logo
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

5. Фин. Регулирование соц.-экон. Процессов: методы и инструменты.

Государственное регулирование экон. процессов направлено на: - предотвращение возникающих дис­пропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства; - обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехно­логичных отраслей экономики или их создание. Немаловажным фактором эконом.о развития является соц. стабильность.

Фин. регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экон. сис­темы путем концентрации в них фин. ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегмен­тов на основе ограничения объема поступающих в них фин. ресурсов. Фин. регулирование - это воз­действие на экон. и соц. процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и соц. стабильности, путем концентрации фин. ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема фин. ресурсов в других.

Основными объектами госуд. фин. регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Субъекты – государственные структуры. Су­ществуют два механизма фин. регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стиму­лирующее регулирование направлено на увеличение фин. ресурсов эконом. субъектов посред­ством снижения нал. платежей и увеличения бюдж. рас­ходов для обеспечения экон. роста и занятости насе­ле­ния. Рестрикционное — связано с сокращением ден. средств в экономике, которое достигается за счет усиления нал. нагруз­ки и уменьшения бюдж. финансирования, чтобы сдержать де­ловую активность и стабилизировать ден. обращение.

Среди фин. методов воздействия на экономику и соц. процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюдж. расходов, государ. и муниц. гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту фин. регулирования соответствуют определенные методы.

Методами госуд. фин. регулирования отраслевых пропорций: •нал. регулирование (изменение состава налогов, нал. ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); •амортиз. политика (тесно связана с нал. регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); •различные формы госуд. поддержки организаций, ИПей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, госуд. и муниц. гаран­тии); •с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку бо­лее низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам комм. банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Отдель­ные методы госуд. фин. регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко госуд. инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как госуд. гарантии. Методы фин. регулирования территориальных пропорций. Фин. регулирова­ние территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниц. образований. Фин. воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Н-р, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собств. доходы отдельных регион. бюджетов (н-р, Москвы и Санкт-Петербурга). Осн. методами фин. регу­лирования соц. структуры общества являются налоговые методы.