logo
Региональная экономика / Кн

Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона

Инновации являются эффективным инструментом для решения производственных, экономических и социальных проблем в сферах народного хозяйства. Инновационная деятельность рассматривается как стратегический вектор модернизации страны и долгосрочный приоритет российской экономической стратегии.

В дореформенный период ни в экономической теории, ни в конкретных экономических науках инновационная политика не выделялась в качестве самостоятельного научного направления. Экономические исследования проводились в основном по проблемам функционирования хозяйственного механизма, оптимального функционирования национальной экономики, региональной экономики, управления, программно-целевого планирования, научно-технического прогресса (НТП) и т.п. В то время как в ведущих мировых стран уже во второй половине XX в. инновационный эффект развития национального капитала являлся основным источником роста общественного богатства и непрерывного повышения ВВП на душу населения. В России лишь в годы рыночных преобразований (особенно последние 10-15 лет) проблемы инновационного развития, поиски путей преодоления технологической отсталости посредством эффективного управления инновационными процессами в регионах стали предметом особого внимания экономистов.

Все российские регионы – неодинаковы: по территории и климату, экономическому потенциалу и транспортной обеспеченности, по национальному составу, традициям и обычаям. И, тем не менее, перед всеми ими, без исключения, стоят общие задачи. Это модернизация экономики на основе инновационных механизмов. Формирование инновационного пространства региона является неотъемлемым инструментом повышения конкурентоспособности региональной экономики, увеличения валового регионального продукта, улучшения качества жизни населения.

Необходимость совершенствования институционального механизма повышения инновационности региона и изучения результативного взаимодействия субъектов инновационной деятельности для управления региональной экономикой актуализируется в период всеаспектной модернизации страны.

Впервые Термин «инновация» был употреблен в начале XX века известным австрийским экономистом Йозефом Шумпетером (Schumpeter) при исследовании влияния научно-технических, технологических и организационных изменений (нововведений) на динамику экономического роста в рамках теории цикличности экономического развития. Под «инновацией» Й. Шумпетер1 понимал определенную фазу внедрения новшества, воплощение изобретения, оригинальной идеи в реальном процессе. Классическим можно считать следующее его определение инноваций: непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли он ранее вообще, внедрение новой организационной структуры.

Особую актуальность звучания термин «инновация» приобрел с середины XX века, когда состояние научно-технического потенциала превратилось в основной фактор развития общества, экономического благосостояния и социального благополучия.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как трансформация потенциального научно-технического эффекта в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях, предполагая при этом обеспечение коммерческой эффективности проектов.

Зарубежные ученые (И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Толковый словарь Коллинза определил инновации как «осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового» 1.

Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение2: «инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

В последние годы термин «инновация» наполнился новым содержанием и имеет различные варианты интерпретации. Особенно активно он стал использоваться для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная развитие», «инновационная экономика», «инновационный процесс», «инновационный сценарий», «инновационный прорыв» и т.п.

Инновационный процесс, по мнению американского экономиста Джеймса Брайта, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Инновации или нововведения – один из важнейших факторов развития современного мира, обеспечивающие конкурентные позиции любому хозяйствующему субъекту.

Результатом инновационной экономики является повышение уровня потребительских благ и степени удовлетворения потребностей. Они включают сокращение издержек; разработку и выпуск новых товаров; производство товаров по цепочке: наука — НИОКР — производство — рынок — потребитель; модернизацию производства; появление новых рынков инновационных продуктов; усиление конкуренции между товаропроизводителями и создание выгодных конкурентных преимуществ; высокие темпы экономического роста устойчивые в среднесрочной перспективе и др.

Важно отметить, что между повышением конкурентоспособности и развитием инновационной экономикой прослеживается двойственная взаимосвязь. Внедрение инноваций является конкурентным преимуществом, а достижение высокого уровня конкурентоспособности – активным инструментом механизма внедрения инновационной политики. В совокупности повышение конкурентоспособности и развитие инновационной экономики, проявляя синергетический эффект, обеспечивают экономический рост государства.

Управление инновационной деятельностью имеет особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы ведения бизнеса. Инновационная деятельность создает не только будущий облик хозяйствующему субъекту, определяя его технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, но и основу конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

Понятие «инновация» относится преимущественно к радикальным и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Между тем, инновационность зачастую выходит за рамки организации и в полной мере приемлема как для региона, так и страны в целом. Достаточно привести пример рейтинговой оценки конкурентоспособности стран (ежегодно проводимой Global Competitiveness Report и Всемирным экономическим форумом), где инновационная активность и внедрение инноваций являются одними из определяющих критериев.

Инновационную деятельность на уровне региона можно рассматривать как вид предпринимательства, направленный на использование новых возможностей в целях повышения социально-экономических показателей, формирования благоприятных условий для перспективного и конкурентоспособного ведения бизнеса, обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения качества жизни населения.

Стратегическая цель инновационного развития региона определена как создание эффективной региональной инновационной системы, неразрывно связывающей науку и наукоемкое производство в интересах оснащения реального сектора экономики новейшими технологиями и налаживания в этой связи выпуска конкурентоспособной продукции, что позволит обеспечить достижение экономического роста. Эта система строиться на эффективном использовании рыночных механизмов на принципах:

признания модели инновационного развития хозяйственных систем региона в качестве приоритетной и социально значимой модели, определяющей уровень и темпы роста валового регионального продукта (ВРП);

целенаправленности, предполагающий формулирование целей и задач, которые предложены для реализации к установленному сроку;

экономической эффективности;

конкурсности отбора приоритетных инновационно-инвестиционных проектов;

мультипликации, который устанавливает, что процесс структурных преобразований результативен, если имеет инновационный рычаг, преобразующий относительно небольшие затраты в значительно больший прирост ВРП или прибыли для предприятия.

Эффект мультипликации достигается за счет аккумулирования потоков нововведений, исходящих от новаторов - создателей оригинального научно-прикладного продукта; оптимальное согласование интересов изобретателей, конструкторов, производителей и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источников дохода.

Инновация в пространственной экономике не обязательно должна быть технической или вещественной, она должна отвечать стратегическим целям развития региона. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как создание частно-государственного партнерства и его преимущества вполне очевидны. Во-первых, частный сектор предоставляет источники финансирования и, следовательно, дает возможность высвободить часть средств общественного сектора для других целей, снижая тем самым текущую задолженность и увеличивая возможность заимствования. Возможность привлечения новых источников финансирования особенно важна для осуществления модернизации ветшающей и разрушающейся инфраструктуры. Использование частного финансирования для этих целей означает, что все связанные с этим проектом риски несет частный сектор. Во-вторых, частно-государственные партнерства позволяют общественному сектору привлекать к реализации проекта знания и опыт предпринимателей для минимизации издержек. Данное преимущество может быть особенно важным для небольших муниципалитетов, у которых могут возникать большие трудности с привлечением экспертов. В-третьих, привлечение частного сектора позволяет в большей степени использовать инновационные и эффективные технологии, чем в случае предоставления услуг непосредственно общественным сектором. Именно частно-государственное партнерство позволяет максимально ускорить создание новых и модернизацию действующих инфраструктурных объектов, находящихся в государственной собственности, и имеющих важное значение для пространственной экономики.

Инновация в региональной экономики - это, прежде всего, новая ценность, использование которой способно обеспечить прорыв не только в науке, технике и технологиях, но и в управлении регионом, улучшения его инвестиционного климата, повышения экономической устойчивости уровня жизни населения.

Инновационность региона во многом определяется инновационной активностью организаций, а, следовательно, и видов экономической деятельности (отраслей). В этой связи вполне правомерно считать, что инновационное пространство региона - это совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческой реализацией новвоведений в пределах региональных границ, которое является основой модернизации пространственной экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Переход региональной экономики на инновационный путь развития возможен только при условии построения инновационного пространства региона, которое должно обеспечить объединение усилий государственных органов управления, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических приоритетов развития региона.

Инновации могут служить специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Поэтому именно инновационное пространство региона как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, обладающих мощными поведенческими преимуществами динамизма, внутренней гибкости и быстрого отклика на изменяющиеся обстоятельства, развивающих производство посредством активного использования результатов инновационной деятельности, может рассматриваться в качестве базового элемента регионального экономического пространства.

Инновации, формирующие на уровне региона, не возникают сами по себе. Они - адекватный решающий ответ на происходящие изменения. Можно выделить следующие предпосылки возникновения инноваций:

Самой основной причиной является экономическая среда. Без нее нет доступа к современным уже имеющимся инновациям, технологии, к новой свежей информации, обработав которую рождается новая идея, её воплощение приносит пользу обществу. Достаточно взглянуть на опыт других стран, на их историю и современное положение. В США, к примеру, совокупные расходы на науку достигают 300 млрд. долл. в год, поэтому доля от мирового производства высоко технологической продукции составляет более 36%. Высокие доходы общества и компаний позволяют тратить колоссальные средства на развитие науки на скорейшее получение инноваций.

Эта среда должна быть создана так, чтобы она давала бы инновации для общего блага, а не для роста чистой прибыли определенной компании. Стратегия формирования инновационного пространства региона должна разрабатываться в едином контексте с реформой развития экономики отраслей и государства. Инновационная экономика не может быть эффективной без четкой целенаправленной политики государства и региона, совершенствования организационно-экономического механизма функционирования организаций и реализации новых знаний.