело и др.);
2) наука о полиции как способе обеспечения безопасности и благосостояния;
3) собственно камеральная (т. е. финансовая) наука.
Хотя первоначально финансовая наука рассматривалась лишь как одна из наук государственных, постепенно стала осознаваться ее особая роль в учении о камералистике. Так, по мнению профессора Гейдельбергского университета Карла Захария (1769—1843), «без финансовой науки все другие государственные науки были бы мертвой буквой».
В работах немецких ученых можно найти наиболее ранние определения финансовой науки:
- по мнению ЙозефаЗонненфельса, финансовая наука — это «собрание тех правил, при помощи которых государство удобнейшим образом получает свои доходы».
- Иоханес Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в своей работе учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Он расширил предмет новой науки, т.к. полагал, что ограничивать определение финансов лишь государственными доходами вряд ли оправданно. По его мнению, «финансовая наука - это наука о правилах, по которым нужные для покрытия государственных расходов средства собираются и расходуются наиболее целесообразно».
Понятно, что работы немецких ученых в значительной степени перекликались, хотя в них были определенные различия:
- так, Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных; кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.
- в свою очередь, именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):
1) налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;
2) налоги должны быть справедливы и равномерны;
3) налоги должны иметь основательные поводы;
4) не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.
Заслуга Юсти и в том, что, в отличие от большинства камералистов, он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.
В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значительно интенсифицировалась. Уже к концу XIX в. главным образом усилиями представителей немецкой экономической школы:
- сложилось вполне однозначное толкование термина «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления.
- произошло окончательное оформление так называемой классической теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов; в основе этих знаний — систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств.
Следует обратить внимание на две особенности сформировавшейся финансовой науки:
- во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государства; в дальнейшем сферу их приложения расширили: под финансами стали понимать средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям, общинам и др.).
- во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе 4
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента 40
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации 70
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте 135
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия 192
- Тема 5. Управление оборотным капиталом 253
- 4.1. Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента 286
- Глава 5 301
- 1.Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе
- Базовые теории науки о финансах
- Неоклассическая теория финансов(c 40-х гг. XXвека)
- Развитие финансового менеджмента как самостоятельного научного направления
- Развитие финансового менеджмента в России
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- 2. Концептуальные основы финансового менеджмента
- 2.1. Финансовый менеджмент: содержание и логика структурирования
- 2.2. Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
- 2.3. Базовые концепции и теории финансового менеджмента, используемые в практике предприятий
- Определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности хозяйствующего субъекта
- Концепции, обеспечивающие реальную рыночную оценку финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора
- Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и определяющие их взаимосвязи
- Концепции, определяющие основные подходы к финансовому управлению хозяйствующего субъекта
- Вопросы для обсуждения
- 3 Финансовый менеджмент: сущность и логика организации
- 3.1. Содержание финансового менеджмента и его связь с другими областями науки и практики
- Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом
- 3.2. Классификации предприятий как объектов финансового менеджмента
- Классификация предприятий как объектов финансового управления
- По монопольному положению на рынке
- По монопольному положению на рынке выделяются предприятия:
- Финансовые службы и управления
- 3.3. Цели, задачи и принципы финансового менеджмента
- 3.4. Основные функции и разделы финансового менеджмента
- 3.5. Основные процедуры финансового менеджмента
- 3.6. Основы структурирования баланса предприятия как объектов управления финансового менеджмента Активы
- Капитал (пассивы)
- По формам собственности выявляют
- 3.7. Финансовый механизм: понятие и основные составляющие
- 3.8. Финансовые инструменты: сущность, виды, классификация
- Ковалев – классификация фи
- Вопросы для обсуждения
- 4. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте
- 4.1. Методы и приемы финансового менеджмента
- 4.2. Финансовые вычисления как основа инструментария финансового менеджера
- 4.3. Денежные потоки и методы их оценки Процентные ставки и методы их начисления
- Денежные потоки
- . Оценка аннуитетов
- Или про аннуитет по другому
- 4.3. Методы оценки финансовых активов Внутренняя стоимость финансового актива
- Подходы к оценке внутренней стоимости финансового актива
- Внутренняя стоимость акций и облигаций
- 4.4. Риск в финансовом менеджменте
- 4.5. Связь риска и доходности финансовых активов Понятие и измерение доходности финансового актива
- Оценка риска финансовых активов
- Модель оценки капитальных финансовых активов
- 5. Управление источниками финансирования деятельности предприятия
- 5.1.Способы финансирования деятельности фирмы
- Источники финансирования предприятия по Погостинской
- 5.2. Цена капитала: понятие и сущность
- 5.3. Подходы к оценке цены капитала
- Цена основных источников капитала
- Средневзвешенная цена капитала
- 5.4. Понятие и состав собственного капитала
- 5.5. Основные способы формирования и наращивания собственного капитала
- 4.4. Финансовый леверидж
- 4.5. Политика выплаты дивидендов
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Управление оборотным капиталом
- 5.1. Политика в области оборотного капитала
- 5.2. Управление производственными запасами
- 5.3. Управление дебиторской задолженностью
- 5.4. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4.1. Задача управления денежными средствами
- 5.4.2. Расчет операционного и финансового циклов
- 5.4.3. Анализ и прогнозирование движения денежных средств
- 5.4.4. Определение оптимального уровня денежных средств
- 5.5 Управление источниками финансирования оборотного капитала. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования
- Стоимостные оценки в системах учета и финансового менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5
- 10 Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приведена в работе: [Ковалев, 2004].