logo
Бюджетирование с рисунками

7.3 Планирование производственных запасов

Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и, в конечном счете, на конкурентоспособность железных дорог. Основным видом запасов в структурных подразделениях железнодорожного транспорта является производственный запас.

Производственные запасы – это материально-технические ресурсы, поступившие в структурные подразделения для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, но еще не использованные в процессе производственно-эксплуатационной деятельности.

В состав производственного запаса не входят МТР, которые находятся в пути от поставщика к потребителю, на хранении в государственном (мобилизационном) резерве и на ответственном хранении и принадлежащие другому предприятию.

Величину производственно запаса составляют:

- текущий запас, предназначенный для обеспечения бесперебойности снабжения между двумя смежными поставками;

- страховой запас, создаваемый на случай отклонения поставок материалов от сроков, предусмотренных в договоре, задержкой в приемке материалов вследствие несоответствующего их качества;

- подготовительный запас, который обеспечивает производство на период времени, необходимого для выгрузки поступившего материала, его приемки и подготовки к производственному потреблению.

Также могут формироваться следующие виды производственных запасов:

- сезонные запасы, если поставки или потребление материалов носят сезонный характер (напр., сезонно потребляются материалы верхнего строения пути);

- аварийно-восстановительные запасы предназначены для обеспечения бесперебойной работы железных дорог в особых условиях;

- с учетом специфики деятельности отраслевых подразделений железных дорог – покилометровый, технологический, неснижаемый и др.

В сумме все вышеперечисленные запасы не должны превышать норму производственного запаса.

Величина производственных запасов зависит от ряда основных факторов таких, как размер потребления материалов в единицу времени, норму отгрузки материалов, вид транспортных средств и их грузоподъемность, отдаленность от поставщиков и складов, регулярность и надежность поставок.

Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает «Росжелдорснаб» - функциональный филиал ОАО «РЖД». Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения филиалов (железных дорог, дирекций).

Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц.

Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресурсов.

От размеров производственных запасов зависит не только ритмичная эксплуатационная деятельность структурных подразделений ОАО «РЖД», но и объем отвлекаемых из оборота финансовых ресурсов, поэтому определение оптимального уровня запасов является одной из важнейших задач деятельности системы материально-технического обеспечения (МТО) в ОАО «РЖД».

Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно-инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т.д.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется на каждом уровне иерархии системы МТО железнодорожного транспорта. Определение потребности в материально-технических ресурсах начинается в структурных производственных и региональных подразделениях ОАО «РЖД». Региональный снабженческий орган обобщает потребности по региону в целом и передает эту информацию центральному органу – Росжелдорснабу, который обобщает потребность в материально-технических ресурсах по всем филиалам и структурным подразделениям ОАО «РЖД».

Обобщенная потребность в МТР является основной и исходной информацией для определения бюджета запасов и закупок.

Потребность в материальных ресурсах рассчитывается на год с поквартальной разбивкой на основании планируемых годовых объемов работ и с учетом утвержденных норм расхода МТР, норм страхового и переходящего запаса, а также прогнозируемых остатков на начало планируемого периода.

Задача нормирования производственных запасов состоит в определении оптимального уровня запасов, учитывающего специфику деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» и обеспечивающего их нормальную деятельность.

Расчет норматива производственных запасов в стоимостном выражении производится по следующей формуле:

НПЗ = (ΣРмр*Нпз*Ц)/365,

где ΣРмр- объем годового потребления материального ресурса,

Нпз – норма производственного запаса в днях,

Ц – цена материального ресурса за единицу измерения,

365 – число дней в году.

Нормы и нормативы расхода и запасов по всей номенклатуре МТР хранятся в корпоративной базе данных и постоянно корректируются в зависимости от изменения объемов работ и конструктивных преобразований основных средств ОАО «РЖД».

Прогнозируемые остатки МТР на начало планируемого периода определяются с учетом текущего остатка производственного запаса на дату расчетов, прогнозируемого расхода МТР в период от даты расчетов до даты начала планируемого периода и ожидаемых поставок за тот же период.

При определении потребности в запасных частях учитывают количество деталей и материалов повторного использования, которые могут быть получены с локомотивов и вагонов, исключаемых в планируемом периоде из инвентарного парка.

Для исключения возможности дефицита запасов МТР, а также образования сверхнормативных запасов, неликвидов, затоваривания складов существуют методики расчета и корректировки норм и нормативов расхода и запасов по всей номенклатуре МТР ОАО «РЖД».

Обобщенная потребность по номенклатуре и бюджет запасов и закупок являются базой для планирования процесса пополнения, как материальных, так и производственных запасов МТР.