logo
Региональная экономика / Кн

Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии

Система макрорегиона соответствует качественно новому – метарегиональному уровню организации социально-экономических отношений, складывающемуся между макроуровнем и региональным уровнем пространственной системы современной России. Специфические характеристики макрорегионов обусловлены: императивами укрепления вертикали государственной власти; потребностями структуризации масштабного пространства страны; необходимостью поиска нового способа взаимодействия между федеральным центром и региональными системами России.

Стратегический подход к развитию системы макрорегиона востребован условиями перехода от этапа преодоления последствий трансформационного кризиса и восстановительного роста к этапу устойчивого инвестиционного развития экономики России.

Основными субъектами процесса формирования и реализации стратегий развития отношений на макрорегиональном уровне выступают: федеральный центр; региональные системы, локализованные в пространстве федерального округа; органы государственной власти и управления, складывающиеся в данном пространстве. Полноценной реализации потенциала интеграционного взаимодействия, существующего в расширенном пространстве макрорегиональных отношений, препятствует утвердившееся отождествление административной формы федерального округа и социально-экономического содержания системы макрорегиона. Представляется возможным обозначить два существенных последствия данного отождествления:

- научная недооценка возможностей развития процесса макрорегиональной интеграции, и, прежде всего, недооценка потенциала синергетического эффекта – отождествление административной формы федерального округа и социально-экономического содержания системы макрорегиона предполагает концентрацию внимания не на эффективных капитальных комбинациях, которые могут сложиться в расширенном пространстве взаимодействия, а на дополнительных возможностях административного воздействия на региональные системы;

- практическая редукция социально-экономической политики государства, выражающаяся в ориентации программ развития макрорегионального пространства на удовлетворение текущих потребностей отдельных регионов, входящих в расширенное пространство федерального округа.

В пространстве макрорегиона сохраняются и устойчиво воспроизводятся все препятствующие действительному интеграционному взаимодействию следующие барьеры:

- специфические административные барьеры, которые обусловлены деятельностью института государственной власти на региональном уровне (в пространственной системе России каждый регион-субъект отражает или прямо копирует федеральный уровень власти, стремясь к созданию квази-атрибутов «региональной независимости» - региональные границы, пункты контроля, посты, разрешения и запреты на перемещение ресурсов и результатов хозяйственного процесса, ограничения для въезда и проживания населения, прибывающего из-за пределов региона и т.п.);

- специфические рыночные трансформационные барьеры, которые обусловлены либерализацией хозяйственного пространства и временным ослаблением в нем института государственной власти регионального уровня.

Макрорегиональная система оправдывает свое создание тогда, когда способствует снижению и преодолению указанных межрегиональных барьеров.

Существующие в расширенном пространстве региональные системы обладают своим обособленным экономическим потенциалом: ресурсной базой; функционирующим капиталом; человеческим фактором; социально-экономической инфраструктурой и др. Если элементы указанного потенциала не выходят за пределы существующих в расширенном пространстве региональных систем, то задача интеграционного взаимодействия не решается. Макрорегиональная система утверждает себя по мере утверждения единого интегрального воспроизводственного процесса, ориентированного на расширенное пространство взаимодействия. Такому новому качеству организации воспроизводственного процесса соответствуют и качественно новые формы организации экономических субъектов в расширенном пространстве макрорегиональных отношений. Речь идет о создании метасубъектов, к которым следует отнести:

- макрорегиональные корпорации, функционирующие с выходом за пределы отдельных регионов и использующие все возможности расширенного пространства макрорегионального характера;

- субъекты не корпорированного малого и среднего бизнеса, активно использующие расширение возможностей для взаимодействия в макрорегиональном пространстве;

- так называемых «глобальных игроков» (ТНК, международные организации, гиперкорпорации, стремящиеся перейти на уровень ТНК и др.), которые создают в пространстве макрорегиональной системы свои филиалы, представительства, осуществляют масштабные инвестиции;

- частно-государственные партнерства (ЧГП), которые создаются специально для соединения экономического потенциала государства и бизнеса.