logo
Бюджетирование с рисунками

2.3. Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования оао «ржд»

Любой хозяйствующий субъект независимо от своих масштабов, сферы деятельности и форм собственности должен заниматься планированием.

Планирование – это деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики и организаций всех форм собственности.

Планирование в системе экономического управления на железнодорожном транспорте – процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие в будущем всех структурных подразделений железнодорожного транспорта и всей компании ОАО «РЖД», уменьшить неопределенность внешней среды.

Планирование должно обеспечить:

Планирование представляет собой моделирование будущего, к которому должна стремиться компания.

Планирование имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система знаний. Во всех случаях – это документ, который отражает принятие хозяйственных и других решений, определяет финансовую потребность в ресурсах, сроки выполнения заданий, исполнителей и ответственность за невыполнение.

Планирование представляет собой общую функцию менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.

Существуют следующие формы планирования: стратегическое, индикативное и директивное планирование.

Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий развития компании.

Стратегическое планирование – это процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отраслей, предприятий, как правило на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реализации с учетом влияния факторов внешней среды. При стратегическом планировании на макро-уровне решаются те задачи, которые определяют характер экономических требований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны. При этом конечный результат не является строго фиксированным.

Стратегическое планирование представляет собой выработку руководством компании общей концепции того, как достигаются цели, решаются стоящие проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегический план разрабатывается как правила на 5 и более лет и конкретизируется в различного рода проектах, программах, планах практических действий и реализуется в процессе их выполнения.

Неразрывно со стратегическим планированием связано тактическое планирование, которое означает уточнение, коррекцию, дополнение, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации о деятельности ОАО «РЖД», анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановку задач отдельным структурным подразделением и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно документально оформляется и утверждается президентом ОАО «РЖД».

Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное планирование, к нему относится планирование работы компании, филиала, структурного подразделения на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год, что зависит от стратегических и тактических целей компании.

Индикативное планирование – является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся ситуации. В качестве показателей социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения, состояние рынков товаров и ценных бумаг, валютного рынка, движения цен, занятость и уровень жизни населения. Взаимосвязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются: бюджетные средства, амортизационные отчисления, налоги, проценты за кредит, таможенные пошлины, государственный заказ.

Директивное – это обязательное, жесткое планирование, подлежащее исполнению, предполагающее, прежде всего, применение номенклатурно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь поставленных целей и задач. Из директивности планирования вытекают требования строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности организаций, всех хозяйственных органов и должностных лиц за невыполнение заданий. Это планирование обеспечивает контроль над производством и распределением ресурсов из единого центра.

Для разработки планов используются следующие методы:

Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение, как способ, увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются пропорции в экономике страны, обосновывается необходимость соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие. Балансы разрабатываются при планировании как на макро-уровне, так и на уровне отдельной организации. Эти балансы подразделяются на материальные, трудовые и финансовые. Материальные балансы – выражают натурально-вещественные пропорции; трудовые – источники поступления трудовых ресурсов и их использование; финансовые – используются при разработке финансовых планов, бюджетов, доходов и расходов.

Нормативный метод – применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. В процессе прогнозирования используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы. Доведение нормативов до нормы осуществляется с помощью коэффициентов, учитывающих конкретные условия работы.

Программно-целевой метод используется для разработки программы развития на уровне отраслей экономики в целом.

Метод моделирования социально-экономических процессов, используемый в прогнозировании и планировании, базируется на разработке экономико-математических моделей и решении задач с помощью компьютерный технологий. Модели применяются чаще при краткосрочном планировании, когда вероятность структурных изменений небольшая.

К основным принципам планирования можно отнести следующее:

Планирование может быть реализовано по следующим этапам:

Управление текущей деятельностью железнодорожного транспорта должно быть подчинено выполнению стратегических задач. Для этого сформирована единая система планирования, включающая:

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» устанавливает контрольные параметры целевого состояния. Среднесрочные планы разрабатываются для детализации стратегических. Причем по основным параметрам среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных контрольных показателей. Это определяет необходимость ежегодного формирования трехлетних планов, при этом каждый очередной плановый период будет включать 2-ой и 3-ий годы предшествующего периода, т.е. будет осуществляться динамичное скользящее среднесрочное планирование. Трехлетнее скользящее планирование дает возможность внесения уточняющих корректировок для учета объективных изменений факторов внешней и внутренней среды Компании.

Прежде чем приступить к разработке среднесрочных планов необходимо:

Среднесрочное планирование обеспечивает реализацию следующих целей:

Текущие планы на соответствующий год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, а квартальные – обеспечивать последовательную реализацию годового плана, таким образом текущие планы «настраиваются» на контрольные параметры Стратегической программы и должны быть подчинены приоритетам стратегического развития Компании.