logo
Региональная экономика / Кн

Существующие практики оценки результативности цепи поставок

Основным условием эффективного функционирования цепи поставок является, прежде всего, заинтересованность в ней всех ее участников: поставщиков, производителей, потребителей, перевозчиков и других посредников. Эта заинтересованность регулируется рыночными отношениями и определяется эффективностью самой системы и распределением эффекта между ее участниками.

На конечный результат функционирования цепи поставок оказывает влияние ряд взаимосвязанных факторов, к которым относятся наличие стабильных заказов, постоянный спрос на продукцию, качественные, надежные поставки и другие.

Интеграция участников цепи поставок и товародвижения необходима для поддержания непрерывности и бесперебойности движения товаров, снижения совокупных издержек во всей цепи поставок, от поставщика к потребителю, при удовлетворении запросов клиентов по качеству товаров и услуг, максимизации синергетического эффекта.

В настоящее время разными авторами приводятся различные виды управления цепями поставок, основанные на оценке стоимости и эффективности работы предприятий.

Так, оценка результативности на промышленных предприятиях ООО «Импульс», ОАО «ЛУКойл-Интер-Кард» складывается на основании анализа статистики отклонений фактических результатов от плановых. Юдина Т.А. отмечает, что данная процедура позволяет оценить полученные результаты с трех аспектов: положительных (фактические результаты больше плановых), отрицательных (меньше) и нейтральных (фактические результаты равны плановым); кроме того, проводится сравнительный анализ числа структурных подразделений системы управления и числа структурных подразделений аналогичной (эталонной) хозяйственной организации, а также анализ результатов и затрат функционирования деятельности функциональных подсистем системы управления хозяйственной деятельности.

Колочева В.В. указывает, что первый шаг в оценке результативности бизнес-процессов предприятия должен осуществляться через формирование плановых и фактических значений каждого бизнес-процесса. Оценка результативности процессов в ее работах проводилась на предприятии ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ», партнером по бенчмаркингу выбрано предприятие ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ». С помощью экспертных оценок создаются веса каждого бизнес-процесса, а с помощью математической модели определяются веса интегральных критериев. Определяется уровень результативности системы бизнес-процессов и проводится бенчмаркинг, разрабатываются мероприятия для совершенствования того или иного бизнес-процесса.

Предложенная оценка результативности системы менеджмента качества В. А. Самородовым1 апробирована на промышленных предприятиях, где была проведена экспериментальная проверка методики оценки в ОАО «Алмаз» (г. Котовск), в ОАО «Промтекстиль» (г. Воронеж). Для определения результативности процесса устанавливаются фактические и плановые значения показателя по каждому процессу системы менеджмента качества промышленного предприятия. Оценка результативности всей системы менеджмента качества формируется на основании блоков вычисления и сравнения базовых и вычисляемых значений результативности процессов. По каждому процессу вычисляется результативность и сравнивается с начальной результативностью для разработки и проведения корректирующих и/или предупреждающих действий.

Батов А. А. оценку результативности промышленной корпорации формирует на основе показателей управленческого учета на примере промышленных предприятий Удмуртской республики, а именно ОАО Концерн «Аксион». Основными функциями данной корпорации в работе выделены: проведение операций с ценными бумагами, торговая деятельность, финансовая и инвестиционная деятельности и др.

Основным этапом в работе является статистическая оценка результатов. Определяется норма роста всех показателей через сравнение фактической динамики показателей и эталонной, где при совпадении фактического порядка темпа роста показателя с эталоном данный показатель не требует корректировки.

Диагностический анализ результатов деятельности грузового автотранспортного предприятия ООО «Технолизинг», ООО «ТКФ ГРУПП», ОАО «ТранКК», ОАО «ГАТП №6» применяется модель диагностического анализа результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий и включает корреляционный и регрессионный анализы1. Диагностический анализ в работе представлен как «система научных знаний и область практической деятельности, которая имеет целью исследование показателей, характеризующих результаты работы предприятия, для выявления обстоятельств, влияющих на ход его деятельности, определения возможных перспектив его развития и для оценки последствий принятия текущих управленческих решений», где целью диагностического анализа является повышение результатов деятельности предприятия.

Автор проводит оценку на основе существующего финансового состояния выбранного грузового автотранспортного предприятия, которая осуществляется в форме интегральной оценки на основе сводных критериев скорингового анализа, с учетом нормативов, разработанных специально для автотранспортных предприятий.

В модели применяется экспертный метод для определения факторов – показателей макро- и микросред. Все показатели делятся на две группы: исходные и аналитические. Аналитические показатели определяются методом экспертных оценок. Диагностический анализ результатов деятельности определяется по финансовой диагностике, экономической диагностике и рейтинговой оценке.

Оценка результативности цепи поставок предполагает определение совокупного эффекта от совместного функционирования предприятий по оказанию услуг потребителю.

Особенности оценки результативности функционирования участников цепи поставок состоят в том, что определяется интегральный результат в целом за определенный период, когда в результате расширения услуг и товаров происходит и количественный рост конечного полезного эффекта, и изменение показателей затрат.

Оценка результативности является основным элементом мониторинга, анализа, контроля и управления цепью поставок, основной проблемой и целью изучения данного явления.

Методика анализа и оценки результативности бизнеса использована в практической деятельности Некоммерческого партнерства «Российский институт директоров» при оказании услуг по формированию годовых отчетов компаний ОАО «Еврохим», ОАО «Ютэйр», а также в РАО «Газпром», ОАО ДОК «Красный Октябрь», ОАО «ЮграФарм», ОАО «Югорская лизинговая компания»1. При выборе показателей одним из условий автор отмечает возможность объективной оценки этих показателей, т.е. сравнение отобранного показателя с базовым уровнем, который является нормативом. Нормативом также могут быть фактические данные предыдущих периодов, либо иные значения. В случае отсутствия таких данных автор считает оценку результативности субъективной.

Автором предложена методика трансформации аналитических данных, используемых для оценки и прогнозирования результативности деятельности организации, где важным элементом методологии является ее композиция и этапы реализации, определяемые многими факторами. В основе данной методики разработана и предложена многокомпонентная аналитическая модель оценки результативности деятельности коммерческой организации, в которой определены характеристики данной модели (например, информационность, трансформационность, адаптивность, сопоставимость оценочных показателей в динамике и другие).

Оценка результативности процессов для определения степени выполнения запланированной деятельности, характеризующая состояние системы в целом изложена в работах Дежуровой О.В. Разработанная автором методика оценивания процессов системы менеджмента качества, на основе совместного применения результатов анализа тенденций показателя функционирования и выполнения планового показателя результативности, была апробирована на двух предприятиях Омского региона машиностроительной отрасли. В исследование включены данные основных процессов во взаимосвязи с факторами, которые оказывают влияние на их результативность – «взаимодействие с потребителями», «взаимодействие с поставщиками», «производство», «хранение, отгрузка и доставка». Автором установлены границы результативности процесса, которые определяются из расчета допустимого уровня отклонения фактического показателя результативности от планового. Влияние совокупности дефектов на результативность данных организаций находится путем расчета показателей накопленной информативности. Для установления соответствия влияния данных показателей на результат деятельности расчетные показатели накопленной информативности в данной методике расположены в порядке убывания. Сравнение данных о результативности процессов, их управляемости и значимости выявленных несоответствий проводит аудитор, а затем он делает выводы и рекомендации, оценивает необходимость вмешательства высшего руководства в процессы системы менеджмента качества.

Разработанная и предложенная методика1 формирования механизма рейтинговой оценки деятельности подразделений предприятий основана на механизме рейтинговой оценки и включает условие выставления рейтинга – входной, основной, повышающий рейтинги не должны превышать по баллам основной рейтинг, формируемый экспертами.

В результате оценки деятельности в ООО «Супермаркет» торговый комплекс «Омич и К», ООО ТД «Речник» и ИП Бикулова М.Б. магазин «Продукты» автором были выявлены наиболее проблемные стороны деятельности подразделений и деятельности обследуемых структур. Результаты были представлены в наглядном виде на математической оси координат с определением проблемных зон: показатели, имеющие критические, проблемные значения, показатели благополучия и показатели пограничные. Экспертами оцениваются показатели – результат деятельности, и затраты, связанные с этой деятельностью с помощью рейтинговой системы. Выявляются проблемы и разрабатываются мероприятия по решению выявленных проблем.

Показатели, основанные на статистических данных, являясь неотъемлемой частью любой системы управления, отражают не только степень достижения целей организации – получение максимальных в данных условиях конечных результатов деятельности за единицу ресурсов собственного потенциала, но и позволяют решать задачи дальнейшего совершенствования всей организации как системы. В современной экономике, в отличие от капиталистической, где на первом плане являлась максимизация прибыли и других финансовых показателей (рентабельности капитала, финансовой устойчивости, стоимости компании и т.д.), проявляется устойчивое развитие всей системы, изменяются цели организации и, как следствие, показатели их отражающие.

Статистика современной организации, опираясь на учет (измерение) и формируя анализ (оценку), образует численно выраженную конструкцию предприятия, позволяющую реализовать ее адекватную математическую модель, придавая гибкость управлению организации и повышая тем самым скорость развития.

Таким образом, оценка результативности разрабатывается под частные случаи и конкретные задачи. Однако представленные методы и модели оценки не позволяют оценить глубину происходящих изменений, которые заключаются в исследовании укрупненных показателей, имеющих отношение к функционально-логистической области либо к области системы менеджмента качества.

Анализ научного и практического опыта в подходах к оценке результативности цепи поставок показал наличие разных аспектов, инструментов и методов оценки результативности цепи поставок; актуальность вопроса по оценке результативности и дальнейшего развития этого направления в России.

Различные цепи поставок с позиции функционирования цепи поставок направлены на улучшение, совершенствование управления бизнес-процессов.

Управление бизнес-процессами в цепи поставок является новым научным направлением, в котором в качестве объекта управления выделяется бизнес-процесс, интегрирующий основные и сопутствующие потоки, системы и их элементы.