logo
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

11. Расходы бюдж. Системы: структура и проблемы повышения эффективности.

Расходы бюджета - это эконом. отношения, возникающие в связи с распределением фонда ден. средств гос-ва и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Величина бюдж. расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом ВВП страны; величиной доходов гос-ва, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, ненал. поступлений в бюджет; предпочте­ниями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов.

Факторы, определяющие динамику расходов: 1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следст­вие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. 2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Они связаны с разви­тием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. 3. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглаше­ниях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства. 4. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, та­ких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики суще­ственно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

Экон. классификация расходов бюджетов РФ отражает виды фин. операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотноше­ниях с другими странами. Экон. классификация: - текущие (закупки товаров и оплата ус­луг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты); - капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты); - предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи органов государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим едини­цам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус поступления, уменьшающие объем или погашение подобных требований или долевого уча­стия в акционерном капитале). Функцион. классификация расходов бюджетов РФ пред. собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение осн. функций гос-ва (- общегосуд. вопросы; - нац. оборона; - нац. безопас­ность и правоохранительная деят-ть; - нац. экономика; - жилищно-комм. хоз-во; - охрана окружающей среды; - образование; - культура, кинематография, СМИ; - здравоохранение и спорт; - соц.я политика; - межбюдж. трансферты). Ведомственная классификация расхо­дов бюджета в основе имеет ведомственный признак группировки. Первый уровень - пере­чень прямых получателей средств из федерального бюджета. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Второй уровень – классификация целевых ста­тей расходов федерального бюджета. Третий уровень – детализация направлений финанси­рования по целевым статьям.

Также расходы бюджета классифицируются на: 1. по своей роли в процессе воспроизвод­ства: - затраты, связанные с финансированием материального производства; - затраты, свя­занные с содержанием непроизводственной сферы.