logo search
ИТОГОВЫЕ ШПОРЫ по ГОСам

35. Сущность дивидендной политики.

Дивидендная политика * влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массо­вой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.; * способствует сокращению или увеличению акционерного капитала. Дивидендная политика – это регламентированная уставом и внутренними документами АОа процедура формирования источников дивидендных выплат, расчета дивидендов и порядок их выплатыв АОе.

Дивиденды выплачиваются акционерам по итогам деятельности акционерного общества за квар­тал или год. Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну обыкновенную или привилегирован­ную акцию (часто рассчитывается как процент от номинальной стоимости акции). Чистая при­быль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорцио­нально числу и виду принадлежащих им акций. Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована. Она зависит от суммы полученной прибыли и решения общего собрания ак­ционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов. Фиксированный ди­виденд по привилегированным акциям устанавливается акционер­ным обществом при их выпуске.

Типы дивидендной политики:

1) Консервативная политика (дивиденды выплачиваются в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость собственного капитала, следовательно, и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в двух вариантах: Начисление дивидендов по остаточному признаку (оптимально на ранних стадиях жизненного цикла компании). Предварительно совет директоров определяет объем средств, которые будут направлены на развитие компании на предстоящий период (капитализируемая часть чистой прибыли), а остаток направляется на ди­виденды. Преимущества: высокий темп развития компании и повышение её платежеспособно­сти. Недостатки: нестабильность дивидендных выплат или вовсе их отсутствие. Установление долгосрочного норматива соотношения капитализируемой и потребляемой частей чистой при­были. Повышается предсказуемая выплата дивидендов, и это привлекательная черта для некото­рых инвесторов, хотя и затрудняет рост компании).

2) Умеренная политика (компания пытается соблюсти интересы акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и свои потребности в росте. Здесь тоже возможны два варианта: Уста­новление постоянной суммы дивидендов. Такая политика облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов инвесторов, однако при значительных колебаниях прибыли компании мо­жет нанести ущерб или вызвать недовольство акционеров. Начисление стабильных сумм диви­дендов с надбавкой при определённых условиях (эффективно при стабильном финансовом со­стоянии). Акционеры могут рассчитывать на заранее известный минимальный уровень дохода, а при успешной работе компании – на определённое поощрение. Надбавка не должна выплачи­ваться слишком часто, иначе рынок практически не реагирует на неё).

3) Агрессивная политика (предполагает начисление максимально возможных дивидендов. Эф­фективно действует при намерении компании провести новую эмиссию среди большого числа физических лиц. Однако большой минус в том, что при резком снижении размеров дивидендных выплат может неблагоприятно отразиться на стоимости акций компании, сигнализируя об ухудшении её показателей).