5.2 Система финансовых планов компании
Финансовые планы в зависимости от периода их действия включают в себя три основные подсистемы:
перспективное (долгосрочное и среднесрочное) финансовое планирование;
текущее финансовое планирование;
оперативное финансовое планирование.
Эти подсистемы финансового планирования в компании находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Однако исходным этапом планирования является стратегическое финансовое планирование.
Стратегическая цель управления финансами заключается в повышении финансовой устойчивости и эффективности.
Обеспечивает стратегического управления финансами включает:
комплексный анализ финансовых последствий принятых управленческих решений;
эффективное размещение и рациональное использование ресурсов;
постоянный мониторинг финансовых индикаторов и показателей;
повышение рентабельности деятельности.
Конкретизация показателей финансовой стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Оценка разработанной финансовой стратегии проводится по следующим параметрам: ее согласование с общей стратегией. Компании, реализуемости стратегии с учетом прогнозирования конъюнктуры финансового рынка, результативности стратегии. Механизм реализации стратегии управления финансами должен быть построен на комплексном подходе к решению стратегических задач.
Перспективное (долгосрочное и среднесрочное) финансовое планирование заключается в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. В качестве объектов долгосрочного и среднесрочного финансового планирования могут быть: показатели отчета о прибылях и убытках; потоки денежных средств; показатели бухгалтерского баланса. В перспективных планах расчетные показатели носят приближенный характер, причем, чем длительнее плановый период, тем выше неопределенность изменения макроэкономической среды.
Текущее финансовое планирование состоит в разработке финансовых планов по отдельным аспектам деятельности компании. Оно позволяет определить тактику компании на более короткий период.
Текущие планы позволяют компании на предстоящий период определить все источники финансирования, сформировать структуру доходов и затрат, рациональную структуру капитала, обеспечить платежеспособность.
Текущий план можно рассматривать как часть перспективного плана с более глубокой детализацией и конкретизацией показателей.
Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. В настоящее время текущее финансовое планирование реализуется посредством разработки финансовых бюджетов: бюджетов доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджета кредитов и займов, прогнозного баланса.
Текущее планирование дополняется оперативным, которое позволяет осуществлять контроль за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование предполагает разработку комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности компании.
Бюджет доходов и расходов
Бюджет доходов и расходов отражает формирование экономических результатов деятельности компании. Структура бюджета доходов и расходов позволяет качественно планировать и учитывать процесс формирования доходов, расходов и финансовых результатов исходя из следующих принципов бюджетного процесса:
- соответствие операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;
-.выделение приоритетных и определение лимитирующих статей для последующего контроля;
- установление обоснованных целевых показателей.
Бюджет доходов и расходов (табл. 5.1) составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании в соответствии с регламентом; индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. В этот Бюджет переносятся данные о доходах из Бюджета продаж, о себестоимости из Бюджета затрат, о некоторых прочих доходах и расходах из Бюджетов запасов и закупок.
В бюджет переносятся данные из следующих бюджетов:
1) Из бюджета продаж – доходы от перевозок и доходы по прочим видам деятельности;
2) Из бюджета затрат – данные о затратах по перевозкам и видам деятельности;
3) Из бюджета запасов и закупок – о доходах и расходах связанных с приобретением и реализацией товарно-материальных ценностей;
4) Из бюджета налогов – о налогах, относимых на операционные расходы.
Бюджет доходов и расходов включает в себя семь разделов (табл. 5.1):
- доходы;
- себестоимость;
- прибыль от продаж;
- рентабельность;
- результат по прочим доходам и расходам;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- чистая прибыль.
Таблица 5.1
СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ (СБДР) | ||||||||
Наименование филиала | ||||||||
№ п/п | Наименование бюджетного показателя | Факт предшествующего периода | План | Факт | % план к факту предшествующего периода | факт к плану | % план к факту | % план к факту предшествующего периода |
1 | I ДОХОДЫ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | грузовые перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | пассажирские перевозки в дальнем следовании | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | пассажирские перевозки в пригородном сообщении | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | предоставление услуг инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8 | предоставление услуг локомотивной тяги | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | ремонт подвижного состава | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | строительство объектов инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
11 | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 | содержание социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
13 | прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
14 | II СЕБЕСТОИМОСТЬ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15 | перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
16 | грузовые перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
17 | пассажирские перевозки в дальнем следовании | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
18 | пассажирские перевозки в пригородном сообщении | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
19 | Прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20 | предоставление услуг инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
21 | предоставление услуг локомотивной тяги | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
22 | ремонт подвижного состава | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
23 | строительство объектов инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
24 | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
25 | содержание социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
26 | прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
27 | III ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
28 | перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
29 | грузовые перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
30 | пассажирские перевозки в дальнем следовании | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
31 | пассажирские перевозки в пригородном сообщении | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
32 | Прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
33 | предоставление услуг инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
34 | предоставление услуг локомотивной тяги | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
35 | ремонт подвижного состава | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
36 | строительство объектов инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
37 | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
38 | содержание социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
39 | прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
40 | IV РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
41 | Перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
42 | грузовые перевозки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
43 | пассажирские перевозки в дальнем следовании | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
44 | пассажирские перевозки в пригородном сообщении | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
45 | Прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
46 | предоставление услуг инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
47 | предоставление услуг локомотивной тяги | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
48 | ремонт подвижного состава | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
49 | строительство объектов инфраструктуры | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
50 | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
51 | содержание социальной сферы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
52 | прочие виды деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
53 | V РЕЗУЛЬТАТ ПО ПРОЧИМ ДОХОДАМ И РАСХОДАМ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
54 | Прочие доходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
55 | прочие денежные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
56 | прочие неденежные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
57 | Прочие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
58 | прочие денежные расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
59 | прочие неденежные расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
60 | VI.ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
61 | Налог на прибыль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
62 | Налоговые штрафы, пени | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
63 | VII. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В разделе «Доходы» отражаются доходы по перевозкам в том числе по грузовым перевозкам, а также по пассажирским перевозкам в дальнем следовании и в пригородном сообщении. Кроме этого, здесь показываются доходы по прочим видам деятельности: от предоставления услуг инфраструктуры, предоставления услуг локомотивной тяги, ремонта подвижного состава, строительства объектов инфраструктуры, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания социальной сферы, прочих видов деятельности.
В разделе «Себестоимость» отражаются расходы по перевозкам (грузовым, пассажирским перевозкам в дальнем следовании и в пригородном сообщении), а также расходы по прочим видам деятельности.
В разделе «Прибыль от продаж» фиксируется прибыль по перевозкам (грузовым и пассажирским в дальнем и пригородном сообщении) и прибыль по прочим видам деятельности.
По разделу «Рентабельность» отражается рентабельность в процентах по перевозкам: раздельно по грузовым, пассажирским перевозкам в дальнем следовании и пассажирским перевозкам в пригородном сообщении, а также рентабельность по прочим видам деятельности. Рентабельность рассчитывается как отношении прибыли к расходам и определяется в процентах.
В разделе «Результат по прочим доходам и расходам» показываются «прочие доходы» с выделением «прочих денежных доходов». Здесь также находят отражение «прочие расходы» с выделением «прочих денежных расходов» и «прочих неденежных расходов»
В разделе «Прибыль (убыток) до налогообложения» рассчитывается сумма прибыли от продаж и результата по прочим доходам и расходам.
Завершающим этапом разработки бюджета доходов и расходов является расчет чистой прибыли (убытка), которая определяется как разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль и налоговыми штрафами.
- Содержание
- Введение
- 1. Бюджетирование как управленческая технология
- Виды бюджетов
- Место бюджетирования в системе управления компанией
- Бюджетный процесс
- Планирование и контроль как основа бюджетирования
- 1.6. Уровни управления бюджетным процессом
- 2. Особенности бюджетного процесса в железнодорожной компании
- 2.1 Особенности бюджетного управления в транспортной компании
- 2.3. Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования оао «ржд»
- 2.4. Структура сводного бюджета компании
- 2.5. Центры финансовой ответственности
- Соответствие бюджетов центрам финансовой ответственности
- 3. Управленческий учет как основа бюджетного управления
- 3.1 Классификация затрат как информационная база принятия управленческих решений. Основные признаки и методы классификации
- Классификация текущих расходов железных дорог
- 3.2 Классификация методов учета затрат. Достоинства и недостатки различных методов
- 3.3 Порядок калькуляции себестоимости в железнодорожной компании
- 4. Система операционных бюджетов железнодорожной компании
- 4.1 Сущность и принципы оперативного планирования
- 4.2. Бюджет продаж
- В разделе «Выручка, начисленная по перевозкам» отражается общая сумма начисленной филиалом выручки по перевозкам вне зависимости от места оплаты (централизованно или в филиале).
- - Предоставление услуг локомотивной тяги - выручка, начисленная от предоставления клиентам оао «ржд» услуг локомотивной тяги для осуществления перевозочной деятельности;
- 4.4. Сводный бюджет затрат
- 4.5 Бюджет капитальных вложений
- 4.6 Бюджет запасов и закупок
- Порядок планирования сводного бюджета запасов и закупок:
- 5. Организация финансового планирования. Система финансовых бюджетов
- 5.1 Сущность и принципы финансового планирования
- 5.2 Система финансовых планов компании
- 5.4 Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности
- 5.5 Разработка бюджета движения денежных средств
- 5.6 Прогнозный баланс
- Укрупненные статьи активов и пассивов
- 6. Контроль и анализ исполнения сводного бюджета компании
- 6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа
- 6.3. Анализ выполнения основных бюджетов компании
- 7. Методы планирования продаж, производства, запасов и закупок
- 7.1 Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок
- 7.2 Планирование запасов готовой продукции
- 7.3 Планирование производственных запасов
- 7.4. Рационализация объемов незавершенного производства
- 8. Бюджетный регламент
- 8.1 Бюджетный контроллинг. График разработки бюджетов. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения
- 8.1.1 Цель и назначение регламента формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.2 Основные термины, используемые в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.3 Формирование целевых параметров сводных бюджетов
- 8.1.4 Формирование, согласование и утверждение плановых сводных бюджетов
- 8.2 Организация управления бюджетами. Распределение сфер ответственности и порядок взаимодействия между структурными подразделениями
- Департаменты (управления) оао «ржд», ответственные за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий
- Филиалы, департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения сводных бюджетов
- Филиалы и отраслевые департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения показателей операционных бюджетов в разрезе хозяйств
- 8.3 Порядок разрешения конфликтов интересов. График документооборота
- Варианты решения вопросов бюджетно-учетной политики
- 8.4. Корректировка утвержденных целевых параметров сводных бюджетов на год (с соответствующей корректировкой квартальных целевых параметров)
- 9. Система материального стимулирования и учет ответственности
- 9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании
- 9.2 Показатели и условия премирования для различных центров финансовой ответственности в составе компании
- Доли общих и индивидуальных показателей премирования для каждой группы работников
- Альбом бюджетных форм оао «ржд»