logo search
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

12. Бюджетный процесс.

Бюдж. процесс - это регламентированная закон-вом деят-ть госуд. и местных органов власти по со­ставлению, рассмотрению, утверждению и исполнению госуд. и местных бюджетов, а также по кон­тролю за их исполнением.

Участники бюджетного процесса: - Президент РФ, Госуд. дума, Совет Федерации, Правительство РФ; - органы законодательной (представительной) власти; - органы исполнит. власти; - органы ден.-кред. регулирования; - органы госуд. и муниц. фин. контроля; - главные распорядители бюджетных средств; - иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюдж. средств).

Органы представ. власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение фед. бюджета. Органы испол. власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении. ЦБ разрабатывает осн. направления ден.-кред. политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функ­ции генерального агента по госуд. ценным бумагам. Органы госуд. контроля контролируют исполне­ние бюджетов и госуд. внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов. Главный распорядитель бюдж. средств распределяет бюдж. средства по получателям и распорядителям, утвер­ждает сметы доходов и расходов, составляет бюдж.роспись (документ о распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов), контролирует целевое использование бюдж. средств, представляет сводный отчет об исполнении бюджета.Составление проекта бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного фин. года.1) Составление проекта бюджета осуществляется исполн. органами власти. Составление проекта основывается: на бюдж. послании Президента РФ; прогнозе соц.-экон. развития на очередной фин. год; осн. направлениях бюдж. и нал. пол-ки. Непосредственная работа по составлению проектов бюд­жетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами. Исходными макроэкон. показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном фин.году. Разработка и согласование показателей проекта бюджета заверша­ются не позднее 15 июля года, предшест. фин. году. 2) Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Феде­ральным Собранием РФ). Правительство РФ вносит на рассмотрение Госуд. думы и Президента про­ект фед. закона о фед. бюджете не позднее 15 августа текущего года. Госуд. Дума рассматривает про­ект фед. закона о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета (30дней).Рассматривается: прогнозируемый объем доходов; общий объем расходов; верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; дефицит или профицит фед. бюджета. В первом чтении проекта фед. бюджета Госдума может: 1) Предоставить законопроект в согласительную комиссию (состав: совет федерации, правительство, Госдума); 2) Вернуть в правительство на доработку; 3) Поставить вопрос о доверии правительству. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам (35 дней). Рассматривает распределение бюджетных средств в соответствии с приоритетами госуд. пол-ки. В третьем чтении — проект в це­лом (15 дней). После принятия фед. бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одоб­ренный Советом Федерации, передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародо­вания в СМИ. 3) Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюдж. росписи, ко­торая составляется главным распорядителем бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, испол­няющий бюджет.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое дейст­вие также 31 декабря. 4) Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах вла­сти. Работа по составлению отчетов возложены на Минфин РФ и его финансовые органы, Гос. Нал. службу и ее налоговые инспекции, Гос. Таможенный комитет и его органы. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному собранию РФ, который его утверждает.