logo
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

6. Фин. Контроль: сущность, виды, формы, субъекты и проблемы совершенствования.

Фин. контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования ден. фондов гос-ва и муниц. образований в целях эффективного соц.-экон. развития страны и ее регионов.

Фин. контроль выполняет функции: ü проверка расходования госуд. средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); ü проверка свое­временности и полноты мобилизации средств в государ. ресурсы по всем звеньям финансовой сис­темы; ü проверка соблюдения правил учета и отчетности. Объектом финансового контроля явля­ются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании фин. ресурсов. Субъекты контроля: органы госуд. власти и управления (президент, правительство, парламент, на­логовые, финансовые и специализированные контрольные органы), финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, а также граждане страны как налогопла­тельщики и др.

Цель фин. контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучше­ние её.

Виды фин.контроля: - госуд.фин.контроль (осущ-ся органами государственной власти в сфере эконо­мики); - аудиторский фин.контроль (осущ-ся спец.аудиторскими фирмами); - внутрифирменный фин.контроль (осущ-ся фин.службами самого предприятия).

Органами госуд. фин. контроля выступают спец. подразделения Администрации Президента, Со­вета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и испол­нительных органов субъектов Федерации.

Счетная палата РФ является единственным органом госуд. фин.о контроля, задачи и порядок деятель­ности которого определены Фед. законодательством – Конституцией РФ, Бюдж. кодексом РФ, Фед. законом «О счетной палате РФ», з-ами о фед. бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют её компетенцию, т.е. право осуществления контроля за исполнением феде­рального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и её обязанно­стью. Фин. контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по фин. вопросам, подписания Фед. з-нов; назначения и освобождения от долж­ности министра финансов РФ, представления Госуд. Думе кандидатур для назначения на должность Председателя ЦБа.

Важнейшее место в системе фин. контроля со стороны Правительства РФ занимают Минфин РФ и его структурные подразделения, наделенные контрол. ф-ями. Прежде всего, Минфин осуществляет фин. контроль в процессе разработки фед. бюджета; контролирует поступление и расходование бюджет­ных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении вал. контроля; контролирует направление и использование госуд. инвестиций, выделяемых на основе решений Пра­вительства РФ. Органы Федерального казначейства призваны осуществлять госуд. фин. контроль за соблюдением исполнения фед. бюджета и фед. внебюджетных фондов. Фед. казначейство осуществ­ляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюдж. средствами. Министерство РФ по налогам и сборам и Фед. служба нал. полиции осуществляют контроль за правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью внесения в бюдж. фонды налогов, сборов и других плате­жей.. Таможенные органы РФ осуществляют госуд. фин. контроль, связанный с перемещением това­ров через таможенную границу России. ЦБ РФ наделен значительными полномочиями в области го­суд. фин. контроля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган — Департамент банк. надзора, на который возложены функции проверки соблюдения комм. банками банк. законода­тельства и установленных Банком России нормативов банк. деятельности. В зависимости от вида на­рушений комм. банками ЦБ имеет право применять к ним разл. меры воздействия от наложения штрафов, замены руководства комм. банка до отзыва лицензии и ликвидации комм. банка.