logo
Региональная экономика / Кн

Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии

Анализ ФЦП «Юг России» показал, что, несмотря на многократные корректировки, программа не обеспечила решения приоритетных задач развития ЮМР, в силу следующих обстоятельств:

1) ФЦП не учитывает принятую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020 годы), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г № 1662-р. В дальнейшем это противоречие будет усиливаться, так как идет процесс пересмотра и корректировки данной концепции;

2) ФЦП не учитывает изменение структуры ЮФО (в 2010 г из состава ЮФО был выделен СКФО на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г № 82). Целесообразно сконцентрировать финансовые ресурсы Программы на ЮФО и исключить из нее Северный Кавказ, поскольку ключевым инструментом реализации стратегии развития этого региона станет Государственная программа «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на 2012 - 2020 годы»;

3) эта и некоторые другие ФЦП не закладывают в основу концепции развитие межрегиональной социально-экономической интеграции, создание элементов макрорегинальной инфраструктуры, рост количества макрорегиональных проектов, оформление и становление эффективного макрорегиона.

4) программа ориентируется только на некоторое сокращение существующих различий в социально-экономическом развитии регионов, входящих в состав ЮФО;

5) в составе ФЦП «Юг России» доминируют не меры по инновационной модернизации, нацеленные на интенсивное развитие социально-экономических отношений, а обычные меры затратного характера, которые ближе к прежним «капиталовложениям», нежели к инвестициям;

5) в ФЦП «Юг России» не сформированы репрезентативные индикаторы и показатели социально-экономической эффективности реализации программ.

На основании проведенного анализа представляется целесообразным формирование концепции универсальной Федеральной целевой программы социально-экономического развития макрорегионов России.

Предложенная авторами концепция целевой программы социально-экономического развития макрорегионов России должна обеспечить корреспондируемость целеполагания развития макрорегионов с приоритетными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и системный подход к социально-экономическому развитию территорий на основе их сбалансированной макрорегиональной структуры.

Научную основу универсальной программы составили представления о макрорегионе как пространственной системе, складывающейся в длительном процессе интеграции нескольких региональных систем; субъектах макрорегиона как субъектах РФ, формирующих расширенное пространство макрорегиона; цели формирования макрорегиона, в качестве которой выступает обеспечение устойчивого повышения благосостояния граждан и динамичного социально-экономического развития территорий за счет качественно новой организации воспроизводственного процесса, в котором переплетается экономический потенциал (ресурсная база, функционирующий капитал, человеческий фактор, социально-экономическая инфраструктура и др.) региональных систем, входящих в расширенное пространство макрорегиона.

Программа построена с учетом следующих принципиальных положений:

- стимулирование появления и реализации межрегинальных (макрорегинальных) инвестиционных проектов;

- выбор инвестиционных проектов с учетом, как экономической эффективности, так и экологической безопасности;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;

- концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение и обеспечивающих максимальный рост производства в макрорегионе;

- финансирование за счет средств федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется за счет частных инвестиций;

- стимулирование софинансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и оказания социальных услуг;

- обеспечение равномерности развития субъектов макрорегиона;

- гибкость механизма ресурсного реагирования на диспропорции в развитии субъектов макрорегиона.

Для оценки эффективности реализации Программы предложено использовать систему показателей и индикаторов: прирост частных инвестиций на единицу государственных инвестиций; прирост макрорегиональных проектов (кол-во; руб); прирост инновационных проектов (кол-во; руб); денежные доходы на душу населения (руб); средняя номинальная заработная плата (руб/м-ц); объем валового макрорегионального продукта (ВМРП) (руб); прирост количества созданных промышленных предприятий (кол-во); прирост объема производства ключевых отраслей макрорегиона (руб); прирост доходов бюджетов субъектов макрорегиона на душу населения (руб); прирост объема инвестиций в основной капитал на душу населения (руб); уровень безработицы (проц.); строительство учреждений здравоохранения (ввод койко-мест); строительство и реконструкция образовательных учреждений (ввод ученических мест); равномерность роста показателей субъектов макрорегиона; относительные диспропорции в показателях субъектов макрорегиона и их динамике.

Интегральная оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой уровней целевых показателей и индикаторов и реально достигнутых результатов.