logo
Региональная экономика / Кн

Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий

Современный период развития экономики транспортной отрасли является динамичным, связанным с различными переменами, кризисами, утратами и издержками.

Изменчивость условий обусловливает необходимость применения методов оценки результативности функционирования предприятий, способных оперативно, с минимальными затратами, удовлетворять потребителя в обслуживании его заказа.

В конце 80-х годов XX в. в зарубежных государственных структурах введены понятия «результативность» и «эффективность», которые непосредственно связаны с концепцией «Нового государственного менеджмента» (New Public Management). В данной концепции1 изложено влияние аудиторской работы с использованием объективных критериев оценки. Выделены цели и задачи, которые поставлены перед сотрудниками и являются согласованными с системой оценки эффективности работы в целом.

Рассматривая цепь поставок как систему с взаимосвязанными элементами (интегрированными предприятиями, предпринимательскими структурами), а также в соответствии с требованиями стандарта системы менеджмента качества, где указано о внедрении и применении процессного подхода, любая цепь поставок представляет собой совокупность процессов для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя.

В соответствии со словарем систем менеджмента качества 2008 г. «результативность – степень достижения целей, ожидаемого состояния объекта исследования. Определяется значениями выходных показателей объекта исследования».

Кроме этого в работе1 определено, что эффективность относится к социально-экономической категории, которая характеризует объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами. Авторы разделяют понятия эффекта и эффективности производства, где «эффект – есть его результат, а эффективность – не сам результат, а его отношение к затратам, т.к. эффективность – есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение».

Проф. В. И. Сергеев поясняет, что «производительность (результативность) логистической системы» является «комплексным показателем», который «определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованным в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе».

Д. А. Иванов в своих работах указывает, что основными критериями, характеризующими оптимальные процессы, являются эффективность и результативность, при этом экономическая эффективность цепи поставок является комплексной характеристикой результатов работы цепи поставок с учетом соответствия этих результатов целям, поставленных менеджментом.

Л. Б. Миротин в работе1 указывает, что эффективность логистической системы складывается из системы показателей, характеризующих уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне логистических затрат, а результативность логистической системы определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желательным уровнем результативности.

Для оценки результативности существуют различные подходы, основанные на контроллинге цепи поставок.

Основными методами контроллинга являются SCOR (Supply Chain Operation Reference Model – референтная модель цепей поставок) и BSC (Balanced Score Card – система сбалансированных показателей).

В системе сбалансированных показателей результативность деятельности предприятия должна измеряться не только на основе финансовых показателей, характеризующих прошлое (ретроспективный анализ), но и показателей нефинансовой природы, ориентированных на будущее (перспективный анализ).

Сбалансированность показателей заключается в наличии:

Д. Уотерс считает, что существует четыре основных способа оценки результативности с использованием сравнения: 1) с абсолютными стандартами; 2) с целевыми показателями; 3) с прошлыми стандартами; 4) со стандартами конкурентов. Но лучше, на его взгляд, применять формальные методы, где наиболее общим из которых является бенчмаркинг – сравнение с лучшими образцами.

Д. Д. Бауэрсокс и Д. Д. Клосс2 указывают, что оценка результативности функционирования интегрированных предпринимательских структур в логистической деятельности строится на основании внешних и внутренних ключевых показателях. Основным подходом эффективной оценки является сравнительный анализ передовой практики, где объектами анализа являются системы оценки, процедуры, процесс работы в сопоставимых организациях. Авторы приводят комбинированные методы сравнительного анализа: 1) использование аналитических обзоров, периодической печати и университетских исследований; 2) изучение систем оценки организаций в своей или смежных отраслях с целью поиска совершенствования деятельности; 3) объединение с другими организациями, для систематического обмена данными для анализа, где данный метод является самым эффективным.

Методика комплексной оценки в логистической цепи основана на интегрированной оценке, применимой как к отдельным функциям внутри одной предпринимательской структуры, так и к разным участникам логистического процесса. Такая оценка складывается из «интегральной схемы», представляющей собой итоговые показатели (результаты деятельности) по ряду оценочных показателей (удовлетворение потребителей, время, издержки, активы) и ориентирована на целостные процессы по отдельным операциям.

Джеймс Сток считает, что «совершенствованием цепочек поставок становится реинжиниринг ключевых процессов», указывая на использование данной методики системно. В данном процессе он выделяет три этапа: 1) сбор и анализ информации; 2) выбор участков для повышения результативности; 3) творческое совершенствование.

Контроллинг логистической системы, по мнению В. И. Сергеева, включает в себя измерение «результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций)», которое базируется на ключевых показателях ее эффективности (где KPI, «Logistics key performance», – ключевые показатели результативности логистической деятельности). Процедура заключается в «постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых, стандартных) характеристик и параметров (определяемых на основе измерителей) к текущим значениям этих параметров».

Международный совет по цепям поставок (Supply Chain Counsil, SCC) разработал референтную модель операций в цепях поставок – Supply Chain Operations Reference model (SCOR), которая является комплексом концепций реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга, и концепцию измерения бизнес-процессов. В России Национальный совет по цепям поставок начал работать в 2004 году. Методика SCC состоит в том, что все процессы цепи поставок делятся на этапы, на каждом из которых существуют измерители (ключевые показатели), на основании которых принимаются управленческие решения.

В настоящее время ведутся исследования авторами Колочевой В. В., Батовым А. А., Самородовым В.А., Юдиной Т. А. по методикам оценки результативности процессов. Так, предлагаются данными авторами следующие методики: методика оценки и повышения результативности бизнес-процессов предприятия на основе бенчмаркинга; метод оценки эффективности корпоративного управления, который заключается в сравнении его механизмов, в различных условиях хозяйствования корпорации; методика оценки эффективности системы управления хозяйственной организации и методика оценки результативности функционирования системы менеджмента качества промышленного предприятия предложены на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

Однако до настоящего времени универсальной методики оценки результативности не существовало. Каждая из методик имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2).

Кроме этого, в работах В. И. Сергеева отмечено, что SCOR-модель операций в цепях поставок не освещает ряд важных бизнес-функций: продажи и маркетинг, развитие продукта, исследование и разработка, а также некоторые элементы клиентского сервиса после доставки.

Процедуры оценки и совершенствования результативности функционирования интегрированных участников цепи поставок должны быть, во-первых, согласованными с распределением функций между участниками процесса, учетом дополнительных функций участников, во-вторых, необходима координация взаимодействия пространственно-временных параметров, с учетом затрат на каждом этапе в цепи поставки, в-третьих, необходимы мероприятия по повышению результативности.

В связи с тем, что в отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько трактовок понятия «цепь поставок», то появление разнообразных направлений и методологических концепций в современных научных исследованиях является совершенно закономерным. Одни авторы утверждают, что понятие «цепи поставок» равноценно по значимости с понятием «логистическая цепь», другие авторы – логистическая цепь входит в цепь поставок, и третьи утверждают, что цепь поставок больше, чем логистическая цепь.

Таблица 2.

Преимущества и недостатки существующих методов оценки результативности

Методика оценки

Сущность методики

Недостатки

1

2

3

Реинжиниринг бизнес-процессов

Представляет собой модель бизнес-процессов (в настоящий момент времени и как должно быть) для повышения эффективности деятельности управления

Ограничения при моделировании динамических систем; недостаточная гибкость; отражение только линейных зависимостей, а не взаимосвязи процессов

Бенчмаркинг

Формирование ключевых показателей на основе анализа в аналогичных компаниях, постановка целей

Ограничения при моделировании динамических систем. Сложность в изучении опыта из-за конкуренции

Лучшие практики

Направлены на описание лучших практик управления с использованием информационных технологий, позволяющих достигнуть ключевых показателей

Не гарантируют оптимального решения из-за отсутствия учета специфики процессов

Референтные модели

Являются комплексными моделями, содержащие все предыдущие методики оценки

Сложность разработки; неоднозначность интерпретации результатов; не гарантируют оптимального решения

Разделение этих мнений приводит к двусмысленности данного понятия, кроме того, отсутствует единый подход к оценке результативности цепи поставок. Значительный вклад в исследование оценки результативности цепи поставок внесли следующие ученые: Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев, В. С. Лукинский, С. А. Уваров, Д. А. Иванов, Дж. Д. Бауэрсокс, М. Кристофер, Дж. Р. Сток и многие другие.

В экономических словарях авторов Л. П. Куракова, В. Л. Куракова, А. Л. Куракова и Л. И. Лопатникова понятие «оценка» складывается из определения стоимости, товара, услуги, характеризуется и соизмеряется с эффективностью различных ресурсов. «Результат» [result, outcome] определено как исход, последствие реализации некоторого решения, принятия альтернативы, выбора, а общий термин «результат» [benefits, gains] экономической деятельности есть удовлетворение общественных потребностей в тех или иных благах, т. е. увеличение совокупной общественной полезности. Результативность управления – степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Определяется значениями выходных показателей объекта управления.

В работе Р. Б. Ивуть1 эффективность измеряется соотношением результатов и затрат, построение традиционных логистических систем должно отвечать требованиям эффективности, условиям и связям между логистическими факторами (затратами) и достигнутыми целями (эффектами).

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 результативность есть «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов», «эффективность – это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами».

При определении оценки результативности предлагается учитывать, что это понятие, включающее измерение последствий реализации некоторого решения при продвижении материальных, финансовых и информационных потоков в цепи поставок.

С точки зрения объектного и процессного определения цепи поставок важно сформулировать понятия оценки результативности цепи поставок2.

Таким образом, с позиции процессного подхода, результативность цепи поставок можно понимать, как степень выполнения поставленных целей логистических процессов в цепи поставок при продвижении основных и сопутствующих потоков от первичного источника к конечному потребителю; с позиции объектного подхода, результативность цепи поставок – степень взаимодействия предпринимательских структур, составляющих единую систему по обслуживанию потоков от источника возникновения до конечного потребителя по выполнению запланированной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Существующие в настоящее время методики имеют индивидуальную структуру, основанную на общих принципах экономики и менеджмента. Рассмотрим более подробно некоторые методики.

В работе А. А. Батова3 предлагается методика оценки результативности промышленной корпорации и показателей управленческого учета. Автор предлагает следующее уточнение оценки управления: оценка динамики экономической результативности – это количественная и качественная характеристика степени достижения цели управления менеджера за определенный период через предложенную «матрицу результативности работы менеджера». Однако автор, хоть и предлагает включить в эту матрицу многофакторные комплексные показатели, содержащие в себе финансовые и нефинансовые критерии, отражающие всю деятельность предприятия, данный подход имеет ограниченное применение и оценка результативности имеет место только в некоторых сферах деятельности предприятия: потребительской, внутренней хозяйственной и обучения и развития. Но известно, что отбор факторов и их статистическая отчетность за рассматриваемый период влияют на точность оценки, следовательно, следует отбирать те показатели, которые раскрывают сущность рассматриваемых действий.

Приведенная в работе О. В. Дежуровой1 методика оценивания процессов системы менеджмента качества (СМК) выражается в совместном применении результатов анализа тенденций показателя функционирования и выполнения планового показателя результативности. Автором установлено, что оценку результативности необходимо рассматривать во взаимосвязи с влиянием на нее СМК, т.е. должна оцениваться управляемость процессов. Предложенная методика определения результативности процессов состоит из расчета показателей накопленной информативности.

Представленная методика является информационной, выбранные показатели не в полном объеме описывают элементы системы процессов и очень условны; не определены параметры достижения результативности процессов (это – объемы, время, деньги и др.). Однако эта методика концептуально позволяет подойти к рассмотрению протекания процесса взаимодействия различных структур.

В работе В. В. Колочевой2 предлагаются процедуры оценки и повышения результативности бизнес-процессов предприятия, которые должны быть согласованы между собой и проводиться в определенной последовательности. Оценка должна охватывать различные сферы деятельности предприятия. Установленная автором допустимая норма значения показателя результативности бизнес-процесса определяет мероприятия по повышению результативности бизнес-процессов.

Предложенная автором К. Ф. Механцевой1 методика оценки результативности возможна при условии правильной подготовки содержания обсуждения и проведения совещаний экспертов, так как при использовании интуитивных методов возможны неоднозначности трактовок, отсутствие взаимосвязанности обсуждаемых вопросов и другое. Оценка результативности рассчитывается по показателю, значение которого отличается от установленного условия – (0,0-0,37). Автор предлагает корректирующие действия и другие мероприятия, направленные на восстановление необходимого уровня результативности без уточнений и рекомендаций. Однако автор сформулировал понятие «результативность» бизнес-процесса, которое складывается из степени достижения целей бизнес-процесса и удовлетворенности требований внутренних и внешних потребителей. А также уточнено, что определение взаимосвязей между бизнес-процессами необходимо для построения процессной модели предприятия.

В работе Т. А. Юдиной2 рассмотрен вопрос оценки результативности системы управления хозяйственной организации. Методика основана на оценках эффективности системы управления хозяйственной организации, эффективности финансово-производственной деятельности хозяйственной организации, эффективности эксплуатации продукта у потребителей. Эффективность определяется автором как отношение результата к затратам.

К недостатку предложенного подхода необходимо отнести тот факт, что автор не включил показатели по качеству для проведения оценки результативности системы. Отсутствие данного раздела в методике не позволяет выполнить требования стандарта системы менеджмента качества, как определение показателей оценки результативности, необходимых для управления процессами в хозяйственной организации и соответственно организации в целом.

Таким образом, оценка результативности предприятий различными авторами рассматривается с разных аспектов: