Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
Создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных структур и сфер деятельности. Главным инструментом активизации инновационной деятельности является государственная поддержка.
Выделим основные причины необходимости государственного регулирования и воздействия на инновационные процессы 1:
Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Развитие науки и техники приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация представителей различных областей науки и техники также требует дополнительных расходов.
Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум и наличии достаточно емкого рынка, что связано с возрастанием расходов на НИОКР, увеличением доли условно постоянных затрат. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала. Согласно некоторым исследованиям1, соотношение между расходами на фундаментальные, прикладные исследованиями и внедрение НИР в производство находятся в соотношении 1:10:100.
Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. Кроме того, гипертрофированная самостоятельность хозяйствующих субъектов может привести к несовместимости различных звеньев технологических цепей, что в нынешних условиях так же сопряжено с крупными экономическими потерями.
Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе - например, фундаментальные исследования, с успешным осуществлением которых связано большинство инноваций.
Инновационные проекты в большинстве случаев характеризуется повышенной неопределенностью результата, вследствие чего требуются дополнительные стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потер в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел инновационный проект альтернативным, то есть менее рискованным способам вложения капитала.
Экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта.
Существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем, а также патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление этого стремления в острый конфликт с интересами общества в целом.
Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делают их недоступными для бизнеса и массового потребителя. Отсутствие внешней поддержки платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих большое значение для экономики в целом.
Слабая защищенность прав собственности на инновационную продукцию и необходимость единого подхода ее нормативно–правовой обеспеченности.
Государство может влиять на инновационный бизнес прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относят: снижение «цены» капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а так же облегчения доступа к нему. Здесь следует выделить меры, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области научных исследований, а так же сотрудничество университетов с промышленностью.
Косвенные методы включают налоговое и амортизационное регулирование, кредитную и финансовую политику, ценовое регулирование, протекционизм, политику в области образования и подготовки профессиональных кадров, создания научно-технической инфраструктуры.
На федеральном уровне до сих пор не принят закон о поддержке инновационной деятельности. Действующие законодательные акты почти не учитывают реально существующие экономические и социальные условия, правовое регулирование в сфере инновационной деятельности не имеет комплексного характера. По большей части законодательные акты, связанные нормативно-правовым регулированием инновационной деятельности, являются несогласованными между собой и, хотя и определяют общие, наиболее принципиальные положения, однако не регламентируют инновационную деятельность как логический инновационный процесс, направленный на ускорение экономического развития страны. В результате по инновационности экономики Россия по-прежнему отстает от развитых стран в 2-2,5 раза. В российской практике имеет место преимущественно налоговое стимулирование инновационной деятельности, в частности предоставление инвестиционного налогового кредита, амортизационной премии на вводимые объекты основных средств, что крайне недостаточно для создания конкурентных преимуществ в области инноваций на мировом рынке.
В развитых и динамично развивающихся странах имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике на справедливой и экономически обоснованной правовой основе сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:
- государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
- целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);
- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
- бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);
- снижение уровня налогообложения для предприятий действующих в инновационной сфере, в т.ч. исключение из налогообложения затрат на НИОКР, налоговые каникулы, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);
- законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);
- государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);
- создание широкой сети фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами предприятий (во всех развитых и развивающихся странах);
- создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);
- создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных МСП (США, Япония, Индия, Китай и др. страны).
Проанализировав мировую ситуацию на рынке инноваций, можно сделать вывод, что практически везде решающую роль в формировании инновационного климата играет государство. Оно либо ускоряет инновационные процессы, либо тормозит их своими действиями.
В настоящее время инструменты государства в развитии региональных инноваций имеют как возможности, так и пределы эффективности. Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании организационно-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.
Поддержка инновационной деятельности в России со стороны государства в основном осуществляться в виде:
1. Прямого участия государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.
2. Предоставления субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования. Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.
Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.
Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание — он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.
3. Обеспечения частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.
В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам власти, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Особо важную роль здесь приобретает формирование регионального инновационного пространства, включающего предприятия, поддерживающие местную инфраструктуру поставок, знаний и организации распространения технологий, которые в совокупности отвечают требованиям доминирующих отраслей, а также создание благоприятных условий среды для нововведений.
Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую устойчивость. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности, которые представлены в региональных программах стимулирования инновационной деятельности. Такая программа, как правило, содержит следующие разделы 1:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе.
Система и структура целей на уровне региона должна быть разработана на основе следующих принципов:
- вытекать из общей концепции научно- технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;
- сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;
- исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;
- осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок.
3. Пути и средства достижения целей, которые дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).
4. Виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.
5. Ожидаемые результаты инновационной деятельности в регионе.
Региональные механизмы стимулирования инновационной деятельности будут зависеть от специфических условий институциональной среды конкретного региона, между тем их можно систематизировать в следующие укрупненные блоки:
- создание условий для развития инновационной деятельности, включающее содействие техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий, кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей, реализации инновационных проектов и повышения эффективности производства, формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности;
- ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития, базирующееся на развитии территорий производственных зон, инженерном, энергетическом и транспортном обеспечении субъектов инновационной деятельности;
- взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики;
- информационная поддержка инновационно-технологического развития.
В выборе приоритетов формирования регионального инновационного пространства можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии НТП, достижение целей его социально- экономического развития, создание благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml