Оценка инновационного потенциала региона
Термин «потенциал» в расширенном толковании1 звучит следующим образом: «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели». В более узком смысле понятие «потенциал», согласно толковому словарю С.И. Ожегова 1, принято понимать в качестве синонима «возможностям», применительно к какой-либо сфере, «степени мощности» в каком-либо отношении.
М.А. Матвеева2 определяет инновационный потенциал как способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры. Однако данное определение характерно в большей степени для организаций, а не для региона.
Понятие инновационный потенциал региона гораздо шире. Это, прежде всего, источники, возможности, средства создания условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных принципов в эту сферу и ее реструктуризацию, а также готовность воспринять нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.
Инновационный потенциал можно определить как элемент территориальной инновационной подсистемы - совокупности взаимодействующих институтов и субъектов в регионе, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание, воспроизводство, хранение и передачу знаний, профессиональных навыков и технических разработок, с целью обеспечения устойчивого экономического развития региона и повышения качества жизни населения. Это достигается за счет: производства инновационной продукции, технологий и услуг; создания дополнительных рабочих мест; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней в результате увеличения производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; повышения образовательного уровня населения; решения собственных экологических и социальных проблем.
Вопросам оценки инновационного потенциала в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Из способов оценки влияния научно-технического прогресса на развитие региона можно выделить следующие:
- использование для анализа инновационных факторов развития региона методов межотраслевых балансов, разработанных В. Леонтьевым и его последователями1;
- определение конкурентных преимуществ регионов и стран, основанное на исследованиях, проведенных М. Портером2;
- определение инновационных факторов регионального развития с помощью оценки структуры и динамики валового регионального продукта, проводимые академиком А.Г. Гранбергом3;
- SWOT-анализ (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Troubles (опасности));
- SТЕР-анализ (S (социальные факторы), Т (технологические и природные факторы), E (экономические и конкурентные факторы), P (политические факторы)). Данный способ используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты — учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в странах со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды применяют форму анализа РЕSТ, где на первом месте инструменты политики и экономики.
Общий недостаток трех первых методов анализа инновационной активности заключается в том, что они изучают и измеряют не саму причину изменений экономической ситуации, а их следствие. SWOT и SТЕР –анализ устанавливают причины инновационной активности, прогнозируют возможные перспективы и риски.
Международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающие уровень инновационного потенциала страны (региона), например, индекс научно-технического потенциала как составляющую интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны. В качестве другого примера отметим систему показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ, используемую для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставления их с показателями США и Японии. Данная система инновационных показателей включает в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы, генерация новых знаний, трансфер и использование знаний, финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности.
Комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей, во-вторых, наличие статистической базы, которой крайне недостаточно для определения степени готовности региона к созданию, освоению и распространению разного типа нововведений, к реализации результатов инновационной деятельности.
Целью разработки комплексной оценки инновационного потенциала является выработка конкретных практических рекомендаций по стимулированию инновационной активности региона. Рассмотрим методику оценки инновационной активности региона, которая, как правило, проводится в три последовательных этапа.
В первую очередь осуществляется рейтинговая оценка регионов по инновационной активности с использованием следующих статистических показателей1:
1) объем инновационной продукции в процентах к ВВП или ВРП;
2) доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых;
3) внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП;
4) затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП.
Анализ рейтингов инновационной активности осуществляется по двум направлениям: по изменению его значения в динамике и по уровню рейтинга. По изменению рейтинга регионы разделены на следующие группы:
- быстро растущие (повышение рейтинга более 20%);
- плавно растущие (повышение рейтинга в пределах 20%);
- медленно снижающиеся (снижение рейтинга в пределах 20%);
- быстро падающие (снижение рейтинга более 20%);
Следует отметить, что современная статистика, не в полной мере отражает инновационные процессы в экономике и не позволяет осуществлять объективный расчет соответствующих рейтингов и на их базе проводить ранжирование регионов.
В дальнейшем с использованием графического метода определяется интегральный показатель инновационной активности региона, как площадь многоугольника, количество вершин которого соответствует количеству принимаемых в расчет частных характеристик.
Изменение пронормированных значений происходит в диапазоне [0; 1]. Единица соответствует высокому уровню инновационной активности, нуль характеризует регион как неактивный. На основе пронормированных значений строится лепестковая диаграмма, которая является аналогом графика в полярной системе координат и отображает распределение значений относительно начала координат. Площадь многоугольника отражает уровень текущей инновационной активности.
В качестве методического инструментария оценки, с точки зрения активизации инновационности экономики региона, используют систему индикаторов, сгруппированных в пять групп: кадровую, технико-технологическую, финансовую, научную, результативную.
Предложенная совокупность индикаторов является достаточно гибкой, т.к. отражаются все изменения, происходящие в инновационной сфере региона (включая ресурсные и результативные характеристики) и представляется возможным рассмотрение данных показателей в территориальном разрезе.
За эталонные значения берутся те, которые соответствуют наибольшей величине показателя среди рассматриваемых регионов. Это относится ко всем представленным индикаторам кроме степени износа основных средств, так как он имеет обратную зависимость.
На последнем этапе необходимо дать оценку деятельности созданных и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры, которая выступает доминирующим фактором развития инновационных процессов в экономических системах любого уровня.
Инновационная инфраструктура представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки.
На основе проведенной оценки инвестиционной активности регионов разрабатывают рекомендации по созданию отсутствующих и усилению существующих инструментов институциональной среды инновационной модернизации экономики региона.
Результаты анализа дают возможность построить систему обратных связей в управлении инновационными процессами на всех уровнях; организовать мониторинг и оценку эффективности создания региональной инновационной системы в системе национального стратегического развития экономики; определить инвестиционную привлекательность инновационных проектов в регионе, а также влияние инноваций на развитие социально-экономической системы региона.
Наиболее распространенным способом оценки инновационного потенциала региона является метод экспертных оценок с использованием интегрального показателя. Как правило, его используют рейтинговые агентства. Однако сравнить их методику на содержательность не представляется возможным, поскольку круг отслеживаемых агентствами показателей, как и присваиваемые экспертами веса, остаются закрытыми для широкой общественности.
Методика оценки инновационного потенциала на основе экспертного подхода была разработана совместно со специалистами Института экономики РАН. Ее сущность заключается в определении значений базовых показателей инновационного потенциала регионов за определенный период, а затем рассчитываются интегральные показатели исходя из значений базовых показателей и их весов, определяемых группой экспертов.
К базовым показателям (по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) относят:
удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации;
объем инновационных товаров (работ, услуг);
удельный вес числа организаций выполнявших исследования и разработки, в общем числе предприятий и организаций;
удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике;
удельный вес внутренних текущих затрат на исследования и разработки в ВРП;
удельный вес исследователей, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике;
удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике;
удельный вес организаций, ведущих подготовку аспирантов, в общем числе предприятий и организаций;
количество выданных патентов на 10000 занятого населения;
число созданных передовых производственных технологий на 10000 предприятий;
число использованных передовых производственных технологий на 10000 предприятий;
затраты на технологические инновации (% к ВРП);
степень износа основных фондов;
инвестиции в основной капитал на одного занятого в экономике.
Весовые коэффициенты выражаются в баллах, значения варьируют в пределах от 1 до 10 баллов, (1 - балл соответствует наименьшей значимости показателя, 10 - наибольшей).
Весовые коэффициенты базовых показателей инновационного потенциала регионов рассчитываются по формуле:
=
где - агрегированная оценка весового коэффициента, принадлежащему k- му базовому показателю;
L – число экспертов, участвующих в оценке;
– весовой коэффициент, присвоенный k –му базовому показателю L –м экспертом.
Интегральный показатель определяется двумя действиями:
Базовые показатели инновационного потенциала отдельного региона приводятся в сопоставимый вид относительно средних значений по стране.
=
где - среднее по РФ значение k-го базового показателя;
Q – число регионов;
– k –ый базовый показатель I – го субъекта.
Все базовые показатели инновационного потенциала региона делятся на две группы по направлению связи. К группе А относятся показатели, связанные обратной зависимостью с комплексным интегральным показателем, в расчете которого они участвуют (например, уровень изношенности основных средств).
К группе В относятся все остальные показатели, находящиеся в прямой зависимости с интегральным показателем.
Нормирование базового показателя группы А проводится по формуле:
= ─
где - к-ый базовый показатель.
Нормирование показателя группы В рассчитывается аналогично, только без знака «-»
=
Рассчитывается интегральный показатель (ИП):
Другим, менее распространенным способом оценки инновационного потенциала региона является методика кластерного анализа. Его главное назначение - разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные группы, или кластеры. Методы кластерного анализа можно применять в самых различных случаях, даже в тех, когда все сводится к образованию групп просто по количественному сходству 1. Важное преимущество кластерного анализа состоит в том, что он позволяет проводить разбиение объектов не по одному признаку, а по целому их набору. Кроме того, кластерный анализ в отличие от большинства методов не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет рассматривать множество разнородных исходных данных.
В основе положены те же показатели (базовые по Росстату), составляется матрица расстояний и объекты группируются в кластеры по их близкому друг к другу расположению. Таким образом, образуются кластеры с различным уровнем значений показателей (самыми высокими, низкими и т.д.). Целесообразно использовать часто применяемый в кластерном анализе метод Уорда, базирующимся на средних величинах. Для каждого кластера рассчитывается квадратичная евклидова дистанция от средних величин переменных внутри кластера и средних величин переменных, присоединяемых к нему.
Результаты аналитического исследования инновационного потенциала, проведенное методом кластерного анализа, дает возможность классифицировать типы регионов и оценить однородность исследуемой совокупности.
Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития региона. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, поэтому необходима его комплексная оценка.
Инновационный потенциал региона состоит их совокупности разноплановых и в то же время зависимых друг от друга потенциалов, включающих:
научно-технический потенциал;
производственно-технологический потенциал;
кадровый потенциал;
информационный потенциал;
финансовый потенциал;
организационно-управленческий потенциал;
инновационной культуры;
потребительского сегмента потенциала;
природно-ресурсный потенциал;
транспортно-географический потенциал;
социально-демографический потенциал.
Инновационный потенциал региона является сложной пространственной, развивающейся во времени системой, обладающей синергетическими свойствами. Совершенствование структуры инновационного потенциала, а также методов управления им достигается мониторингом инновационных процессов, происходящих на мезоуровне, отражающих влияние факторов инновационного потенциала на результативный экономический показатель развития региона.
В отечественной практике в большинстве российских регионов инновационная подсистема, а соответственно и активность слабо развита (таблица 1), имеют место противоречия между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования, из которых следует особо выделить:
недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;
неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя - инноватора, отток квалифицированных специалистов из подразделений НИР и ОКР промышленных предприятий;
отсутствие значимых стимулов и необходимых финансовых средств для развития инновационной деятельности;
нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и отсутствие инновационной логистики в экономике;
неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности (информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса;
низкая степень координации между академическим и бизнес секторами;
недостаточно высокий уровень НИОКР и непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как фундаментальных, так и прикладных), финансируемых преимущественно из государственного бюджета;
низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги);
неопределенность сроков инновационного процесса и высокий экономический риск;
низкий инновационный потенциал организаций;
невосприимчивость к новвоведениям.
Таблица 1
Инновационная активность организаций, % 1
Регион | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2000 г., +- |
Российская Федерация | 8,8 | 9,7 | 9,9 | 10,0 | 9,4 | 9,3 | 0,5 |
Центральный федеральный округ | 10,0 | 0,3 | 10,4 | 10,0 | 9,4 | 8,8 | -1,2 |
Северо-Западный федеральный округ | 7,7 | 9,4 | 11,0 | 9,8 | 8,9 | 9,5 | 1,8 |
Южный федеральный округ | 7,6 | 8,5 | 8,2 | 8,3 | 7,2 | 6,8 | -0,8 |
Приволжский федеральный округ | 10,1 | 10,8 | 11,4 | 12,8 | 12,5 | 12,8 | 2,7 |
Уральский федеральный округ | 10,6 | 12,4 | 11,2 | 11,5 | 10,1 | 10,2 | -0,4 |
Сибирский федеральный округ | 6,1 | 7,7 | 8,1 | 8,1 | 7,7 | 7,3 | 1,2 |
Дальневосточный федеральный округ | 6,3 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 7,2 | 8,3 | 2,0 |
Факторы, сдерживающие формирование инновационного пространства региона, являются причинами преждевременного завершения конкретных инновационных проектов и низкого уровня инновационности.
Перечисленные факторы можно классифицировать по группам: в зависимости от влиятельного воздействия (внешние и внутренние), другая группа – по значимости для ведения инновационной деятельности (незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий).
К внешним факторам инновационной модернизации пространственной экономики, на основе теоретического обобщения и практического опыта, следует отнести: неблагоприятную налоговую и кредитную политики государства; необоснованные ценовые диспаритеты; географическое положение и природные факторы; высокую долю импорта; низкий уровень государственной поддержки НИОКР и производителей и т.п.
Внутренние факторы включают: недостаток финансовых ресурсов предприятия; высокую степень изношенности материально-технической базы; низкий уровень предпринимательской активности руководителей и специалистов; ухудшение взаимосвязей с научно-исследовательскими институтами и др.
Все факторы между собой взаимосвязаны и в конечном итоге аккумулируются в интегрируемых показателях инновационного потенциала региона и его экономической безопасности. Они формируют инновационный климат на макроуровне, от которого зависит региональная инновационная политика. Согласованность и единый механизм их действия представляют эффективную систему, обеспечивающую создание инновационного пространства региона и конкурентных преимуществ для страны в целом.
Постоянно меняющиеся условия развития регионов, широкая информатизация экономического пространства, информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов и отдельных хозяйствующих субъектов.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml