1.6. Уровни управления бюджетным процессом
Высший уровень – комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена управления организацией, а также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень – отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный, снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.).
Третий уровень – отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, отдел главного механика, отдел главного энергетика, технический отдел, производственные цеха) [4].
Для осуществления контроля исполнения бюджета целесообразно использовать двухуровневую систему контроля:
1) первый, верхний - контроль исполнения бюджетов всех структурных подразделений осуществляет финансовая служба и бухгалтерия;
2) второй, нижний - контроль за исполнением бюджетов подразделений.
Контроль исполнения бюджета базируется на четырех основных принципах:
Принцип темпа определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения.
Принцип объективности предъявляет требования системности и целостности к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Целостной системой учета хозяйственных операций в компании является бухгалтерский учет.
Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также систему согласования информации в параллельных контурах учета.
Принцип ответственности – принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующего исполнения бюджета в рамках компетенций определенных регламентом.
В регламенте бюджетирования и соответствующих должностных инструкциях определяются задачи по контролю и анализу бюджета, назначаются ответственные исполнители, устанавливаются бюджетные поручения и сроки выполнения. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений.
Оценка выполнения планов выполняется постфактум, т.е. по окончании сроков выполнения некоторых предусмотренных планом операций. Особенно важную роль в обеспечении бесперебойной деятельности организации играет контроль за выполнением бюджетов. Периодичность контрольных процедур определяется с самого начала, вместе с утверждением бюджета. Если бюджеты составляются в помесячной разбивке, контроль осуществляется по истечении месяца. Управляющие регулярно отслеживают уровень выпуска и структуру денежных потоков компании, поскольку от этого зависит финансовая устойчивость бизнеса в текущем периоде и перспективы будущих успехов. Выполнение бюджетов становится критерием оценки работы самих управляющих, т.е. оценки того, как они организовали деятельность вверенного им подразделения. Выполнение плановых заданий структурными подразделениями ведется в основном в натуральных показателях, при этом определяется процент выполнения плана как отношение фактически достигнутых результатов к плановым значениям соответствующих показателей.
Ключевым элементом системы контроля является «отклонение». При этом предполагается использование метода исключения, в соответствии с которым менеджер сосредотачивает внимание только на значимых отклонениях и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно. Общая схема бюджетного контроля по отклонениям представлена на рис. 1.7.
Рис.1.7. Общая схема контроля
Четыре подхода к реализации системы контроля бюджета организации:
простой анализ отклонений, ориентированный на корректировку последующих планов;
анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения;
анализ отклонений в условиях неопределенности;
стратегический подход к анализу отклонений.
Простой анализ отклонений производится в соответствии со схемой (рис. 1.8.). Суть подхода состоит в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета сопоставлением плановых бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.
Рис.1.8. Схема простого анализа отклонений
В этой связи важным является вопрос о существенности издержек. Представляется, что в качестве критерия для определения важности издержек следует использовать итоговые бюджетные показатели, например, величину суммарного денежного потока (или сумму чистой прибыли). Имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину суммарного денежного потока. На основании отклонения фактического суммарного денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости производить корректировку плана следующего периода.
Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на прибыль или денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех, вместе взятых, отклонений на величину итогового показателя. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом:
Шаг 1. Установление факторов, которые влияют на величину итогового показателя.
Шаг 2. Определение суммарного отклонения итогового показателя от бюджетного значения.
Шаг 3. Определение отклонения итогового показателя в результате отклонения каждого отдельного фактора.
Шаг 4. Установление приоритетов влияния отдельных факторов на величину итогового показателя.
Шаг 5. Составления окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.
Анализ отклонений в условиях неопределенности предусматривает несколько другую схему принятия решений в отношении существенности отклонений. Согласно ей, все параметры бизнеса (цены, объемы, расходные коэффициенты и т. д.) признаются неопределенными значениями и задаются не в виде отдельных чисел, а в виде интервалов неопределенности.
Неопределенность в отношении параметров бизнеса порождает неопределенность результирующего годового денежного потока или/и прибыли, если последняя также является предметом анализа. Оценить неопределенность денежного потока можно с помощью статистического моделирования.
Стратегический подход к анализу отклонений базируется на убеждении, что оценка результатов деятельности организации, в частности, выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом её стратегии и поставленных целей. В соответствии с данным подходом, финансовый менеджер при проведении контроля выполнения бюджета должен анализировать степень соответствия фактической деятельности поставленным долгосрочным целям. В случае значительных отклонений фактических данных от запланированных в бюджете (и если установлено, что отклонение произошло вследствие планирования) корректируется не только бюджет, но и стратегия компании, а также долгосрочные целевые показатели.
Данный подход не предлагает какую-либо новую вычислительную технологию контроля. Он устанавливает отправную точку процедуры контроля бюджета. Другими словами, проанализировав стратегию компании, финансовый менеджер выбирает соответствующую этой стратегии вычислительную процедуру контроля.
Стратегия компании может рассматриваться в двух измерениях:
ориентиры стратегической направленности (расширение, поддержание достигнутого уровня и использование достижений);
стратегическое позиционирование, поддержание конкурентных преимуществ (низкие затраты и дифференциация продукции).
С этой точки зрения можно заключить, что система контроля выполнения бюджета является критическим по важности элементом для компании, которое ориентируется на стратегию использования достижений (частично, поддержание достигнутого уровня) при стратегическом позиционировании конкурентных преимуществ в направлении лидерства по издержкам. В такой ситуации компании вынуждена «считать каждый рубль» своих издержек и поступлений, детально выясняя причину отклонения от ранее спланированных сценариев.
Контрольные вопросы:
Дайте определение терминам «бюджет», «бюджетирование».
Что является объектом и субъектом бюджетирования?
Какими принципами руководствуются при разработке бюджетов организация?
Назовите основные функции и цели системы бюджетирования.
Перечислите виды бюджетов и поясните их суть.
Чем характеризуется ЦФО? Перечислите их основные типы.
Перечислите принципы системы бюджетирования.
Дайте определение терминам «бюджетный период», «бюджетный цикл», «инфраструктура бюджетирования».
Поясните сущность планирования как основы бюджетирования. Что включает в себя контроль в системе бюджетирования?
Перечислите и поясните подходы к реализации системы контроля бюджета организации.
- Содержание
- Введение
- 1. Бюджетирование как управленческая технология
- Виды бюджетов
- Место бюджетирования в системе управления компанией
- Бюджетный процесс
- Планирование и контроль как основа бюджетирования
- 1.6. Уровни управления бюджетным процессом
- 2. Особенности бюджетного процесса в железнодорожной компании
- 2.1 Особенности бюджетного управления в транспортной компании
- 2.3. Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования оао «ржд»
- 2.4. Структура сводного бюджета компании
- 2.5. Центры финансовой ответственности
- Соответствие бюджетов центрам финансовой ответственности
- 3. Управленческий учет как основа бюджетного управления
- 3.1 Классификация затрат как информационная база принятия управленческих решений. Основные признаки и методы классификации
- Классификация текущих расходов железных дорог
- 3.2 Классификация методов учета затрат. Достоинства и недостатки различных методов
- 3.3 Порядок калькуляции себестоимости в железнодорожной компании
- 4. Система операционных бюджетов железнодорожной компании
- 4.1 Сущность и принципы оперативного планирования
- 4.2. Бюджет продаж
- В разделе «Выручка, начисленная по перевозкам» отражается общая сумма начисленной филиалом выручки по перевозкам вне зависимости от места оплаты (централизованно или в филиале).
- - Предоставление услуг локомотивной тяги - выручка, начисленная от предоставления клиентам оао «ржд» услуг локомотивной тяги для осуществления перевозочной деятельности;
- 4.4. Сводный бюджет затрат
- 4.5 Бюджет капитальных вложений
- 4.6 Бюджет запасов и закупок
- Порядок планирования сводного бюджета запасов и закупок:
- 5. Организация финансового планирования. Система финансовых бюджетов
- 5.1 Сущность и принципы финансового планирования
- 5.2 Система финансовых планов компании
- 5.4 Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности
- 5.5 Разработка бюджета движения денежных средств
- 5.6 Прогнозный баланс
- Укрупненные статьи активов и пассивов
- 6. Контроль и анализ исполнения сводного бюджета компании
- 6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа
- 6.3. Анализ выполнения основных бюджетов компании
- 7. Методы планирования продаж, производства, запасов и закупок
- 7.1 Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок
- 7.2 Планирование запасов готовой продукции
- 7.3 Планирование производственных запасов
- 7.4. Рационализация объемов незавершенного производства
- 8. Бюджетный регламент
- 8.1 Бюджетный контроллинг. График разработки бюджетов. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения
- 8.1.1 Цель и назначение регламента формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.2 Основные термины, используемые в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов
- 8.1.3 Формирование целевых параметров сводных бюджетов
- 8.1.4 Формирование, согласование и утверждение плановых сводных бюджетов
- 8.2 Организация управления бюджетами. Распределение сфер ответственности и порядок взаимодействия между структурными подразделениями
- Департаменты (управления) оао «ржд», ответственные за формирование стоимостных показателей бюджетных заданий
- Филиалы, департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения сводных бюджетов
- Филиалы и отраслевые департаменты (управления) оао «ржд», участвующие в процедурах формирования и контроля исполнения показателей операционных бюджетов в разрезе хозяйств
- 8.3 Порядок разрешения конфликтов интересов. График документооборота
- Варианты решения вопросов бюджетно-учетной политики
- 8.4. Корректировка утвержденных целевых параметров сводных бюджетов на год (с соответствующей корректировкой квартальных целевых параметров)
- 9. Система материального стимулирования и учет ответственности
- 9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании
- 9.2 Показатели и условия премирования для различных центров финансовой ответственности в составе компании
- Доли общих и индивидуальных показателей премирования для каждой группы работников
- Альбом бюджетных форм оао «ржд»