6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа
План-факт анализ является завершающей стадией бюджетного цикла и предваряет первую стадию следующего цикла – планирование. В этой связи анализ выполняет две основные функции – контрольно-стимулирующую и плановую.
Контрольно-стимулирующая функция осуществляется через закрепление ответственности за определенные бюджетные показатели за конкретными центрами ответственности, руководителями и исполнителями. Эта ответственность отражается в системе материального стимулирования, являющейся необходимой составляющей бюджетного управления. В процессе анализа выявляется роль каждого участника (подразделения, работника) производственного процесса в конечном результате и, как следствие, определяются размеры стимулирующих выплат.
Плановая функция анализа реализуется в использовании результатов его проведения при определении бюджетных показателей на будущие периоды. При этом необходимо оценить отклонения под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, что позволяет выработать оптимальную политику, направленную на использование (либо нейтрализацию) динамики конъюнктурных, политических и других параметров внешней среды при максимально эффективном использовании внутренних резервов.
Информационная база проведения анализа – это, прежде всего, данные, сформированные в процессе управленческого учета. Отчеты об исполнении бюджетов составляются обычно по формам самих бюджетов, куда, помимо плановых значений бюджетных показателей, дополнительно вводятся графы «факт» и «отклонение». Такое представление данных существенно упрощает первичные процедуры анализа.
При проведении план-факт анализа обычно используются три основных метода экономического анализа:
- вертикальный - структурный анализ итоговых показателей, определение степени влияния отдельных позиций отчетности на конечный результат, выявление наиболее существенных позиций;
- горизонтальный - сравнение фактических показателей с плановыми, определение величин отклонений, оценка их существенности;
- методы элиминирования (факторный анализ) – количественная оценка влияния отдельных базовых факторов на результативные показатели. Наиболее часто в аналитических расчетах используется метод цепных подстановок, но могут применяться и метод разниц, индексный метод и др.
В процессе анализа выявленных отклонений важно определить является ли данное отклонение случайным или регулярным. Разовое отклонение, не являющееся критическим для достижения целевых параметров бюджета, в дальнейшем не анализируется.
Еще на этапе формирования методологической базы проведения анализа для конкретного предприятия необходимо определить набор наиболее существенных показателей, а также границы допустимых отклонений. Это позволяет сконцентрировать внимание менеджмента на самых значимых факторах деятельности и реализовать принцип «экономической целесообразности» - оптимизации соотношения трудоемкости анализа и его результативности.
При этом границы отклонений обычно определяются в процентах (от плановых величин показателей) и по этому принципу отклонения условно делятся на несколько категорий: незначительные (например, 3-5%), допустимые (5-10%), критические (10-20%) и чрезвычайные (20% и выше). В процессе анализа основное внимание уделяется показателям, по которым выявлены отклонения критического уровня и выше, причем учитываются отклонения как в сторону ухудшения, так и улучшения показателя.
Вторым обязательным критерием оценки существенности отклонения является степень влияния показателя на конечный результат. Это связано с тем, что одна и та же величина отклонения в процентах от базового значения показателя (выявляется в процессе горизонтального анализа) может быть критической с точки зрения конечного результата, если сам показатель является существенным (определяется в рамках вертикального анализа), и незначительным – если весомость показателя как фактора низкая. Например, уменьшение выручки от реализации на 15% является критическим отклонением практически в любой компании и будет подробно анализироваться с последующими управленческим воздействиями. Увеличение же на 15% затрат по элементу «Прочие расходы», если доля этого элемента в общей величине затрат менее 5%, с точки зрения изменения конечного результата – прибыли - будет признано незначительным.
Таким образом, необходимо сначала выстроить иерархию факторов, а затем оценить отклонения, по ним возникающие.
Отклонения фактических показателей от плановых могут возникать по всем параметрам бюджета: стоимостным, структурным, временным и т.п.
В процессе анализа могут быть рассчитаны следующие виды отклонений:
- абсолютное отклонение – разность фактического и планового значений;
- относительное отклонение – величина абсолютного отклонения, выраженная в процентах к базовому (плановому) значению показателя;
- кумулятивное отклонение – разность фактического и планового значений кумулятивных показателей. Кумулятивный показатель – рассчитанный за определенный период нарастающим итогом. Например, в процессе анализа бюджета за 3 квартал могут дополнительно рассматриваться кумулятивные показатели за 9 месяцев. Такой подход позволяет компенсировать случайные колебания бюджетных показателей в отдельные периоды;
- селективные отклонения – часто применяются при анализе «сезонных» показателей, предполагает сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц, день. При этом фактические показатели анализируемого периода, например, месяца, сравниваются с показателями того же месяца предыдущего года.
В процессе анализа отклонений выделяют контролируемые отклонения, на которые, в определенной мере, можно повлиять с помощью различных управленческих воздействий, и неконтролируемые, непосредственное влияние на которые невозможно. Ко второй группе относятся отклонения, вызванные факторами внешней среды. В этих случаях необходимо принятие решений, направленных на использование положительных, либо нейтрализацию отрицательных внешних воздействий. Контролируемые отклонения возникают обычно либо вследствие ошибок планирования, либо обусловлены недостатками реализации плана.
В большинстве случаев углубленное изучение причин возникающих отклонений требует выполнения процедур факторного анализа с использованием методов элиминирования. Например, так проводится оценка влияния на динамику текущих затрат изменения норм расхода, цен на материальные ресурсы и объема работ; производительности труда и средней заработной платы производственных рабочих; на величину доходов - структуры выпуска продукции и цен реализации и т.д.
В ряде случаев, однако, принятие обоснованных управленческих решений невозможно без дополнительной комплексной оценки влияния того или иного фактора на конечный результат деятельности. Это связано с тем, что в модели финансового результата деятельности предприятия имеют место межфакторные связи, то есть некоторые факторы, помимо прямого влияния, которое оценивается указанными выше методами, оказывают косвенное воздействие на конечный результат, изменяя другие факторы. Например, изменение цены реализации продукции, с одной стороны, прямо влияет на изменение суммы доходов от реализации, но одновременно может вызывать косвенный эффект в виде изменения объемов сбыта, что влечет за собой отклонения в объемах производства и, как следствие, себестоимости.
Помимо рассмотренных выше, в процессе анализа исполнения бюджета применяются и другие аналитические методы, направленные в основном на реализацию плановой функции: ранжирование на основе сравнения, группировки, анализ трендов.
Проведение сравнительного анализа центров ответственности, видов деятельности, подразделений по отдельным статьям бюджета и их последующее ранжирование позволяет выявить наиболее эффективные подразделения и виды деятельности, разработать технологии по минимизации затрат, обосновать организационные изменения.
Группировка статей бюджета по различным признакам позволяет проводить анализ по сегментам бизнеса: группам потребителей, продуктов, затрат и т.п.
Анализ трендов, то есть исследование поведения показателей на протяжении заданного периода, проводится обычно по бюджетным показателям, требующим постоянного контроля. В процессе анализа выявляются существенные изменения показателей, определяются абсолютные и относительные отклонения, темпы изменений. Таким образом, появляется информация для углубленного анализа причин возникающих отклонений. Кроме того, линии тренда по базовым показателям могут служить основанием для формирования прогнозов на будущие периоды.
- Содержание
- Введение
- 1. Бюджетирование как управленческая технология
- Виды бюджетов
- Место бюджетирования в системе управления компанией
- Бюджетный процесс
- Планирование и контроль как основа бюджетирования
- 1.6. Уровни управления бюджетным процессом
- 2. Особенности бюджетного процесса в железнодорожной компании
- 2.1 Особенности бюджетного управления в транспортной компании
- 2.3. Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования оао «ржд»
- 2.4. Структура сводного бюджета компании
- 2.5. Центры финансовой ответственности
- Соответствие бюджетов центрам финансовой ответственности
- 3. Управленческий учет как основа бюджетного управления
- 3.1 Классификация затрат как информационная база принятия управленческих решений. Основные признаки и методы классификации
- Классификация текущих расходов железных дорог
- 3.2 Классификация методов учета затрат. Достоинства и недостатки различных методов
- 3.3 Порядок калькуляции себестоимости в железнодорожной компании
- 4. Система операционных бюджетов железнодорожной компании
- 4.1 Сущность и принципы оперативного планирования
- 4.2. Бюджет продаж
- В разделе «Выручка, начисленная по перевозкам» отражается общая сумма начисленной филиалом выручки по перевозкам вне зависимости от места оплаты (централизованно или в филиале).
- - Предоставление услуг локомотивной тяги - выручка, начисленная от предоставления клиентам оао «ржд» услуг локомотивной тяги для осуществления перевозочной деятельности;
- 4.4. Сводный бюджет затрат
- 4.5 Бюджет капитальных вложений
- 4.6 Бюджет запасов и закупок
- Порядок планирования сводного бюджета запасов и закупок:
- 5. Организация финансового планирования. Система финансовых бюджетов
- 5.1 Сущность и принципы финансового планирования
- 5.2 Система финансовых планов компании
- 5.4 Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности
- 5.5 Разработка бюджета движения денежных средств
- 5.6 Прогнозный баланс
- Укрупненные статьи активов и пассивов
- 6. Контроль и анализ исполнения сводного бюджета компании
- 6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа
- 6.3. Анализ выполнения основных бюджетов компании
- 7. Методы планирования продаж, производства, запасов и закупок
- 7.1 Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок
- 7.2 Планирование запасов готовой продукции
- 7.3 Планирование производственных запасов
- 7.4. Рационализация объемов незавершенного производства
- 8. Бюджетный регламент
- 8.1 Бюджетный контроллинг. График разработки бюджетов. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения
- 8.1.1 Цель и назначение регламента формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.2 Основные термины, используемые в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.3 Формирование целевых параметров сводных бюджетов
- 8.1.4 Формирование, согласование и утверждение плановых сводных бюджетов
- 8.2 Организация управления бюджетами. Распределение сфер ответственности и порядок взаимодействия между структурными подразделениями
- Департаменты (управления) оао «ржд», ответственные за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий
- Филиалы, департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения сводных бюджетов
- Филиалы и отраслевые департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения показателей операционных бюджетов в разрезе хозяйств
- 8.3 Порядок разрешения конфликтов интересов. График документооборота
- Варианты решения вопросов бюджетно-учетной политики
- 8.4. Корректировка утвержденных целевых параметров сводных бюджетов на год (с соответствующей корректировкой квартальных целевых параметров)
- 9. Система материального стимулирования и учет ответственности
- 9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании
- 9.2 Показатели и условия премирования для различных центров финансовой ответственности в составе компании
- Доли общих и индивидуальных показателей премирования для каждой группы работников
- Альбом бюджетных форм оао «ржд»