Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
В условиях современного глобального рынка всё более значимую роль играют транснациональные корпорации (далее – ТНК). Термин «транснациональная корпорация» появился в международном обороте в середине 70-х годов ХХ века. По данным Конференции по международной торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), в 1970 г. в мире было 7 тыс. ТНК, в 1976 г. – 11 тыс., в 1990 г. – 24 тыс. В 1993 г. насчитывалось 37 тыс. ТНК с примерно 170 тыс. филиалов, в 2005 г. их число уже приблизилось к 77 тыс., а количество иностранных филиалов ТНК достигло 770 тыс., в 2009 г. - 83 240 с 846 тыс. филиалов. На начало 2009 г. только нефинансовых ТНК в мире насчитывалось около 82 тыс. с 805-ю тыс. зарубежных филиалов.
Сейчас ТНК функционируют практически во всех отраслях экономики, но наиболее значительная их часть - 59,6% - сконцентрирована в сфере производства. ТНК контролируют до половины промышленного производства в мире, 2/3 международной торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. В ТНК занято более 70 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. На 500 ведущих ТНК мира приходится свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями. В целом 500 ТНК контролируют 70% мировой торговли, а 400 компаний - половину всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Общий объем накопленных ПИИ составляет 3,2 трлн. долл.1.
Ряд российских компаний признаются специалистами в т.ч. за рубежом в качестве ТНК. Некоторые из них сформировались еще в Советском Союзе. Так, Российский «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой крупную ТНК в финансовой сфере. Он активно развивает свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу1. По объему активов за рубежом в рейтинг российских ТНК в 2007 г. входят: «Лукойл», «Газпром», «Норникель», «Evraz», «Северсталь», «Совкомфлот», «Русал», МТС, «Вымпелком», «НЛМК», «Приморское МП», «ТНК-БП», «Fesco», ПМХ/КОКС, «Еврохим», «Интер РАО «ЕЭС», «ТМК», «Mirax Group», Группа «ГАЗ», Группа «ЧТПЗ», «Акрон», «Алроса», «Ситроникс», «ОМЗ», Ritzio International2.
В то же время до сих пор не выработано единое понятие ТНК, не определен их правовой статус, этот термин практически не употребляется в российских правовых актах. В экономической литературе при определении категории ТНК большое внимание уделяется такому признаку как международные операции. Так, в экономической энциклопедии3 приводится следующее определение: «Транснациональная корпорация – фирма, осуществляющая прямое зарубежное инвестирование». Идентичную характеристику дает Э.А.Грязнов: «ТНК определяются как фирмы, владеющие или контролирующие активы в двух или более странах»4. В Современном экономическом словаре приводится расширенное определение, в котором признак зарубежной деятельности указывается как основной: «Транснациональная корпорация – фирма, корпорация, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий»5.
Как правило, определения подчеркивают в большей степени географический и политический аспекты существования ТНК, опуская экономический и правовой.
Еще одной проблемой является смешение понятий.
В ряде случаев как синоним ТНК рассматривают международные торговые корпорации/компании (МТК). Устоявшиеся определения относят к МТК компании, на зарубежную деятельность которых падает около 25-30% ее общего объема и имеющиеся филиалы в двух и более станах мира1.
ТНК часто ошибочно, на наш взгляд, идентифицируют с монополией. В одной и той же отрасли могут существовать несколько ТНК, имеющих конкурирующие позиции, а не одна компания, охватывающая весь рынок. Монопольное владение отраслью рынка является возможным, но не необходимым признаком ТНК.
ТНК также воспринимают как многонациональную корпорацию2, т.е. международную компанию, объединяющую несколько национальных компаний ряда государств на производственной и научно-технической основе, характеризуемую наличием многонационального управляющего центра. Но ТНК изначально развивается из единой национальной компании, которая имеет зарубежные активы и ее деятельность выходит за пределы одного государства. Таким образом, понятие ТНК шире, чем многонациональная, т.к. последняя всегда будет относиться к ТНК, но не каждая ТНК является многонациональной.
У ТНК есть общие черты с финансово-промышленной группой (ФПГ). «Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест»3. Но понятия ФПГ и ТНК различны и описывают разные стороны деятельности организации. ФПГ может быть организационной формой существования ТНК, наряду с другими, к примеру: концерн, холдинг и т.п. При этом лишь ФПГ, имеющая характерный признак международной деятельности, может быть признан транснациональной корпорацией.
Ученые-экономисты Ю.Б. Винслав, В.Е. Дементьев, А.Ю. Мелентьев, Ю.В. Якутин, включают ТНК, наряду с крупными компаниями, имеющими дивизиональную структуру, холдинговыми компаниями, ФПГ, консорциумами, контрактными группами в понятие «интегрированной корпоративной структуры» (ИКС), под которой предлагают понимать «группу юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей»1.
Экономист Е.В.Ленский включает ТНК в понятие «конгломерат» - монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем2. Появление этой формы монополистического объединения он относит к началу 70-х г.г. XX в. Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Однако, его характеристика несколько противоречива, на наш взгляд. С одной стороны, он указывает, что главная цель финансовых операций конгломерата - обеспечить быстрый перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные производства и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конгломератов очень неустойчива, они часто распадаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. С другой стороны, он признает, что такие конгломераты как крупнейшие ТНК доказали свою жизнеспособность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка.
Юристы мало обращаются к проблематике ТНК, за редким исключением в рамках других тем1. Наиболее популярной является характеристика, данная проф. Лунцем (со ссылкой на английского правоведа К. Шмиттгоффа): «Экономическое единство при юридической множественности – таково существо многонационального предприятия»2. Таким образом, существенным признаком ТНК называют единство управления при наличии нескольких правосубъектных образований в её структуре, т.е. наличие нескольких юридических лиц.
Характеристика ТНК в правовых документах вряд ли является достаточной и необходимой.
В проекте 1990 г. Кодекса поведения ТНК Комиссия по ТНК при ООН, действующая с 1974 г., предложила определение ТНК как компании через следующие признаки3:
наличие своих единиц (подразделений) в 2 или более странах, независимо от юридической формы и сфер деятельности;
оперирование в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
в ней отдельные единицы связаны собственностью или иным образом так, что одна или более из них может быть способна оказывать существенное влияние на деятельность других, и в частности делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Примечательно, что характеристика ТНК, как указано в этом документе «мягкого права», не зависит не только от их страны происхождения, но и от собственности, включая частную, публичную или смешанную.
Эта Комиссия относит к ТНК организации, имеющие годовой оборот, превышающий 100 миллионов долларов, и филиалы не менее чем в 6 странах, а также обращает внимание на показатель доли продаж, реализуемых за пределами страны-резидента1.
Проект включал 6 разделов: Преамбула (1), Определения и сфера применения (2), Деятельность ТНК (3), Режим ТНК (4), Межправительственное сотрудничество (5), Имплементация Кодекса поведения (6).
Однако в процессе разработки и принятия возникли существенные разногласия между развитыми и развивающимися странами по 3 основным проблемам: определение ТНК, баланс прав и обязанностей ТНК, привязка к международному праву.
Также на уровне проекта осталось другое определение ТНК: «для целей настоящего типового проекта под транснациональной корпорацией понимается юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств, образованное юридическими лицами двух и более государств и осуществляющее постоянную уставную деятельность либо капитальные вложения на территории двух и более государств»2.
Итак, международные организации ТНК описывают чаще всего максимально адаптировано для практической деятельности, опуская многие теоретические стороны, но давая возможность определить, относится ли компания к ТНК, опираясь на ее отчетность.
С 1990 г. ЮНКТАД для характеристики вовлеченности каждой ТНК в экономику зарубежных стран ввела такое понятие, как индекс транснационализации компаний, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации1:
Imp =(Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо) : 3,
где Imp - индекс транснациональности,
Аз – зарубежные активы,
Ао - общие активы,
Пз – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами,
По – общий объем продаж товаров и услуг
Шз – зарубежный штат,
Шо – общий штат работников компании.
Единственным международным документом универсального характера, в котором отражена проблематика ТНК, является Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. В ст.2 Хартии провозглашено: государство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства».
Есть еще Трехсторонняя Декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятую Административным советом Международного бюро труда на его 204 сессии 16 ноября 1977 г. (Женева, 17 ноября 1977 г.) с поправками, принятыми на его 279 сессии 17 ноября 2000 г. (Женева, ноябрь 2000 г.)2, Директива ОЭСР для многонациональных корпораций 2000 г.3, Глобальный Договор ООН от 2000 г.4, Кодекс на основе Директив ОЭСР для транснациональных корпораций. Но они содержат лишь общие положения, своего рода прообраз будущих практических моделей регулирования на уровне ТНК, носят характер рекомендательных требований, сформулированных на международном уровне и предъявляемых к транснациональным корпорациям, не приближают к пониманию природы ТНК.
На наднациональном уровне отметим следующие документы:
Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» (Москва)1;
Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г. (Москва), принятая на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и подписанная Россией совместно с Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной2;
Рекомендации по разработке организационных проектов транснациональных корпораций, одобренные решением Экономического совета СНГ 6 сентября 2000 г.3
В ст.2 Соглашения стран СНГ от 15 апреля 1994 г. главы правительств государств-участников СГН «… признают под понятием «транснациональная корпорация» юридическое лицо (совокупность юридических лиц): имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух или более Сторон; образованное юридическими лицами двух или более Сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией… Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием… Корпорация вправе осуществлять на территориях Сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством».
В сравнении с характеристикой юридического лица по ст. 48 ГК РФ выделим имущественную обособленность, правосубъектность (прямо указан такой элемент, как сделкоспособность), регистрацию. В сравнении с документами международных организаций – наличие в качестве учредителей юридических лиц нескольких государств, наличие имущества на территориях нескольких государств.
В соответствии со ст.2 Конвенция о транснациональных корпорациях 1998 г. ТНК представляет собой:
юридическое лицо (совокупность юридических лиц);
имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств;
образованное юридическими лицами двух и более государств;
зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией 1998 г.
ТНК создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством государства способом. Порядок регистрации ТНК определяется законодательством государства - места ее регистрации. Регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование и организационно-правовую форму корпорации с обязательным включением в него словосочетания "транснациональная корпорация".
Продолжая линию, намеченную в документах международных организаций, Конвенция 1998 г. превносит такую новеллу, как признание ТНК в целом юридическим лицом с конкретной организационно-правовой формой.
В целом Конвенция о транснациональных корпорациях 1998 г. направлена на создание общей для стран СНГ правовой базы формирования крупных корпоративных объединений с участием хозяйствующих субъектов постсоветских республик и легла в основу Рекомендаций 2000 г.
В п.1.3. Рекомендаций по разработке организационных проектов транснациональных корпораций в качестве признаков ТНК указаны:
«присутствие в составе участников (учредителей) ТНК юридических лиц двух и более государств Содружества;
осуществление предприятиями - участниками ТНК инвестиций на территории двух и более государств Содружества;
наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества на территориях двух и более государств Содружества;
наличие международного договора, определяющего принадлежность субъектов (субъекта) хозяйствования к ТНК».
То есть не только восприняты наработки международных организаций и более ранних актов СНГ, но и добавлен аспект, относящийся к международному частному праву (последний признак).
Согласно п.2.1. Рекомендаций, регистрация ТНК (то есть единого субъекта) осуществляется на территории государства Содружества, где расположено головное предприятие (центральная компания).
П.п.2.2.-2.6. Рекомендаций перечисляют документы, представляемые на регистрацию и её условия. Большое внимание уделяется антимонопольному регулированию.
В России частичное регулирование деятельности ТНК присутствовало в Указе Президиума Верховного Совета СССР от января 1987 года, в Законе РСФСР от 4 декабря 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях»1, в Федеральном Законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»2.
Фрагментарные упоминания о ТНК содержатся в: Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. №439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах"3, Постановлении Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан"4, Постановлении Правительства РФ от 2 октября 2006 г. №595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"5, Распоряжении Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.»6, Концепции правовой политики на период до 2008 г. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ), Концепции развития законодательства Российской Федерации на период 2008 – 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ), Концепции развития законодательства РФ на период до 2012 г. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ), Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 1996 г. №4170/941.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml