9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании
Ведущим звеном в системе бюджетирования является мотивация филиалов, структурных подразделений, руководителей и отдельных сотрудников за достигнутые результаты работы и исполнение бюджетных показателей.
Для того, чтобы система мотивации работала эффективно, необходима четкая и прозрачная для всех сотрудников система условий и показателей поощрения.
Оценка работы структурного подразделения основана на сравнении достигнутых количественных и качественных показателей с плановыми (нормативными) и базисными параметрами.
Для улучшения количественных и качественных показателей важное значение приобретает система мотивации трудовой деятельности. Мотивация как побуждение коллектива или отдельных исполнителей к решению поставленных задач создает заинтересованность в результатах труда. Она обусловлена, прежде всего, потребностями работников, в том числе в безопасности труда, стабильности, гарантии занятости, необходимости самовыражения, достаточном вознаграждении за труд и его качество. К ведущим мотивам относятся, например, удовлетворенность трудом, получение жизненных благ, заинтересованность в результатах труда, в справедливом и достаточном вознаграждении за труд. Мотивация основана на сочетании принципов потребностей и заинтересованности в результатах труда.
Трудовые ресурсы – это особый вид ресурсов, несмотря на различные профессиональные и личностные характеристики, человек не будет приносить отдачу до тех пор, пока он не видит личной субъективной мотивации. В отличие от оборудования, капитала, людей – невозможно «просто купить». Человек не управляем с помощью прямого воздействия. Воздействия на данный объект должны быть опосредованы, и находиться в соответствии с внутренними желаниями и потребностями человека. Для того, чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, необходимо правильно сформировать систему мотивации, в том числе мотивацию материальную.
Мотивационная функция бюджетирования реализуется через действующую в компании систему стимулов, которая включает в себя:
- экономические стимулы, т.е. зависимость размера заработной платы от результатов работы компании, филиала и структурного подразделения;
- социальные стимулы – возможность самореализации личности, социальной статус работника;
- морально-этические стимулы – деловой имидж компании, престижность работы в ней.
Основными принципами построения эффективной системы материального стимулирования, встроенной в бюджетный процесс, являются следующие:
ориентированность на результат. Учетным и аналитическим обеспечением формирования и распределения премиального фонда по итогам бюджетного периода является учет, контроль и анализ деятельности по центрам ответственности с утвержденным перечнем бюджетных показателей. При оценке конечного результата учитываются экономия эксплуатационных расходов и получение сверхплановых доходов. Экономия эксплуатационных расходов рассчитывается исходя из плана эксплуатационных расходов и фактического объема выполненных работ; сверхплановая выручка рассчитывается по поступлению денежных средств сверх установленного плана выручки;
сочетание определенной жесткости с гибкостью и динамичностью. Система материального стимулирования должна сочетать в себе четко сформулированные правила определения денежного вознаграждения и оперативное реагирование при изменении целей компании, ее филиалов и структурных подразделений внешней и внутренней ситуации;
простота и понятность для сотрудников. Число видов стимулирования и состав показателей должно быть небольшим, содержание процедур оценки и правил расчетов – простым и понятным для каждого работника;
административная эффективность и простота. Система материального стимулирования должна быть проста для администрирования, т.е. не требовать значительных материальных и трудовых ресурсов для обеспечения ее бесперебойного функционирования;
объективность показателей оценок. Оценки показателей, на основании которых определяется размер стимулирования должны быть объективны;
выбор показателей и условий премирования обусловливается распределением полномочий между компанией, ее филиалами и структурными подразделениями. Под условиями премирования понимается параметр хозяйственной деятельности планируемый вышестоящим органом, который должен быть выполнен. Отклонение от выполнения условия премирования является безусловным основанием для лишения подразделения премиальных, даже при выполнении других условий и показателей премирования. Показатель премирования представляет собой параметр хозяйственной деятельности, по которому вышестоящий орган планирует предельное (наименее благоприятное) значение. По этому показателю условием премирования является достижение предельного значения, а основанием и количественной мерой премирования – благоприятное отклонение от предельного значения.
центры ответственности и отдельные работники должны стимулироваться только за те показатели (факторы хозяйственной деятельности), которые от них зависят. Не зависящие от работника факторы хозяйственной деятельности не должны включаться в базу расчета премиального вознаграждения.
Система материального стимулирования должна обеспечивать формирование мотивов работников на инициативное и эффективное достижение целей компании.
Перед системой материального стимулирования компании поставлены следующие цели:
- привлекать и удерживать высококвалифицированных руководителей и специалистов;
- создавать наиболее благоприятные условия для квалифицированных сотрудников;
- стимулировать эффективную и производительную работу каждого работника;
- соответствовать требованиям законодательства РФ.
- Содержание
- Введение
- 1. Бюджетирование как управленческая технология
- Виды бюджетов
- Место бюджетирования в системе управления компанией
- Бюджетный процесс
- Планирование и контроль как основа бюджетирования
- 1.6. Уровни управления бюджетным процессом
- 2. Особенности бюджетного процесса в железнодорожной компании
- 2.1 Особенности бюджетного управления в транспортной компании
- 2.3. Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования оао «ржд»
- 2.4. Структура сводного бюджета компании
- 2.5. Центры финансовой ответственности
- Соответствие бюджетов центрам финансовой ответственности
- 3. Управленческий учет как основа бюджетного управления
- 3.1 Классификация затрат как информационная база принятия управленческих решений. Основные признаки и методы классификации
- Классификация текущих расходов железных дорог
- 3.2 Классификация методов учета затрат. Достоинства и недостатки различных методов
- 3.3 Порядок калькуляции себестоимости в железнодорожной компании
- 4. Система операционных бюджетов железнодорожной компании
- 4.1 Сущность и принципы оперативного планирования
- 4.2. Бюджет продаж
- В разделе «Выручка, начисленная по перевозкам» отражается общая сумма начисленной филиалом выручки по перевозкам вне зависимости от места оплаты (централизованно или в филиале).
- - Предоставление услуг локомотивной тяги - выручка, начисленная от предоставления клиентам оао «ржд» услуг локомотивной тяги для осуществления перевозочной деятельности;
- 4.4. Сводный бюджет затрат
- 4.5 Бюджет капитальных вложений
- 4.6 Бюджет запасов и закупок
- Порядок планирования сводного бюджета запасов и закупок:
- 5. Организация финансового планирования. Система финансовых бюджетов
- 5.1 Сущность и принципы финансового планирования
- 5.2 Система финансовых планов компании
- 5.4 Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности
- 5.5 Разработка бюджета движения денежных средств
- 5.6 Прогнозный баланс
- Укрупненные статьи активов и пассивов
- 6. Контроль и анализ исполнения сводного бюджета компании
- 6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа
- 6.3. Анализ выполнения основных бюджетов компании
- 7. Методы планирования продаж, производства, запасов и закупок
- 7.1 Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок
- 7.2 Планирование запасов готовой продукции
- 7.3 Планирование производственных запасов
- 7.4. Рационализация объемов незавершенного производства
- 8. Бюджетный регламент
- 8.1 Бюджетный контроллинг. График разработки бюджетов. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения
- 8.1.1 Цель и назначение регламента формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.2 Основные термины, используемые в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.3 Формирование целевых параметров сводных бюджетов
- 8.1.4 Формирование, согласование и утверждение плановых сводных бюджетов
- 8.2 Организация управления бюджетами. Распределение сфер ответственности и порядок взаимодействия между структурными подразделениями
- Департаменты (управления) оао «ржд», ответственные за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий
- Филиалы, департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения сводных бюджетов
- Филиалы и отраслевые департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения показателей операционных бюджетов в разрезе хозяйств
- 8.3 Порядок разрешения конфликтов интересов. График документооборота
- Варианты решения вопросов бюджетно-учетной политики
- 8.4. Корректировка утвержденных целевых параметров сводных бюджетов на год (с соответствующей корректировкой квартальных целевых параметров)
- 9. Система материального стимулирования и учет ответственности
- 9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании
- 9.2 Показатели и условия премирования для различных центров финансовой ответственности в составе компании
- Доли общих и индивидуальных показателей премирования для каждой группы работников
- Альбом бюджетных форм оао «ржд»