Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
Задача конструирования такой исследовательской базы – создать теоретический «несущий» каркас формируемой концепции построения механизма капитализации локальных ресурсов региональной экономики, который, благодаря встроенным в него методологическим ключам (принципам, основаниям, позициям), разработанным в рамках традиций различных научных школ, позволял бы сформировать концептуально-целостную канву процесса моделирования проектируемых механизмов и институтов.
К таким методологически ключевым основаниям концепции разработки механизма капитализации локальных ресурсов регионального экономического пространства, на наш взгляд, следует отнести:
представление производственно-хозяйственной системы региона в форме модели квази-корпорации;
системно-функциональный подход;
воспроизводственно-процессный подход;
рентный подход;
императив расширения функций институтов капитализации локальных ресурсов региональной экономики: наряду с задачей их мобилизации и институционального «связывания», осуществление процедур их трансформации из потенциальных источников в реальные факторы производства, включение последних технико-технологический строй функционирующего или вновь созданного производственного процесса, перевод их из положения экзогенных условий в статус эндогенных элементов производительных сил;
представление об интеграционно-синергетическом характере экономики региона, вследствие переплетения и сопряжения репродуктивных процессов её участников;
императив функциональной действенности механизма капитализации локальных ресурсов регионального хозяйства – единство процессов аккумулирования, трансформации их в капитал (с персонификацией разделения на капитал-собственность и капитал-функцию), обеспечение метаморфоз его форм (ресурсной – производительной – товарной – денежной), формирование, изъятие (извлечение) и распределение рентных доходов от эксплуатации локальных ресурсов;
превращение локальных ресурсов экономики региона в глобальные ресурсы мирового хозяйства (глобализация локальных ресурсов) и включение их в мировой рынок благодаря деятельности институциональных операторов международных рынков (ТНК, госкорпорации, международные сетевые структуры и т.д.);
расширительная трактовка сферы включения ресурсов в производство (не только материальных благ, но и общественных товаров-услуг . потребление которых имеет всеобщий неконкурентогенный, неисключающий (участия в нём других субъектов) характер. Их функция - создание благоприятных общих (инфраструктурно-институциональных) условий воспроизводства регионального социума;
сочетание позитивных моментов двух способов распределения ресурсов: централизованно-регулируемого (вертикаль) и рыночного (горизонталь): рыночный механизм под контролем государства;
принципы: функционального соответствия, комбинационного сочетания, параметрической сопряжённости (увязки) согласования ресурсов (исходя из императивов закона Либиха) в действующей производственно-хозяйственной системе;
механизм рыночной сбалансированности спроса и предложения ресурсов с использованием рыночных (ценовых) сигналов1;
увязка производственных программ процессов функционирования основного производства и его инфраструктурной подсистемы;
деление локальных ресурсов экономической среды территории на объекты производственного назначения и жизнеобеспечения;
персонифицированные формы цены за использование ресурса как капитала-функции (фактора производства): рента, зарплата, ссудный процент, предпринимательский доход, торговая прибыль (трансакционный ресурс);
определённость спроса на ресурсы со стороны регионы их социальной полезностью и эффективностью использования в воспроизводстве социума, что положено в основу формирования цен на них;
эффект (рента) от функционирования локальных ресурсов региона в процессе взаимодействия индивидуальных кругооборотов капитала частично оседает в форме доходов соответствующих субъектов хозяйствования, а частично (через налоги на имущество и прибыль, платежи, тарифы ЖКХ и т.д.) превращается в доходы региона-субъекта социального воспроизводства (в виде бюджетных ресурсов);
комбинаторика ресурсов-факторов производства подчиняется принципам комплексности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости;
функциональные формы капитализации локальных ресурсов в различных производственно-хозяйственных укладах (секторах) региональной экономики: в секторе крупного корпоративного производства реализуется функция капитализации глобального ресурса; в секторе малого и среднего бизнеса – функций капитализации локального ресурса на конкурентом региональном рынке факторов производства;
в секторе экономики – функция воспроизводства местного социума;
принцип альтернативности функциональной ориентации использования локальных ресурсов: производственной (сегодняшней) и инвестиционной (перспективной);
при позиционировании регионов по признаку капитализации их сравнительных конкурентных преимуществ приоритеты получают регионы повышенной инвестиционной привлекательности;
регионы-поставщики нематериальных ресурсов (активов) получают инновационную технологическую ренту – особый вид рентного дохода;
геоэкономическая рента (по положению) – основной источник мирового дохода от системной прибыли в многомерном коммуникационном пространстве формируется за счёт неоднородности и флуктуаций экономического пространства и высокой рубежной энергетики при переходе от экономики развитых стран к экономике развивающихся государств;
в региональном формате она является экономической формой реализации совокупности территориальных различий в уровнях затрат и доходов, в которых фиксируются экономические результаты инвестиций в инфраструктуру;
территориальные локальные ресурсы принимают форму контролируемых регионом капитальных активов, приносящих доход;
превращение ресурсов в капитал (в фактор производства) означает обретение ими свойства взаимоконвертируемости активов, приносящих доход в форме ренты, выступающей как следствие монополизации территориальных ресурсов региона;
экономический потенциал региона определяется размерами имущественных объектов пользования, владения, распоряжения материальными и иными ресурсами, контроля за финансовыми потоками, возникающими и формирующимися при их капитализации, уровнем личных доходов и бюджетов домохозяйств, т.е. ренты от всех ресурсов региона, составляющих его доход;
в условиях инновационного развития происходит замещение природной ренты технологической;
общая характеристика рентных ресурсов – их бесплатность после окупаемости инвестиций на его активизацию в форму производственного фактора;
рента, получаемая в результате капитализации локально-территориальных ресурсов – экономическая форма реализации отношений собственности на соответствующий ресурс, включенный в региональный воспроизводственный процесс.
Из перечисленных выше принципов, подходов, позиций, аспектов, ракурсов и точек зрения, на наш взгляд, одной из определяющих является рассмотрение региональной экономической системы как квази-корпорации.
Эвристический потенциал этой концептуальной установки состоит в том, что в соответствии с этой моделью экономическая система региона представляется в форме институционально выстроенного и организационно упорядоченного производственно-хозяйственного образования, функционирующего благодаря действию внутрикорпоративных механизмов:
воспроизводства капитала,
стратегического менеджмента,
распределительно-перераспределительных процессов,
социально-ориентированного развития,
регулирования внешнеэкономических связей.
Использование принципа аналогии упрощает процесс исследования экономики региона, позволяя распространить на этот объект корпоративные принципы организации хозяйственного процесса.
Такой подход также предоставляет возможность исследовать конкурентный потенциал региона с позиции оценки конкурентных позиций корпорации.
Действительно, конкурентоспособность локально - территориальной системы регионального хозяйства, как и корпорации, определяется их позициями в координатах рыночно-экономического пространства, фиксируемыми совокупностью экономических индикаторов1:
доли на рынках профильной продукции,
доли в ВРП/ВВП и тенденции её динамики, доли на соответствующих (национальных или региональных) рынках труда, природных ресурсов, финансов, инноваций,
рейтинг в национальной/региональной экономике и на мировом рынке,
уровень инвестиционного риска,
доли трансакционно-бюрократических издержек в стоимости товарной продукции или услуг.
При этом важно помнить о специфичности межрегиональной конкуренции, результаты которой можно определить так:
конкуренции даёт возможность и требует полной мобилизации и эффективного использования территориальных ресурсов в процессе воспроизводства частных и общественных благ (ресурсная результативность);
регионы получают рейтинги инвестиционной привлекательности по признаку конкурентоспособности и соответственно ему привлекают потоки инвестиций (инвестиционная результативность);
в результате конкурентного взаимодействия снижаются территориальные трансакционные издержки, ограничиваются возможности органов региональной власти в присвоении административной ренты (трансакционная результативность).2
Ещё один ресурс эвристического потенциала данного концептуального подхода открывает возможность перенесения в модель функционирования экономики региона механизмов корпоративного менеджмента и корпоративной экономической политики.
Это положение открывает возможности применения в деятельности региональной экономической системы инструментов корпоративного управления:
использования эмиссионных механизмов для развития территории по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Волгоградской области и др.;
адаптации к хозяйственному пространству региона методик корпоративного стратегического планирования, развитие поля стратегий региональной экономической политики;
реализации в системе регионального управления института «Совет директоров», позволяющего обеспечить эффективное согласование интересов важнейших экономических субъектов территории.
Осуществляемое в рамках рассматриваемого концептуального представления приведение региональной системы к «общему корпоративному знаменателю» даёт возможность использовать в анализе пространственного образования богатый инструментарий, сформировавшийся в процессе исследования различных форм корпораций.
Обобщим результаты использования рассматриваемого концептуального представления:
с одной стороны, такое концептуальное представление позволяет преодолеть представление о территориальном хозяйстве как случайно сформированной совокупности населения, экономических субъектов и ресурсов, реализовать потенциал системного подхода и, в конечном счёте, определить региональную экономическую систему как развитую форму организации системно-пространственного интегрированного субъекта экономических отношений, схожего с корпорацией; благодаря данному представлению, в значительной мере преодолевается упрощённая трактовка территориального хозяйства и обеспечивается реализация системной модели региональной экономической политики;
с другой стороны, данное представление содержит неправомерное допущение – регион, как более сложная и иная по своей природе форма организации интегрированного субъекта экономических отношений, приравнивается к более простой форме интегрированного субъекта – корпорации. При этом, следует учитывать, что совокупный функционирующий капитал и потенциал перспективного развития региональной экономической системы не могут быть сведены к капиталу и соответствующему потенциалу развития корпорации. Некоторая условность рассматриваемой концепции заключается в том, что она зиждется на принципе сведения к нулю качественных различий между региональной экономической системой и корпорацией.
Это противоречие может быть разрешено на основе синтеза обеих противоположностей. Действительно, данное концептуальное представление сформировалось и было практически востребовано, во многом, благодаря объективной потребности в интенсивном развитии взаимодействия между региональными экономическими системами и корпоративными структурами. В процессе длительного взаимодействия региональные экономические системы и корпорации «притираются» друг к другу, формируя предпосылки процесса, который в теории систем получил название конвергенции. Итоги этого процесса таковы:
практические результаты – сближение механизмов управления обоими взаимодействующими экономическими системами, разработка общих принципов формирования и реализации экономической политики;
теоретические результаты – концептуальное представление региональной экономической системы в качестве квази-корпорации. Процесс конвергенции активно взаимодействующих сторон приносит и специфический вышеуказанный познавательный эффект.
Концептуальное представление региональной экономической системы в качестве квази-корпорации позволяет использовать в целях активизации привлечения заёмных средств возможности территориальных облигационных займов. При этом на региональную экономическую систему проецируются механизмы инвестиционного обеспечения развития, присущие корпорации.
Логика такого проецирования может быть представлена следующим образом. Известно, что инфраструктура практически всех регионов России обременена физически изношенными элементами; в то же время, для их замены в бюджетах регионов не хватает собственных средств, а возможности привлечения дополнительных ресурсов федерального уровня ограничены в силу дефицита федерального бюджета России, обозначившегося после 2008 года. Средства частных инвесторов для обновления территориальной инфраструктуры привлечь весьма сложно в силу наличия высоких рисков и длительность срока окупаемости инвестиций (как правило, более 10-15 лет). Выход – в использовании механизма специальных инфраструктурных облигаций, который может быть реализован в экономической системе региона с помощью государственно-частного партнёрства.
Существует эффективный способ адаптации корпоративного облигационного механизма к развитию территориальной инфраструктуры:
создание специальной государственной корпорации, занимающейся модернизацией территориальной инфраструктуры;
предоставление такой корпорации необходимых гарантий со стороны органов власти и управления территории;
эмиссия государственной корпорацией инфраструктурных облигаций, покупателями которых могут тать физические и юридические лица территории, а вырученные средства могут быть направлены на модернизацию социально-экономической инфраструктуры;
погашение обязательств перед держателями облигаций происходит за счёт средств территориального бюджета (реализации предоставленных имущественных гарантий);
доходы от использования модернизированных инфраструктурных объектов поступают в территориальный бюджет, компенсируя издержки процесса погашения обязательств и формируя дополнительные неналоговые доходы.1
Обобщая приведённые выше положения и частные выводы, правомерно прийти к заключению о том, что развитие взаимодействия производственно-хозяйственных систем региона и корпораций обусловливает потребность в создании специальных моделей конкурентного анализа, а также механизмов трансформации прироста конкурентоспособности корпоративных структур в соответствующий прирост конкурентоспособности региональных экономических систем.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml