logo
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

32. Долгосрочная финансовая политика компании (стоимость и структура капитала)

В условиях рын. экономики, жесткой конкуренции повышаются значимость и актуальность долго­срочной фин. политики. От должной организации фин. пол-ки коренным образом зависит благополу­чие пр-ия. Фин. политика предприятия — это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Фин. политика — наиболее важный составной элемент общей политики развития пр-ия, которая включает также инвестиц. политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Ос­нова долгосрочной фин. политики — четкое определение единой концепции развития предприятия в долгоср. перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оп­тимальных, разработка эффективных механизмов контроля. Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников пр-ия в текущем периоде и на перспек­тиву. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рын. ст-ти пр-ия, что невозможно без эффек­тивного использования фин. ресурсов и построения оптимальных фин. отношений как на самом пр-ии, так и с контрагентами и гос-вом. Для реализации главной цели фин. политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими направлениями: 1) максимизацией прибыли; 2) обеспечением финансовой устойчивости. Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает пр-ию ста­бильность и безопасность и относится к контролированию риска. Фин. тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа фин. стратегии в текущем периоде. Та­ким образом, в отличие от финансовой стратегии фин. тактика связана с реализацией локальных задач управления пр-ием. Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое на­правление: наращивать объем продаж; эффективно управлять процессом формирования рентабельно­сти; бесперебойно обеспечивать производство фин. ресурсами; контролировать расходы; минимизи­ровать период производ. цикла; оптимизировать величину запасов и др. Второе стратегическое на­правление подразумевает: минимизацию фин. рисков; синхронизацию ден. потоков; тщательный ана­лиз контрагентов; достаточные объемы денежных средств; финансовый мониторинг и др. Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных ос­татков ден. средств и другие меры по обеспечению фин. устойч-ти снижают рентабельность про-ва. Т.о., невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль. Необходимо ранжиро­вать стратегические цели, например, путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении тек. активами или любым видом ден. потоков важно правильно выбрать приоритеты раз­вития, так как от этого зависят и степень фин. устойчивости пр-ия, и уровень прибыли про-ва.

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управл. функций. На средних пр-иях текущую фин. деят-ть могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел, др), серьезные же фин. решения (инвестирование, финансирование, долгоср. и среднеср. рас­пределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы. В крупных компаниях есть возмож­ность расширить организац. структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать пол­номочия и ответственность между: - информац. органами: юрид., нал., бух. и другие службы; - фин. органами: фин. отдел, казначейский отдел, отдел управления ЦБами, отдел бюджетирования и т.д.; - контрол. органами: внутр. ревизия, аудит. Объекты управления имеют следующие направления: 1)Управление капиталом: определение общей потребности в капитале; оптимизация структуры капи­тала; минимизация цены капитала; обеспечение эффект. использования капитала. 2)Дивид. пол-ка: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией. 3)Управление активами: определение потребности в активах; оптимизация состава активов; обеспе­чение ликвидности активов; ускорение цикла оборота активов; выбор эффективных форм и источни­ков финансирования активов.