logo
Бюджетирование с рисунками

6.3. Анализ выполнения основных бюджетов компании

Анализ выполнения операционных бюджетов позволяет выявить причины отклонения от запланированной величины конечного финансового результата деятельности компании – прибыли.

Методика проведения факторного анализа подробно описана в учебниках Иваненко А.Ф. «Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте»: Учебник для вузов железнодорожного транспорта и Данилина В.Ф. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорте»: учебник для вузов железнодорожного транспорта.

Информационную базу проведения анализа составляют фактические данные об исполнении бюджетов доходов и расходов, продаж, производства и затрат.

Анализ проводится на всех уровнях управления от компании в целом до отдельных структурных подразделений. Чем ниже уровень управления, тем выше степень детализации анализа.

Упрощенная схема формирования отклонений прибыли компании представлена на рисунках 6.2 – 6.4.

Рис. 6.2. Схема формирования и анализа отклонения величины прибыли

Рис. 6.3. Схема формирования и анализа отклонения величины прямых производственных затрат по виду деятельности «Грузовые перевозки»

Рис. 6.4. Схема формирования и анализа отклонения прямых производственных затрат в разрезе экономических элементов

На первом уровне отклонение прибыли формируется за счет отклонения по объему выручки от реализации и соответствующих затрат (рис. 6.2). Фактические данные по указанным показателям отражаются в отчете об исполнении бюджета доходов и расходов.

Далее более детально изучаются факторы, определяющие размеры затрат и выручки.

Отклонения выручки от реализации анализируются в целом по компании, а также в разрезах видов деятельности и филиалов.

Основными факторами, определяющими отклонения выручки, являются:

- объем реализации,

- структура реализации,

- цены реализации (тарифы).

Данные о фактических объемах реализации содержатся в отчете об исполнении бюджета продаж. Базовыми аналитическими показателями, характеризующими объем реализации, являются:

- по грузовым перевозкам – грузооборот (ткм) и объем погрузки (т);

- по пассажирским перевозкам – пассажирооборот (пасс-км) и количество отправленных пассажиров по видам сообщений;

- выручка от оказания услуг инфраструктуры и локомотивной тяги (руб);

- выручка по прочим продажам (руб).

На уровне структурных подразделений анализ проводится в разрезе конкретных направлений (статей) прочей реализации.

Наиболее сложным и трудоемким является анализ отклонений затрат. Данный анализ проводится в разрезах видов деятельности, филиалов компании, отраслевых хозяйств, экономических элементов.

Информационная база - данные о фактическом исполнении бюджета затрат, которые содержатся в форме управленческой отчетности 7-у отчетная.

В бюджете затрат выделяются:

- затраты на перевозки (руб);

- затраты на прочие продажи (руб);

- себестоимость перевозок (коп/10 прив.ткм).

С целью анализа выделяются отклонения по прямым производственным расходам и группе общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

В разрезе видов деятельности возможно выявить влияние на прямые производственные расходы следующих факторов:

- объема выполненных работ;

- структуры производства;

- себестоимости единицы работ, которая определяется величиной

- удельных затрат ресурсов на единицу работ

- цен на ресурсы.

В свою очередь, на объем выполненных работ влияют:

- объем производства;

- эффективность организации производственных процессов.

Для проведения анализа влияния указанных факторов используется информация о фактическом выполнении бюджета производства (данные об объемах выполненных работ, удельных затратах отдельных ресурсов).

На следующем этапе углубленно анализируются отклонения затрат, связанные с эксплуатационной работой (рис. 6.3). Это объясняется тем, что данные виды деятельности являются для компании основными, а соответствующие затраты – наиболее существенными.

Расходы на грузовые перевозки изменяются под воздействием следующих основных факторов:

1) объем перевозок, определяющий уровень зависящих расходов; показатель – грузооборот в эксплуатационных ткм;

2) структура перевозок по видам тяги; показатель – тонно-километры брутто по видам тяги;

3) качество эксплуатационной работы; показатели – средняя статическая нагрузка грузового вагона в тоннах (в свою очередь, зависит от структуры погрузки по родам грузов), оборот вагона (сут), участковая скорость (км/ч), средний вес грузового поезда (т), среднесуточный пробег грузового локомотива (км/сут), среднесуточная производительность грузового вагона (ткм нт/сут), среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении (ткм бр/сут).

Отклонения показателей первых трех групп определяют отклонения показателей следующих двух групп, непосредственно формирующих величину эксплуатационных расходов:

4) объем эксплуатационной работы

- пробеги и время работы грузовых вагонов;

- пробеги и время работы локомотивов в грузовом движении;

5) потребное количество подвижного состава:

- эксплуатируемые парки локомотивов в грузовом движении;

- рабочий парк грузовых вагонов.

Все перечисленные показатели представляются в отчете об исполнении бюджета производства.

Схема формирования отклонений расходов по пассажирским перевозкам аналогична приведенной для грузовых перевозок, изменяется только перечень показателей, используемых для анализа.

По всем видам эксплуатационной работы отклонения расходов определяются также удельным расходом ресурсов на единицу работы, в частности, в бюджете производства выделяются показатели по наиболее значимым ресурсам:

- удельный расход топлива и электроэнергии на тягу поездов в натуральном выражении;

- численность работников на перевозках;

- производительность труда на перевозках.

Анализ отклонений затрат в разрезе экономических элементов (ресурсов) (рис. 6.4) проводится на всех уровнях управления; на первичном уровне - в структурных подразделениях - степень детализации предполагает рассмотрение отдельных, наиболее значимых, статей затрат.

Выявление в процессе анализа исполнения бюджетов причин наиболее существенных отклонений показателей от плановых параметров позволяет менеджменту всех уровней принимать управленческие решения по оптимизации текущей деятельности, эффективно использовать систему мотивации, формировать обоснованные бюджетные задания, направленные на реализацию стратегических целей компании.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность контрольно-стимулирующей и плановой функций план-факт анализа исполнения бюджета.

  2. Перечислите и охарактеризуйте основные методы, используемые при проведении план-факт анализа.

  3. Какие виды отклонений фактических показателей от плановых выделяют в процессе анализа?

  4. Дайте определение контролируемых и неконтролируемых отклонений.

  5. Назовите области применения методов ранжирования, группировки, трендового анализа в процессе анализа исполнения бюджетов компании.

  6. Какие базовые факторы влияют на величину прибыли ОАО «РЖД» и в рамках каких бюджетов они анализируются?

  7. В какой форме управленческой отчетности содержатся данные о фактическом исполнении бюджета затрат? Какие базовые факторы определяют отклонения фактических значений затрат от плановых?

  8. Перечислите основные факторы, определяющие динамику затрат по грузовым и пассажирским перевозам. В каких бюджетах компании они отражаются?

  9. Назовите основные показатели, используемые в процессе анализа прямых производственных затрат в разрезе экономических элементов. В каких бюджетах они отражаются?