logo
Региональная экономика / Кн

Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования

Наряду с гармонизацией права корпораций применяется второй путь – унификация. Унификация законодательства в ЕС осуществляется посредством принятия регламентов, которые рассматриваются как «наиболее сильное и эффективное средство интеграционного строительства».1 На основе регламентов Совета ЕС создаются новые наднациональные формы юридических лиц, регулируемых непосредственно правом ЕС и получающих равное признание во всех государствах-членах.

Так, среди наиболее значимых в области создания и регулирования деятельности наднациональных форм компаний, объединений и иных форм ведения предпринимательской деятельности следует выделить: Регламенты о создании Европейского объединения по экономическим интересам, об Уставе Европейской компании, о Европейской ассоциации, Европейском объединении взаимопомощи и Европейском кооперативном обществе.2 Комиссия ЕС активно стимулирует развитие законодательных процессов в связи с принятием подобных актов, претворяя в жизнь стремление Европарламента уделять значительное внимание развитию новых европейских организационно-правовых форм.3

Перечисленные общеевропейские организационно-правовые формы являются «проекцией» национальных разновидностей юридических лиц, и их существование обеспечивается санкцией ЕС, который сегодня приобрел многие черты федеративного государства. Весьма характерным является то, что даже соответствующим общеевропейским компаниям сегодня не предоставляется возможность свободного выбора применимого права корпораций из числа правовых систем стран-участниц ЕС. Вместо этого по вопросам, не урегулированным в общеевропейских актах, в субсидиарном порядке императивно подлежит применению национальное право страны, на территории которого находится оседлость соответствующего юридического лица.1

Так, форма Европейского объединения по экономическим интересам (ЕОЭИ)2 и была введена Регламентом от 25 июля 1985 г. N 2137/85.3 Цель ЕОЭИ - создание единого законодательного регулирования, стимулирующего межграничное сотрудничество между компаниями разных государств-членов. Для учреждения ЕОЭИ заключается договор о создании объединения, наделенного правами юридического лица, однако не имеющего права извлекать прибыль для собственных целей. Регламент о создании ЕОЭИ предусматривает вопросы членства в ЕОЭИ, раскрытия информации об объединении и его членах, деятельности органов управления, распределения прибыли, ликвидации и другие вопросы. Однако большие полномочия предусмотрены национальным законодателем в развитии положений о ЕОЭИ. Следует отметить, что ЕОЭИ - не слишком популярная форма ведения предпринимательской деятельности в ЕС в секторе реального бизнеса, она больше распространена в сфере услуг (например, среди юридических фирм). Дело в том, что вопрос о предоставлении ЕОЭИ правосубъектности отнесен на усмотрение национального законодательства. Например, Германия и Италия не признают ЕОЭИ юридическим лицом, следовательно, не представляется возможным утверждать, что такое объединение имеет широкие полномочия в данных странах, а значит, может быть притягательной формой для европейских компаний. К недостаткам присущим ЕОЭИ можно отнести следующие: эта организационно-правовая форма не предоставляет ее участникам преимуществ ограниченной ответственности, она не может быть учреждена для целей получения прибыли или быть холдинговой компанией и не может нанимать более 500 работников.4 В то же время полностью «сбрасывать со счетов» данное экономическое образование не следует. Ведь цели данного хозяйствующего субъекта иные, чем у ЕК. Задачей ЕОЭИ является не концентрация капиталов и создание крупных «европейских» акционерных компаний, а развитие сотрудничества между мелкими и средними компаниями различных государств-членов, составляющими абсолютное большинство в экономическом пространстве ЕС.

Другим наднациональным юридическим лицом является Европейское акцио­нерное общество (ЕАО), или Европейская компания (ЕК). Данная организационная форма обеспечивает возможность беспре­пятственного трансграничного слияния и перемещения по террито­рии Сообщества с коммерческими целями.

В октябре 2001 г. Совет ЕС единогласно одобрил Регламент, содержащий Статут ЕАО, предполагающий создание национальными компаниями новой структуры на европейском уровне на основе модельного устава акционерного общества, регулируемой наднациональным законодательством. Регламент «О Статуте Европейской Компании»1 вступил в силу 8 октября 2004 г. По сути, Европейская компания – обыкновенное акционерное общество, созданное по законам страны места регистрации ЕАО (п. 1 ст. 3 Статута).

Идеи о создании ЕК основаны на уровне Европейского Союза без привязки к национальному законодательству.2 Эти принципы и легли в основу ныне действующего Устава Европейской компании (ЕК), принятого Советом ЕС в 2001 г. на основе Регламента N 2157/2001, а также Директивы 2001/86/ЕС об участии работников в управлении компании, являющейся неотъемлемой частью Регламента.

Европейская компания - это дополнительная организационно-правовая форма к существующим в национальных правовых системах государств-членов. Прежде всего, она выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, т.к. значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения и иных трансграничных операций. Это существенно снижает расходы и позволяет оптимизировать деятельность ввиду отсутствия юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах.

Устав ЕК регулирует вопросы ее создания, осуществления деятельности и прекращения. Остальные вопросы могут регулироваться национальным законодательством государств-членов или учредительными документами (если это предусмотрено в Уставе ЕК), что, безусловно, делает привлекательной форму ЕК, содержащую единые для всех правила.

Иначе говоря, организационно-правовая форма Европейской компании, по мысли ее создателей, должна предоставить европейским хозяйствующим субъектам возможность воспользоваться всеми преимуществами единого внутреннего рынка Европейского союза, в частности при ведении бизнеса, а также проведении реструктуризации на территории нескольких государств - членов ЕС.

Отныне ЕК призвана удовлетворить насущную потребность европейских законодателей и деловых кругов в создании такой организационно-правовой формы юридического лица, которая позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять трансграничные слияния и переносить место нахождения официального административного центра из одного государства - члена ЕС в другое, не прибегая к процедуре ликвидации и повторной регистрации в другом государстве. Кроме того позволяет упрощать административные структуры и снижать уровень административных расходов компаний.1 По замыслам европейских законодателей, ЕК должна стать «флагманом общеевропейского права компании2, дополнительной организационно-правовой формой юридического лица, позволяющей открыть ряд новых возможностей по реструктурированию деятельности европейских предприятий и их выходу на международный уровень.3

Положение о ЕК не является всеобъемлющим документом и представляет собой в значительной степени рамочный акт, так как многие вопросы оставлены на разрешение национальным законодательствам государств ЕС. В то же время на сегодняшний день более десяти государств-членов ЕС уже приняли специальные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и функционирования такого вида юридического лица, как ЕК.1

Еще одним наднациональным правовым образованием является Европейское кооперативное общество (European Cooperаtive Society (англ.)).2 Данная организационно-правовая форма представляет собой в государствах - членах ЕС современное и динамическое юридическое лицо, учрежденное на основах коммунитарного права. В частности, правовой основой для него выступил Регламент Совета ЕС № 1435/2003 от 22 июля 2003 г. «О статусе европейского кооперативного общества»3 и Директива Совета 2003/72/ЕС от 22 июля 2003 г. о дополнении статуса Европейского кооперативного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению.4 Европейское корпоративное общество (далее -SCE) может быть учреждено как физическими, так и юридическими лицами. Кроме того SСE может быть учреждено слиянием уже существующих кооперативов, при этом главным условием является сохранение элемента наднациональности, т.е. субъекты всегда должны иметь происхождение или юридический адрес минимально в двух государствах-членах ЕС. Таким образом, принятие статута SCE значительно упрощает возможность трансграничного ведения бизнеса кооперативными предприятиями.

В 2008 году Европейской комиссией было предложено ввести еще одну организационно правовую форму для небольших (маленьких) и средних предприятий Европейскую частную компанию (англ. European Private Company, лат. Societas Privata Europaea, далее - SPE). Это организационно-правовая форма компании с ограниченной ответственностью, схожая с английской Ltd., австрийской и немецкой GmbH и французской SARL5. Цель данного предложения избавить компании от необходимости постоянной перерегистрации в той же организационно-правовой форме на территории государств-членов, где они осуществляют свою деятельность. С практической точки зрения введение SPE будет означать, что небольшие и средние компании смогут зарегистрироваться вне зависимости от того осуществляют ли они свою деятельность на территории страны регистрации или же в другом государстве-члене. Кроме того, у предприятий появится возможность сэкономить время и деньги на юридических консультациях, управлении и администрировании. Первоначально введение данной формы на всей территории ЕС планировалось с июля 2010 года, но реализация проекта пока невозможна из-за неодобрения со стороны Германии.1

Согласно пресс-релизу, время регистрации новой компании не будет превышать одной недели, а выдача лицензий будет осуществляться не дольше одного месяца.2

Кроме того, Совет ЕС продолжает процесс рассмотрения и согласования проектов еще двух видов наднациональных правовых образований: Европейской ассоциации 3 и Европейского общества взаимопомощи (Европейское общество взаимного кредитования).4

Реализация унификации корпоративного регулирования, посредством конструирования наднациональных организационно-правовых форм юридических лиц частного права представляются не менее интересной и перспективной чем ставший уже традиционным метод гармонизации законодательства о компаниях в условиях региональной экономической интеграции в ЕС. С помощью данного направления унификации может быть устранена основная причина различий в правовом положении юридических лиц государств-членов, которая коренится, главным образом, в том, что каждое государство имеет собственную систему организационно-правовых форм юридических лиц, а уникальные специфические осо­бенности этих систем предопределяют отсутствие связующих звеньев между ними.5