Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
Система макрорегиона соответствует качественно новому – метарегиональному уровню организации социально-экономических отношений, складывающемуся между макроуровнем и региональным уровнем пространственной системы современной России. Специфические характеристики макрорегионов обусловлены: императивами укрепления вертикали государственной власти; потребностями структуризации масштабного пространства страны; необходимостью поиска нового способа взаимодействия между федеральным центром и региональными системами России.
Стратегический подход к развитию системы макрорегиона востребован условиями перехода от этапа преодоления последствий трансформационного кризиса и восстановительного роста к этапу устойчивого инвестиционного развития экономики России.
Основными субъектами процесса формирования и реализации стратегий развития отношений на макрорегиональном уровне выступают: федеральный центр; региональные системы, локализованные в пространстве федерального округа; органы государственной власти и управления, складывающиеся в данном пространстве. Полноценной реализации потенциала интеграционного взаимодействия, существующего в расширенном пространстве макрорегиональных отношений, препятствует утвердившееся отождествление административной формы федерального округа и социально-экономического содержания системы макрорегиона. Представляется возможным обозначить два существенных последствия данного отождествления:
- научная недооценка возможностей развития процесса макрорегиональной интеграции, и, прежде всего, недооценка потенциала синергетического эффекта – отождествление административной формы федерального округа и социально-экономического содержания системы макрорегиона предполагает концентрацию внимания не на эффективных капитальных комбинациях, которые могут сложиться в расширенном пространстве взаимодействия, а на дополнительных возможностях административного воздействия на региональные системы;
- практическая редукция социально-экономической политики государства, выражающаяся в ориентации программ развития макрорегионального пространства на удовлетворение текущих потребностей отдельных регионов, входящих в расширенное пространство федерального округа.
В пространстве макрорегиона сохраняются и устойчиво воспроизводятся все препятствующие действительному интеграционному взаимодействию следующие барьеры:
- специфические административные барьеры, которые обусловлены деятельностью института государственной власти на региональном уровне (в пространственной системе России каждый регион-субъект отражает или прямо копирует федеральный уровень власти, стремясь к созданию квази-атрибутов «региональной независимости» - региональные границы, пункты контроля, посты, разрешения и запреты на перемещение ресурсов и результатов хозяйственного процесса, ограничения для въезда и проживания населения, прибывающего из-за пределов региона и т.п.);
- специфические рыночные трансформационные барьеры, которые обусловлены либерализацией хозяйственного пространства и временным ослаблением в нем института государственной власти регионального уровня.
Макрорегиональная система оправдывает свое создание тогда, когда способствует снижению и преодолению указанных межрегиональных барьеров.
Существующие в расширенном пространстве региональные системы обладают своим обособленным экономическим потенциалом: ресурсной базой; функционирующим капиталом; человеческим фактором; социально-экономической инфраструктурой и др. Если элементы указанного потенциала не выходят за пределы существующих в расширенном пространстве региональных систем, то задача интеграционного взаимодействия не решается. Макрорегиональная система утверждает себя по мере утверждения единого интегрального воспроизводственного процесса, ориентированного на расширенное пространство взаимодействия. Такому новому качеству организации воспроизводственного процесса соответствуют и качественно новые формы организации экономических субъектов в расширенном пространстве макрорегиональных отношений. Речь идет о создании метасубъектов, к которым следует отнести:
- макрорегиональные корпорации, функционирующие с выходом за пределы отдельных регионов и использующие все возможности расширенного пространства макрорегионального характера;
- субъекты не корпорированного малого и среднего бизнеса, активно использующие расширение возможностей для взаимодействия в макрорегиональном пространстве;
- так называемых «глобальных игроков» (ТНК, международные организации, гиперкорпорации, стремящиеся перейти на уровень ТНК и др.), которые создают в пространстве макрорегиональной системы свои филиалы, представительства, осуществляют масштабные инвестиции;
- частно-государственные партнерства (ЧГП), которые создаются специально для соединения экономического потенциала государства и бизнеса.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml