logo
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

46. Государственные, субфед. И муниц. Цб.

Эмиссия госуд. ЦБ направлена на решение следующих задач: — покрытие постоянного дефицита госуд. бюджета; — покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступ­ления налогов и производимых расходов; — привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов; — привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства; — привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам. Классификация: 1. По срокам: - краткоср. — со сроками заимствования до 1 года (в России с 1993 г. эмитируются государственные крат­косрочные бескупонные облигации со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, облигации государственного сберегательного займа с отрезными купонами сроком на 1 год); - среднеср. — со сроком обращения от 1 года до 5 лет (в России— ОФЗ со сроком обращения 1 — 2 года, а также ОВВЗ 1-го, 2-го и 3-го траншей); - долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет (в России в дореволюционный период выпускались облигации российского зол. займа со сроком обращения 81 год, которые свободно продавались как на рос­сийском, так и на зарубежных фондовых рынках Европы и Америки. В настоящее время в России дейст­вуют государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 30 лет и облигации внутреннего ва­лютного займа 4-го, 5-го, 6-го и 7-го траншей со сроками погашения 10 и 15 лет). 2. По способу получения дохода: - Дисконтные — (в России — ГКО); - Купонные (в России — ОФЗ, ОГСЗ, облигации внутреннего валютного займа). 3. По цели выпуска: - Долговые — для покрытия постоянного дефицита госуд. бюджета, переходящего из года в год; - ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета, которые обра­зуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета; - целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов (блигации АО «Высокоскоростные магистрали», выпущенные под гарантию правительства РФ; средства от продажи данных облигаций шли на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург); - ценные бу­маги для покрытия госуд. долга перед предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг доста­точно широко распространены в России. Казначейские обязательства, которыми Минфин РФ в 1994 — 1996 гг. рассчитывался с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета).

Российские госуд. ЦБ: векселя Министерства финансов РФ; облигации внутреннего займа РСФСР 1991г. ("Апрель", "Октябрь"); облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.; государственные жилищные сертификаты; валютные облигации Министерства финансов РФ; государственные краткосроч­ные бескупонные облигации; облигации федерального займа с переменным купонным доходом; облигации федерального займа с постоянным купонным доходом; облигации государственного сберегательного займа РФ; облигации Золотого займа ОФЗ-9999; облигации государственного нерыночного займа; облигации фе­дерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД); восстанавливаемые ценные бумаги; золотые сертификаты. ГКО обра­щаются с 1992г. В 1994г. они имели доходность около 500% годовых. Их оборот достигал весьма значительных размеров. "Длинные" ГКО выпускались на срок 12—36 месяцев, "ко­роткие" — на срок 3 месяца и менее. До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компа­нии. КО в основном использовались для зачета налогов предприятиям. Они активно обращались на рынке в 1994— 1995 гг. Рынок КО был несбалансированным, ажиотажным. Наблю­далась высокая доходность спе­кулятивных операций на этом рынке. Денег на нем было гораздо больше, чем обязательств. Это было свя­зано, с одной стороны, с тем, что купив КО, можно было по­лучить налоговое освобождение, а с другой — с тем, что номинал КО (государственная цена реализации) был примерно в 5 раз ниже их рыночной цены.ОГСЗ В целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения в 1995г. ОБР — инструменты де­нежно-кредит­ной политики, выпускаемые Центральным банком РФ с сентября 1998г. Покупать эти кратко­срочные облигации могут только ком­мерческие банки в целях поддержания своей ликвидности. Предель­ный размер общей номинальной стоимости облигаций. Банка Рос­сии всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница меж­ду максимально воз­можной и нормативной величиной обязатель­ных резервов кредитных организаций.Субфедеральные обли­гации – это ценные бумаги, эмитентом которых выступает орган исполнительной власти субъекта РФ. Та­кие ценные бумаги имеют статус госуд-ых. Муницип. облигации –эмитентом исполнительный орган мест­ного самоуправления.