Основы функционирования цепи поставок
Современные рыночные тенденции предполагают производство товара (услуги) с минимальными затратами ресурсов всех предприятий, принимающих участие в создании цепочки ценностей, в цепи поставок.
Производственно-логистические процессы сегодня претерпевают постоянные изменения, что приводит к появлению новых концепций организации и управления промышленными и транспортными предприятиями, адекватных уровню развития рыночных отношений.
Развитие данных процессов началось с 60-х гг. XX в., когда производство было ориентировано на производительность. В 70-80-х годах производство приняло направление на качество, затем установка была на гибкость и быстрое производство, и в конце 90-х произошел переход к внешней интеграции участников цепи создания стоимости (цепь поставок стала рассматриваться с учетом информационных и финансовых потоков), которое плавно переросло в сетевое производство.
История развития логистики как научного направления и прикладного инструментария в областях практической деятельности проанализирована в наиболее систематизированном виде в многих работах разных авторов.
Актуальными являются логистические подходы, направленные на повышение синергетического эффекта путем интеграции всех участников системы формирования и продвижения основных и сопутствующих потоков путем достижения между ними соглашений на основе взаимных уступок. В работах рассматривались и обсуждаются вопросы интеграции систем на региональном уровне и в глобальном масштабе.
С 1982 г. стал впервые использоваться термин «управление цепями поставок» с позиции интегрированной стратегии, в которую входило перемещение материальных потоков от производителей до конечных потребителей.
До настоящего времени разными авторами цепь поставок определяется по-разному, при этом сущность данного термина остается одинаковой.
Согласно принятому разделению цепей поставок на объектное и процессное понимание, приведем наиболее полные и точные определения цепи поставок, которые предложены Д. А. Ивановым в работе1:
Цепь поставок (процессное понимание) – это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) – это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
Такое разделение в понимании автор считает в значительной степени условным и служащим, главным образом, в методических целях. На практике процессы и их исполнители неотделимы друг от друга.
В работе2 также дается понятие цепи поставок с позиции объектного и процессного разделения: «Цепь поставок – 1) (объектный подход) связанная структура бизнес-единиц, объединенная отношением «поставщики – фокусная компания – потребители» в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка; 2) (процессный подход) последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах».
В работе А. Г. проф. Некрасова1 определение цепи поставок трактуется как «взаимодействующее на принципах сотрудничества и саморегулирования транспортные звенья (элементы) с едиными логистическими ресурсами, обеспечивающие высоко результативное взаимодействие грузоотправителей, экспедиторов, транспортных компаний и грузополучателей на базе распределенной вычислительной сети и единых стандартов управления».
В работе2 управление цепями поставок определено как «интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».
В словаре А. Н. Родникова «Логистика: терминологический словарь» указывается, что Supply Chain Management (SCM) – это упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения.
В ряде статьей по интернет-источникам рассматривается:
управление цепями поставок как планирование и управление всеми видами деятельности в цепи поставок, включая сорсинг и управление закупками, преобразование (переработку) продукции и менеджмент всех видов логистической деятельности;
управление цепочкой поставок – это эффективное управление потоками товаров, информации и денежных средств с целью обеспечения производства и дистрибуции продукции, начиная с этапа первичной переработки сырья и материалов и заканчивая потреблением конечного продукта;
интегрированное управление цепочками поставок (ISCM) – это процессно-ориентированный, комплексный подход к обеспечению, созданию и поставкам продукции и услуг клиентам;
цепь поставок можно рассматривать как последовательность субъектов хозяйствования – от поставщиков сырья, материалов, деталей, узлов и комплектующих до потребителей конечного продукта, которые, обеспечивая производственные, торговые, логистические и другие процессы, непосредственно связаны с движением материальных и соответствующих им информационных потоков;
SCM является интеграцией логистики, маркетинга и стратегического менеджмента, концепция SCM направлена на управление взаимоотношениями с поставщиками и партнерами через призму интересов конечных потребителей.
Кристофер М. отмечает, что управление цепью поставок служит для налаживания связей и координации между поставщиками, клиентами и самой организацией. SCM – «управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом»1.
В работе2 предложен термин «цепь поставок», который одновременно отражает объектное и процессное понимание: «Цепь поставок (Supply Chain) охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, начиная со стадии сырья и исходных материалов и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю, а также связанные со всем этим информационные потоки». В данном труде разделены понятия «цепь поставок» и «управление цепью поставок», при этом границы трактовки этих терминов согласованы и логичны между собой. Управление цепью поставок (Supply Chain Management – SCM) выражено как «интеграция и управление всеми организациями и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, которые обеспечивали бы организациям-участникам существенное конкурентное преимущество».
В работах Бутрина А. Г., Ковалева К. Ю. цепь поставок рассматривается как последовательность событий, совершаемых в целях удовлетворения потребителей или, по мнению Хорнгрена Ч., это поток товаров, услуг и информации с момента появления до момента конечного потребления продукта или услуги.
Приведенные определения цепи поставок не в полной мере учитывают закономерности функционирования и взаимодействия процессов друг с другом и закономерности, которые протекают в этих системах. Например, изменение размера заказываемой партии может повлечь за собой изменение конфигурации маршрута транспортных средств, потребности в подвижном составе и его выработки, и в результате изменение формирования транспортных издержек определенным образом.
Формирование цепи поставок происходит путем взаимовыгодного партнерства ее участников. Существуют различные формы взаимоотношений, характеризующиеся разной теснотой связей между участниками, начиная от такой формы, как дочерние предприятия, и кончая привлечением к участию фирм для разового выполнения какой-либо работы.
В большинстве случаев каждое предприятие является участником многих цепей поставок и у каждого продукта она своя собственная, поэтому общее число разных конфигураций таких цепей велико.
На практике большинство предприятий получают материалы от множества различных поставщиков и затем передают свой продукт самым разным потребителям. При этом материалы проходят через разные уровни поставщиков, по разным цепям поставок, и перемещаются через разные уровни к потребителям, и затем снова распределяются.
На основе материалов, изложенных в работах таких ученых как Иванова Д.А., Сергеева В.И., Лукинского В.С., Стока Дж. Р., Уотерса Д. Харрисона А. Хэндфилда Р. Б., на рис. 1 представлены основные элементы и связи в цепи поставок.
Рис. 1. Основные элементы и связи в цепи поставок
Изображенная на рис. 1 цепь поставок является наиболее реалистичным представлением цепи поставок, где каждое звено может быть связано с несколькими другими. На этом рис. 1 центральная компания находится внутри цепи и ее операционные процессы должны быть скоординированы с другими компаниями, входящими в ту же цепь поставок. Материалы движутся слева направо, со стороны восходящего потока в сторону нисходящего потока. При условии организации в соответствии с рис. 1 конечный потребитель определяет время и необходимость заказа, что является основанием для того, чтобы вся система после этого начала работать.
При конфигурировании структуры цепи поставок важным является определение ее участников. Условно всех участников можно разделить по функциональному признаку – на основные и дополнительные. К основным участникам цепи поставок относятся: поставщики (начальные и конечные), производители, потребители, а также все посредники в этой цепи поставок. Основные участники активно либо напрямую осуществляют взаимодействие с центральной компанией (предприятием), дополнительные участники косвенно – через поставщиков и потребителей разных уровней от начального до конечного. Например, к дополнительным участникам цепи поставок относятся: банки, кредитные учреждения, охранные структуры, страховые компании, органы государственной власти (налоговые, таможенные и другие), консалтинговые фирмы и прочие государственные, негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации.
Основными особенностями цепей поставок является: наличие юридической независимости участников цепи поставок, наличие центральной компании, кооперационные и координационные связи с поставщиками и клиентами.
Приведенные особенности, совместно с совокупностью преимуществ, таких как снижение затрат, повышение гибкости поставок и учета рыночных требований, вызывают ряд проблем, основными из которых являются:
появление зависимости участников цепи;
увеличение несогласованности и рисков из-за наличия конкуренции между участниками в сложной цепи поставок;
появление новых видов затрат.
Проф. И. В. Сергеев предлагает разделить все цепи поставок по уровню сложности:
прямые, которые состоят из поставщика, центральной компании и покупателя;
расширенные, включающие в себя поставщиков поставщика и потребителей потребителя;
максимальные, включающие все основные звенья и этапы производства продукции, от источников до конечных потребителей.
С. А. Уваров в своей работе1 дополняет классификацию цепей поставок проф. В. И. Сергеева полными цепями поставок. Полные цепи поставок рассматриваются как «подсистема круговорота веществ на Земле, то есть повторяющихся процессов превращения и перемещения веществ в природе, имеющих выраженный циклический характер».
Необходимо отметить, что до сих пор нет общепринятого набора функций цепи поставок. Различные авторы выделяют свои перечни функций. В табл. 1 приведены списки функций цепи поставок, представленные различными авторами.
Таблица 1
Подходы различных авторов к описанию состава функционирования цепи поставок
Перечень функций / основная функция | Авторы |
1 | 2 |
Снабжение, управление запасами, 3) складирование, грузопереработка, перевозка, перемещение товара через связанные друг с другом организации для удовлетворения потребностей потребителя | Уотерс Д. |
Взаимодействие партнеров по цепи поставок | Кристофер М.; Кристофер М., Пэк Х.; Лукинский В. С. |
Управление: 1) взаимоотношениями с потребителями, 2) обслуживанием потребителей, 3) спросом, 4) выполнением заказов, 5) производством/операциями, 6) снабжением, 7) разработкой продукта и доведение его до коммерческого использования, 8) возвратными материальными потоками | Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. |
Управление: 1) взаимоотношениями с потребителями, 2) обслуживание потребителей, 3) спросом, 4) выполнением заказов, 5) производством / операциями, 6) снабжением, 7) разработкой продукта и доведение его до коммерческого использования, 8) возвратными материальными потоками: утилизация, вторичное использование, рециркуляция материалов, производство сопутствующего товара, преобразование продуктов производственного и конечного потребления. | Уваров С. А. |
Управление бизнес-процессами на протяжении всей цепи поставок: 1) регулирование продаж; 2) управление спросом; 3) обслуживание потребителей; 3) взаимодействие компаний и другие | Шапиро Дж. |
Интеграция и стратегическое партнерство, выбор конфигурации логистической сети, интегрированное управление запасами, разработка стратегии распределения, применение аутсорсинга и разработка стратегии закупок, проектирование продукта, подбор информационных технологий и систем поддержки принятия оптимизационных решений | Дыбская В. В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н.
|
Создание стоимости продукта: 1) добыча сырья, 2) производство, 3) сбыт | П. Клаус, В. Кригер |
Внутренние – функции для управления потоком материалов между всеми организациями, расположенными в цепи поставок вверх по потоку. Внешние – функции, которые необходимы для перемещения продукта через все организации от поставщика к конечному потребителю. Функция восстановления, утилизации или повторного использования отходов конечного потребления | Хэндфилд Р. Б., Николе Л. Э. |
Планирование, контроль, регулирование товарного потока (получение заказа; закупка сырья и материалов; распределение затрат на ресурсы; передача потребителю) | Standards |
Формирование сети дистрибуции, производства и поставок, прогнозирование спроса и поставок, интеграция и координация поставок, управление отношениями с поставщиками и клиентами, управление запасами, интеграция процессов изготовления продукции, поставок и общего цикла выполнения заказа, анализ поставок, контроллинг | Иванов Д.А. |
Проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции | Никифоров В.В. |
Взаимодействие между участниками цепи поставок – управление логистическими ресурсами, диагностика, мониторинг деятельности. | Некрасов А.Г. |
Транспортировка, информационный обмен, управление запасами, управление складским хозяйством, грузопереработка, упаковка | Миротин Л.Б., Некрасов А.Г.; Миротин Л. Б. |
Доставка от производителя к потребителю, перепроектирование, управление запасами товаров, вытягивающая стратегия; коммуникации, координация (управление), взаимоотношения участников | Джонсон Джеймс, Вуд Дональд, Ф., Вордлоу Дэниел, Л., Мерфи-мл. Поль, Р. |
Таким образом, на основе проведенного анализа теоретических аспектов понятий цепи поставок цепь поставок можно рассматривать как систему взаимодействующих предпринимательских структур в продвижении основных и сопутствующих потоков от источника возникновения до конечного потребителя при выполнении запланированной деятельности в соответствии с поставленными целями. Под взаимодействием предпринимательских структур в цепи поставок понимается процесс, воздействующий на основные и сопутствующие потоки в цепи поставок, направленные на достижение корпоративной цели в конце цепи. Особенно необходимо выявить закономерности функционирования, которые необходимо учитывать при планировании управления, организации, контроле; определить тесноту связи и степень влияния этих процессов друг на друга, а также последствия этого влияния на конечный результат.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml