logo
Региональная экономика / Кн

Система показателей оценки результативности цепи поставок

В настоящее время наблюдается отсутствие комплексного подхода к оценке результативности функционирования прямой цепи поставок, при этом оценка может осуществляться с точки зрения системного или процессного подхода. Во многих работах опубликованных в научной литературе рассматриваются вопросы оценки результативности деятельности предприятий, однако, слабо формализована интегральная оценка всей цепи поставок в целом. В работах Н. Г. Ольве, Ж. Рой, М. Веттера, С. А. Уварова, В. С. Лукинского и многих других авторов оценка осуществляется либо на основе натуральных или стоимостных показателей, однако и те и другие имеют свои недостатки. Однако на сегодня стоит одна из главных экономических задач, создание интегральной оценки результативности цепи поставок, свободной от недостатков монооценок, которая охватывает все области функционирования прямой цепи поставок. При этом необходимо учитывать закономерности протекания всех логистических процессов, оказывающие влияние на формирование результата в цепи поставок.

Трудоемкость и стоимость бизнес-процессов участников в системе цепи поставок увеличивается по различным причинам, например, из-за наличия временных задержек по передаче информации от поставщика покупателю, дублирования информации, перегрузки ресурсов, увеличение времени выполнения заказов и т.д.

В связи с этим возникает необходимость выявления и устранения таких проблемных мест, которые снижают эффективность процессов в цепи поставок. Для этого необходимо провести оценку результативности взаимодействия в цепи поставок и оптимизацию бизнес-процессов.

Успешное функционирование предприятия в значительной степени зависит от точности обеспечения производства сырьевыми ресурсами по показателям количества, качества и времени в цепи поставок на основе единого технологического процесса производственно-транспортной системы, индивидуальной технологии.

Предлагается оценка результативности13 по критериям цепи поставок, и результаты, формируются в конце цепи. При этом отмечается, что характеристиками результативности и производительности логистической системы являются: действенность, экономичность, качество обслуживания заказов потребителей, удовлетворение потребителей, прибыльность и производительность.

Основным условием эффективной системы является умение сохранять равновесие между значениями установленных параметров функционирования системы в определенных пределах, соответствующих заданным режимам, условиям использования, обслуживания, хранения, транспортирования и затратами.

Выбранная для исследований цепь поставок (см. рис. 2) состоит из логистического посредника, поставщика, покупателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации.

Рис. 2 Прямая цепь поставок

При такой организации транспортного процесса транспортная деятельность сориентирована на обслуживание всей цепи поставок и технико-экономические характеристики транспорта определяются из условий функционирования.

Для оценки фактической эффективности разрабатывается система взаимосвязанных показателей результативности логистической деятельности.

Распространены следующие методы оценки эффективности управления: ключевые показатели и система сбалансированных показателей.

Ключевые показатели в терминологическом словаре [23] обозначены как «Logistics key performance» (KPI) и являются центральными показателями результативности.

Система сбалансированных показателей позволяет согласовывать цели деятельности всей системы и контролировать их достижение

При формировании системы показателей необходимо руководствоваться тем, что:

Необходимо отметить, что до сих пор нет общепринятой системы оценочных показателей. Различные авторы выделяют свои показатели (табл. 3), которые находятся в прямой зависимости от критериев выбора различных средств, методов, технологий, условий процессов.

Таблица 3

Оценочные показатели различных авторов

Перечень показателей

Автор

1

2

Надежность доставки; общее время и общее расстояние доставки; затраты на доставку; степень удовлетворенности заказчиков; частота обслуживания; количество убытков и повреждений; наличие специального оборудования; помощь водителей; время на погрузку и разгрузку; общий перемещенный вес; число ошибочных доставок; число ошибок при обработке заказов и управлении ими; размеры и грузоподъемность подвижного состава; профессиональная подготовка водителей; коэффициент использования мощности подвижного состава; средний объем запасов; изменения объема запасов; загрузка складской площади и пространства; доля заказов, удовлетворяемых из запасов; доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов; число недель, в течение которых можно удовлетворять спрос из запасов; оборачиваемость запасов; время выполнения запаса; число обработанных заказов; затраты на каждую складскую сделку; услуги, предоставляемые заказчикам; ошибки при комплектации заказов; повреждения и ущерб; возможность специальных условий хранения

Д. Уотерс

1) издержки: анализ общих издержек; удельные издержки; доля издержек в продажах; затраты на вход поставки; затраты на исходящие поставки; складские расходы; административные расходы; затраты на обработку заказов; прямые затраты на оплату труда; сравнение фактических издержек с бюджетными показателями; анализ динамики издержек; прямая прибыльность продукта; 2) обслуживание потребителей: норма насыщения спроса; дефицит запасов; ошибки при отгрузке; своевременность доставки; недопоставки; продолжительность цикла исполнения заказа; обратная связь с потребителями; обратная связь с торговыми агентами; количество претензий от потребителей; 3) производительность: число отгрузок на одного работника; единицы продаж на доллар заработной платы; число заказов на торгового агента; сравнение с нормативами прошлых периодов; целевые нормативы; индекс производительности; 4) управление активами: оборачиваемость запасов; затраты на поддержание запасов; уровень запасов, кол-во дней на пополнение; устаревшие запасы; рентабельность чистых активов (основных средств); рентабельность инвестиций; качество. 5) показатели качества: частота повреждения продуктов; число претензий о возмещении ущерба: число возвратов товара от потребителей; стоимость возвращенных товаров

Доналд Дж. Бауэрсокс Дейвид Дж. Клосс

Затраты; объем продаж; уровень сервиса; качество гибкости; скорость реакции; оборотные средства; уровень запасов и другие

Д. А. Иванов

Вид груза; объем отправки; время доставки груза потребителю; затраты на перевозки

В. И. Сергеев

Степень удовлетворения потребностей предприятий в перевозках грузов; эффективность использования транспортных средств; эффективность использования погрузочно-разгрузочных средств

А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В.Куликов

Уровень запаса; надежность поставок; время поставок; гибкость

Л. Б. Миротин,

Уровень обслуживания: объем продаж, количество заказов, количество аннулированных заказов, количество возвратов, количество претензий, количество своевременных отправок, количество неполных отправок, количество устраненных недопоставок, количество недопоставок, продолжительность времени недопоставок, величина дефицита, объем запасов в пути; качество обслуживания: вероятность дефицита; норма насыщения спроса; полнота охвата заказами; степень удовлетворения ожиданий потребителя во времени выполнения заказа; бесперебойность выполнения логистических операций; гибкость логистических операций; уровень недостатков обслуживания; надежность обслуживания

Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев, А. Г. Касенов

Действенность; экономичность; качество обслуживания заказов потребителей; удовлетворение потребителей; прибыльность; производительность

Л. Б. Миротин

Надежность цепи поставок

С. А.Уваров

Важной частью экономического анализа является финансовый анализ, который включает оценку по текущему и перспективному имущественному и финансовому состоянию каждого участника цепи поставок; темпам их развития с позиции финансового обеспечения; возможность и целесообразность источников средств и их мобилизации.

Результативность цепи поставок определяется по факту выполнения заказа, качеству оказания доставки груза, удовлетворению потребителей, степени использования ресурсов и затраченных средств на поставку. В результате появляется прибыль и обеспечивается рентабельность цепи поставок.

Многие показатели, например, такие как фондоотдача, увеличение экономической добавленной стоимости можно интерпретировать через получение дополнительного дохода или снижение затрат.

Для оценки результативности цепи поставок рекомендуется следующая система интегрированных оценочных показателей, как более объективно характеризующая результаты функционирования цепи поставок:

  1. Степень использования парка подвижного состава.

  2. Объем поставки.

  3. Объем недопоставок.

  4. Длительность обслуживания заказа.

  5. Надежность цепи поставки.

  6. Объем утилизированного товара.

  7. Гибкость цепи поставки.

  8. Степень изменения затрат в цепи поставки.

  9. Степень изменения цен.

  10. Количество претензий на всей цепи поставок.

  11. Своевременность поставок.

  12. Регулярность поставок.

  13. Показатель использования информационных технологий (ИТ).

  14. Размер заказа.

  15. Годовой спрос.

  16. Процент заказов, выполненных «точно в срок».

  17. Доход цепи поставки.

  18. Прибыль цепи поставки.

  19. Складские затраты.

  20. Закупочные затраты.

  21. Затраты на оформление заказов.

  22. Затраты перевозчика.

  23. Цена товара закупочная.

  24. Цена реализации.

  25. Прочие затраты.

Выбранные показатели с разных сторон характеризуют результаты деятельности при функционировании предприятий в цепи поставок, отвечают их интересам и соответствуют выдвинутым ранее требованиям. Расчет каждого предлагаемого показателя определен известными и существующими методиками, применяемыми в каждом анализе индивидуально.

Формирование модели построено на анализе основных и сопутствующих потоков от источника возникновения до конечного потребителя. Данный перечень оценочных показателей не следует считать исчерпывающим, но он позволяет проводить оценку уровня результативности цепи поставки.