logo
Региональная экономика / Кн

Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона

В расширенном пространстве ЮМР масштабы синергетического эффекта существенно ограничены за счет наличия множества изношенных, морально устаревших и бесперспективных элементов капитала, человеческого фактора и социально-экономической инфраструктуры. Дело могли бы поправить целевые инвестиционные программы федерального и макрорегионального уровня. Однако федеральные программы ориентированы не на инновационную модернизацию хозяйственного пространства, а программы собственно макрорегионального уровня просто отсутствуют. Многократные корректировки ФЦП «Юг России» не обеспечили решения приоритетных задач развития ЮМР, поскольку:

- программа реально ориентируется только на некоторое сокращение существующих различий в социально-экономическом развитии регионов, входящих в состав ЮФО;

- по масштабам инвестиционного участия в развитии макрорегиональной системы ЮМР ФЦП «Юг России» в разы уступает региональной программе развития Республики Татарстан, соответствующей региональной программе развития Республики Башкортостан; если же сравнивать ее с аналогами, действующими в других макрорегиональных системах, то она на порядок меньше, чем ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». При этом ЮМР официально отнесен к наиболее проблемным и нуждающимся в срочной модернизации пространственным образованиям России;

- в составе ФЦП «Юг России» доминируют не меры по инновационной модернизации, нацеленные на интенсивное развитие социально-экономических отношений, а обычные меры затратного характера, которые ближе к прежним «капиталовложениям», нежели к инвестициям. Следует отметить, что доля финансирования НИОКР в последнем варианте ФЦП «Юг России» вообще не обозначена и не запланирована на будущие годы (таблица 1), хотя ЮМР имеет огромный потенциал в данной области. Такая ситуация создает барьер для модернизации экономической системы и при таких условиях невозможен переход на умную, инновационную экономику. И это не индивидуальная черта данной инвестиционной программы, поскольку большинству ФЦП РФ характерны такие же затратные подходы к «освоению» бюджетных ресурсов. Можно сделать вывод о том, что ФЦП РФ в их современном виде отчуждены от процесса развития пространственных систем;

- участие средств федерального бюджета в финансово-инвестиционном обеспечении развития ЮМР последовательно снижается от одного варианта ФЦП «Юг России» к другому. Данное обстоятельство с учетом сохранения прежних параметров формирования региональных бюджетов фактически означает перекладывание бремени инвестиционного обеспечения интеграционного взаимодействия региональных систем на частный бизнес, причем без проведения необходимых согласований интересов и установления степени готовности субъектов бизнеса к такому переложению.

Таблица 1

Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)" по источникам финансирования и видам расходов (млн. руб. в ценах соответствующих лет)

Источники и направления финансирования

Объем финанси­рования, всего

2008

год

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

Всего

129388,96

21472,58

23716,8

27520,86

29009,06

27669,66

Федеральный бюджет,

в том числе:

52100

9000

10000

10000

11000

12100

капитальные вложения

52100

9000

10000

10000

11000

12100

НИОКР

-

-

-

-

-

-

прочие

-

-

-

-

-

-

Бюджеты субъектов Российской Федерации,

в том числе:

10705,34

2122,08

2187,68

1974,16

2248,96

2172,46

капитальные вложения

10705,34

2122,08

2187,68

1974,16

2248,96

2172,46

НИОКР

-

-

-

-

-

-

прочие

-

-

-

-

-

-

Внебюджетные источники,

в том числе:

66583,62

10350,5

11529,12

15546,7

15760,1

13397,2

капитальные вложения

66583,62

10350,5

11529,12

15546,7

15760,1

13397,2

НИОКР

-

-

-

-

-

-

прочие

-

-

-

-

-

-

В процессе проведенных исследований выделена такая характеристика стратегического управления развитием ЮМР, как устойчивая асимметрия между вертикальной и горизонтальной компонентами процесса интеграционного взаимодействия региональных систем. Она, во-первых, способствует торможению эволюционного процесса в пространстве Южного макрорегиона; во-вторых, препятствует утверждению в нем инновационного типа воспроизводства, что, в свою очередь, вызывает необходимость в стратегической коррекции развития пространственной системы Южного макрорегиона. Эта коррекция может быть осуществлена на основе стратегии симметричной интеграции развития системы Южного макрорегиона России.