logo
Бюджетирование с рисунками

1. Бюджетирование как управленческая технология

    1. Понятие бюджета и бюджетирования. Цели и задачи

Бюджет является центральным моментом всего процесса планирования и управления. Бюджет помогает менеджеру планировать деятельность и следить за выполнением работ и получением прибыли в подразделении.

Бюджет – директивный план взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей работы компании и входящих в его состав подразделений, с установлением персональной ответственности за его исполнением по уровням управления. Так, бюджет продаж, с которого, в соответствии с маркетинговыми принципами управления начинается процесс планирования деятельности всего предприятия, составляется как в натуральном, так и в стоимостном выражениях.

Менеджер должен формулировать цели и требования по человеческим и физическим ресурсам, устанавливать ограничения, анализировать потребности, обеспечивать гибкость, рассматривать различные варианты, организовывать обратную связь и учитывать претензии.

Бюджетирование (составление смет) – это достаточно емкое понятие. Если выделить главное и исходить из задач, для решения которых разрабатывается и внедряется система бюджетирования в организации, то можно дать следующее определение.

Бюджетирование – это комплексная система, которая включает в себя технологию планирования взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за их исполнение и технологию управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от установленных стандартов (плановых значений показателей) для своевременного принятия обоснованных мер по их устранению (управление по отклонениям).

Объекты бюджетирования – доходы и расходы предприятия и его подразделений, т.е. денежные потоки, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции, работ, услуг.

Субъекты бюджетирования:

Таким образом, бюджетирование можно определить как процесс управления, основанный на прогнозировании финансовых потоков и определении принципов их распределения.

В качестве основных требований к разработке бюджета можно определить следующие принципы:

  1. Принцип бюджетной интеграции – объединение частных бюджетов в общую систему бюджетов на основе плано­вых расчетов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии компании.

  2. Принцип точности – бюджеты должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

  3. Принцип последовательности – составление сводного бюд­жета происходит в соответствии с определенной схемой, исход­ным этапом которой является разработка бюджета продаж.

  4. Принцип непрерывности – процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

  5. Принцип участия – все заинтересованные лица становятся участником плановой деятельности (центрами планирования) – структурные подразделения или должностные лица, определяющие основные направления развития компании в пределах своей компетенции.

  6. Принцип оптимальности – составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

  7. Принцип пропорциональности – сбалансированный учет ресурсов и возможностей компании.

  8. Принцип эффективности – разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

  9. Принцип использования норм и нормативов – система бюджетирова­ния строится на основе установленных норм и нормативов.

  10. Принцип методической сопоставимости – для обеспечения качественного анализа и контроля исполнения бюджетов необ­ходимо обеспечить единство методик сравнения доходов и рас­ходов, фактических и запланированных показателей.

Будучи комплексным управленческим процессом, бюджетирование оказывает столь же комплексное влияние на деятельность аппарата управления. Среди основных функций системы бюджетирования можно выделить следующие:

Цели бюджетирования:

  1. укрепление экономического состояния организаций в сфере транспорта;

  2. достижение оптимальных финансовых результатов;

  3. увязка годовых бюджетных заданий со среднесрочными и стратегическими целями развития компании;

  4. гарантирование выполнения финансовых обязательств перед работниками, акционерами, поставщиками, банком, бюджетом;

  5. обеспечение руководства своевременной, полной и точной информацией о будущем и настоящем экономическом положении ОАО «РЖД», необходимой для принятия оперативных управленческих решений и достижения их системной координации.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что бюджетирование как система имеет собственные цели, определяемые общими корпоративными целями – технология системных решений в управлении доходами, расходами и финансовыми результатами в единстве функций планирования, учета, контроля, анализа и регулирования, базирующимся на процессе формирования и исполнения бюджетов.

Процесс бюджетирования (рис.1.1) должен быть стандартизован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур.

Рис. 1.1. Процесс бюджетирования

Разработка стратегии самый важный этап бюджетирования. Здесь разрабатывается финансовая структура и определяется система показателей, которые будут участвовать в оценке бизнеса, а значит должны входить в те или иные статьи и бюджеты. Система сбалансированных показателей (ССП) должна, как минимум, позволить представить стратегические и тактические цели в измеряемом виде. Разрабатываемая система бюджетов, должна позволить оценить деятельность выделенных в финансовой структуре ЦФО и направлений бизнеса (эффективность, как превышение доходов над расходами).

Модели планирования могут быть разные (с нуля, от предыдущего периода, от плана закупок, от плана производства и т.п.) и включать в себя варианты планирования (оптимистический, пессимистический). Здесь должны использоваться (разрабатываться) операционные нормы (страховой запас, расход материала на единицу изделия, и т.п.).

Фактические данные вносятся в систему из систем бухучета и оперативного учета или вручную.

Анализ, как правило, строится на сравнении плана с фактом и выяснении причин отклонений. При бюджетировании следует учитывать перечисленные ниже факторы:

- стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение, а также идеи относительно новых продуктов;

- потребности покупателей: постоянные и изменяющиеся;

- уровень конкуренции;

- человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе;

- тенденции в развитии технологии;

- уровень предпринимательского и финансового риска;

- потребности и ресурсы производства;

- запасы на складе и оборачиваемость активов;

- наличие и стоимость сырья;

- маркетинговые и рекламные условия – в том числе, долю рынка;

- ценообразование на товары или услуги;

- моральное устаревание товаров и услуг;

- потребности в финансировании и наличие средств;

- корпоративную и отраслевую стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование;

- особенности цикла и сезонные колебания;

- факторы политики и экономики.