8 .Результаты бюджетной реформы и проблемы сов-ния бюджетных отношений.
В 2001-2008 гг. происходит и будет происходить процесс изменения системы управления общественными финансами. Реализация этой реформы осуществляется по 5 направлениям: 1) реформа бюджетной классификации и бюджетного учета; 2) переход к среднесрочному финансовому планированию; 3)оценка и планирование результативности бюджетных расходов; 4) эксперимент по внедрению СБОРа; 5)изменение порядка расстроения бюджетов.
Предпосылкой бюджетной реформы явилась необходимость перехода к новой модели управления государственными финансами, т.е. переход от управления затратами к управлению результатами.
3 уровня реформирования бюджетной системы России:1. макроуровень: Федерация - субъекты РФ – местное самоуправление (т.е. реформа межбюджетных отношений) 2. мезоуровень: Правительство - финансовые органы - министерства (т.е. реформа бюджетного процесса)3. микроуровень: министерства - службы – учреждения (т.е. реструктуризация бюджетной сети).
1. Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 (2015)г.г.) – это разделение уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходных источников и, что самое важно, полномочий по их регулированию. Основные нововведения данного направления:
a) в соответствии с реформой местного самоуправления вводится два уровня местных бюджетов – бюджетная система РФ становится четырехуровневой;
b) устанавливаются четкие правила разграничения расходных обязательств;
c) существенно расширяется финансовая самостоятельность субнациональных властей (за счет налоговой автономии);
d) законодательно закрепляются новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов
2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 г.г.) - переход к среднесрочному финансовому планированию при существенном расширении полномочий «линейных» министерств и их переориентации на достижение конкретных и измеримых результатов. Реализация этой реформы осуществляется в соответствии с Концепцией Правительства РФ по пяти направлениям:
a) реформа бюджетной классификации и бюджетного учета (приближение к международным стандартам);
b) переход к среднесрочному финансовому планированию – составление 3летнего финансового плана;
c) оценка и планирование результативности бюджетных расходов;
d) эксперимент по внедрению среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (СБОР);
e) изменение порядка рассмотрения бюджетов (3 чтения).
3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 г.г.) - самая сложная часть бюджетной реформы, подразумевающая реорганизацию бюджетных учреждений, «микродецентрализацию» управления общественными финансами, «разгосударствление» производства значительной части бюджетных услуг. Предполагаются следующие новации:
a) ужесточение использования бюджетными учреждениями бюджетных средств;
b) реорганизация бюджетных учреждений и создание новых организационно-правовых форм (автономные учреждения и автономные некоммерческие организации);
c) нормативно-подушевое финансирование бюджетный учреждений и выполнение государственного (муниципального) задания.
Бюджетные реформы предполагалось завершить к 2008 году, но в силу ряда причин на сегодняшний день они носят незавершенный характер, а их итоги - промежуточны. Однако можно говорить об определенных результатах: а) бюджет сегодня перестал быть источником макроэкономической нестабильности; б) повысилась объективность и прозрачность распределения финансовой помощи; с) макроуровень- 4хуровневая бюджетная система РФ, наличие «жестких» бюджетных ограничений, выравнивание субъектов РФ и муниципальных образований только по формулам; д) мезоуровень - постепенный переход на 3хлетний бюджет (без учета кризиса), в муниципальных образованиях и бюджетных учреждениях практикуется распределение денежных средств по результатам; е) микроуровень - нормативно-подушевое финансирование в некоторых бюджетных учреждениях, постепенный их перевод на новые организационные формы – автономные учреждения и автономные некоммерческие организации.
Таким образом, бюджетные реформы России нельзя назвать законченными, сегодня продолжают реформироваться и модифицироваться наиболее значимые аспекты.
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов,их роль в развитии общества.
- 2. Финансовая политика и финансовый механизмгос-ва: содержание и направления.
- 3. Финансовая система рф: структура и хар-ка ее звеньев.
- 4. Управление финансами: органы и механизм.
- 5. Фин. Регулирование соц.-экон. Процессов: методы и инструменты.
- 6. Фин. Контроль: сущность, виды, формы, субъекты и проблемы совершенствования.
- 7. Бюдж. Устройство и бюдж. Система рф: структура и сов-ние межбюд. Отношений
- 8 .Результаты бюджетной реформы и проблемы сов-ния бюджетных отношений.
- 9. Фед. Бюджет: сущность, структура доходов и расходов.
- 10. Нал. Доходы бюдж. Системы: структура и проблемы оптимизации.
- 11. Расходы бюдж. Системы: структура и проблемы повышения эффективности.
- 12. Бюджетный процесс.
- 13. Фед. Казначейство: его место и роль в бюдж. Процессе.
- 14. Внебюджетные фонды государства: содержание, механизм функцон-ния и проблемы совершен-ния.
- 15. Фин. Ресурсы предп-ия и их превращенные формы. Источники фор-ния и пути улучшения их использования.
- 16. Сущность, состав, классификация и структура оборотных средств предприятия. Факторы,влияющие на структуру оборотных средств.
- 17. Сущность, состав, классификация и структура основных средств предприятия.
- 18. Прибыль предприятия: источники формирования и распределения..
- 19. Финансовый механизм коммерческой деятельности, проблемы реализации.
- 20. Фин. Планирование и прогнозирование на предприятии.
- 21. Экономическая сущность, функции финансов организаций (предприятий)
- 22.Принципы организации финансов предприятий.
- 23.Активы и пассивы предприятий
- 24. Управление активами и пассивами предприятия.
- 25. Классификация доходов и расходов организаций (предприятий).
- 26. Выручка от реализации и себестоимость продукции (работ, услуг).
- 27. Система показателей оценки финансового состояния предприятия.
- 28. Сущность и необходимость финансового менеджмента.
- 29. Подходы к определению рентабельности и область их применения.
- 30.Состав показателей информационной базы финансового менеджмента.
- 31. Назначение и структура бизнес-плана.
- 32. Долгосрочная финансовая политика компании (стоимость и структура капитала)
- 33. Фин. Среда предпринимательства и риски.
- 34. Структура и источники финансирования инвестиций.
- 35. Сущность дивидендной политики.
- 36. Управление оборотными активами предприятия
- 36. Управление оборотными активами предприятия.
- 37. Реструктуризация и банкротство предприятия.
- 38. Экономическое содержание, цели, задачи и функции рцб.
- 39. Государственное регулирование фондового рынка России. Общая характеристика нормативно-правовой базы
- 40. Основные субъекты фондового рынка. Инфраструктура рцб.
- 41. Первичный рцб. Эмиссия и размещение цб.
- 42. Классификация ценных бумаг.
- 43. Фундаментальные свойства и виды акций. Типы привилегированных акций.
- 44. Фундаментальные свойства и классификация облигаций.
- 45. Особенности эмиссии и обращения гос. Цб. Виды гос. Цб рф.
- 46. Основные цели эмиссии и особенности обращения субфедеральных и муниципальных цб.
- 46. Государственные, субфед. И муниц. Цб.
- 47. Фондовая биржа - организатор торгов на рцб. Методы организации торговли цб.
- 48. Классификация сделок с цБами.
- 49. Производные цб.
- 50. Основы инвестиционного анализа на рынке ценных бумаг. Фондовые индексы
- 51. Эконом. Содерж., методы оценки и снижен. Финан. Рисков при осуществ.Операций на фондовом рынке.
- 52. Экон. Сущность и необходимость налогов в рф.
- 53. Ндс и его место в формировании доходов бюджета.
- 54. Нпо и его место в формировании доходов бюджетов.
- 55. Порядок исчисления и уплаты ндфл.
- 56. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
- 58. Енвд.
- 59. Платежи за пользование природными ресурсами.
- 60. Налоговая система рф в условиях рыночных реформ.
- 61. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 62. Прямые и косвенные налоги, их краткая характеристика.
- 63. Функции денег и их роль в экономике и социальной сфере.
- 64. Теории денег. Общая характеристика.
- 65. Денежная система: ее элементы и типы. Денежная система рф.
- 66. Безналичный денежный оборот: характеристика форм безналичных расчетов.
- 67. Наличный денежный оборот и его организация.
- 68. Эволюция международной валютной системы.
- 69. Сущность, формы проявления и причины инфляции, необходимость гос. Регулирования.
- 70. Необходимость и сущность кредита.
- 71. Формы кредита и принципы кредитования.
- 72. Роль и границы кредита.
- 73.Сущность и структура соврем. Кредитной системы. Характеристика кредитной системы рф.
- 74. Международные кредитные отношения.
- 75.Функции и операции центр. Банков. Цели деятельности и функции цб рф.
- 76. Банковская система России и факторы, определяющие условия деятельности российских банков; общая характеристика банковского сектора Белгородской области.
- 77. Сущность комм. Банка и организац. Основы его построения.
- 78. Современное банк. Законодательство в России.
- 79. Ресурсная база комм. Банка и роль пассивных операций в ее формировании.
- 80. Собственный капитал банка: понятие, функции, источники формир-ния. Достаточность собст. Капитала и методы ее оценки.
- 81. Привлеченные ресурсы комм. Банка. Обяз. Резервы.
- 82. Активы комм. Банка: структура, качест-ные характеристики, методы управления.
- 83. Доходы и расходы комм.Банка: классификация, учет, анализ.
- 84. Прибыль комм. Банка: формирование, использование, оценка уровня.
- 85. Ликвидность коммерческого банка: понятик, факторы ее определяющие, методы оценки.
- 86. Банковский менеджмент: понятие, структура, основные направления.
- 87. Банковский маркетинг: понятие, сущность, принципы и концепции.
- 88. Банковские риски: понятие, классификация, характеристика основных видов
- 89. Кредитная политика кб: понятие, факторы формирования и элементы
- 90. Новые банковские продукты и услуги. Организация обращения пластиковых карт.
- 68. Теории кредита и их характеристика.
- 68.Теории кредита и их характеристика.