Значение налогового потенциала в управлении регионом
Управление в регионе, применительно к субъекту его осуществляющему, – это целенаправленная деятельность того или иного полномочного органа власти, направленная либо на поддержание существующего порядка на территории, либо на его изменение. Поэтому под управлением социально-экономическим развитием региона следует понимать комплекс конкретных мер по планированию и регулированию социально-экономических процессов в регионе, с целью повышения уровня жизни населения региона, роста его бюджетно-финансовой обеспеченности и обеспечения соответствующего вклада в экономику страны. [3]
В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части, что в свою очередь вносит искажения в расходную часть. Так, исследование, проведенное М.И. Яндиевым, выявило, что применяемые методы и подходы прогнозирования доходной части бюджетов не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные, региональные и федеральный бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.
Как в теории, так и на практике, разработкам механизма бюджетного планирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране уделяется незаслуженно мало внимания.
Подтверждением этого может служить факт отсутствия единого подхода к оценке доходных возможностей региональных образований, в то время как в условиях усиления роли региональных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в России возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения. Поэтому прогнозирование доходов региональных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.
Следует отметить, что практически все органы власти стремятся занизить свою доходную часть. Это выгодно. Во-первых, можно “аргументировано” просить у вышестоящего органа власти больше финансовой помощи. Во-вторых, появляется возможность не платить по долгам, уверяя кредиторов в том, что денег в бюджете едва хватает на бюджетников.
В методологии налогового планирования важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Налоговый потенциал – это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Выделяют фактический и оптимальный налоговый потенциал. Таким образом, налоговый потенциал отражает уровень социально-экономического развития территории, в связи с чем достижение оптимального уровня налогового потенциала является одной их важнейших задач налоговой политики государства.
Налоговый потенциал следует различать по ряду критериев:
- уровням бюджетной и налоговой системы;
- группам налогов;
- видам налогов;
- субъектам хозяйствования;
- отраслям экономики, видам экономической деятельности;
- объему: фактический и оптимальный налоговый потенциал.
Оценка налогового потенциала представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет. При оценке налогового потенциала необходимо учитывать следующие основные институциональные ограничения:
- совокупный объем финансовых ресурсов;
- действующее правовое налоговое поле;
- действующую систему налогообложения;
- избранную налоговую политику. [4]
В системе управления социально-экономическим развитием региона существует понятие «налогового потенциала региона», которое используют для определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты и межбюджетного (финансового) выравнивания по регионам.
Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:
1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.
Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.
2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.
В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:
оценку макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;
оценку результатов изменения налогового законодательства;
прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры региона.
3. Налоговый потенциал региона по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;
4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;
5. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.
Отметим, что прогноз налоговых доходов бюджетов должен учитывать и погашение части недоимки прошлых лет (по данным налоговых органов по форме 4-НМ) и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году субъектом Федерации и муниципальным образованием.
Рекомендуемая методика позволяет органам власти субъектов РФ обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов региональных образований в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики территории.
Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:
повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета;
повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот.
Методика предназначена как для оценки и планирования налоговых доходов региональных образований в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, так и для выполнения более объективного распределения средств финансовой помощи среди муниципальных образований на уровне субъекта Федерации.
Основными задачами налогового планирования и прогнозирования являются выявление фактического налогового потенциала территорий или субъектов налогообложения и его максимально допустимое фискальное использование, выработка предложений по совершенствованию системы сбора налогов и его правового регулирования.
Основной проблемой прогнозирования налогового потенциала являются трудности в организации взаимодействия государственных органов – участников бюджетного процесса. В связи с этим возрастает необходимость нормативно-правового регулирования информационного взаимодействия участников бюджетного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали. Без решения принципиальных вопросов по регламентации порядков обмена информацией организация подобного взаимодействия весьма затруднительна.
В настоящее время оценка налогового потенциала региона основывается на расчете налоговой базы по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории. Налоговые органы РФ осуществляют формирование системы показателей, являющейся основой для объективного определения налоговой базы субъектов РФ и расчета налогового потенциала, используя налоговый паспорт.
Количественная оценка налогового потенциала предполагает решение двух ключевых задач: определение собственно налогового потенциала (то есть той части совокупных финансовых ресурсов, которые могут рассматриваться как потенциальные налоговые ресурсы) и определение предельно допустимой налоговой нагрузки (нормы налогообложения) для отдельного региона (группы регионов), с учетом сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений и объективно обусловленного и «прозрачного» перераспределения средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.
Вместе с тем при формулировке понятия налогового потенциала бюджета административно-территориального образования необходимо учитывать показатели налогового потенциала используются в целях межбюджетного выравнивания, то есть выравнивания способности властей субнациональных административно-территориальных образований (регионов) оказывать государственные услуги на своей территории. Поэтому результат оценки налогового потенциала для каждого региона должен отражать способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех административно-территориальных образований правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот). Эффективная система межбюджетного выравнивания должна быть построена таким образом, что если эта способность оказывается ниже некоего установленного федеральным центром критерия, регион получает право на получение финансовой помощи, размер которой может определяться в данных условиях, помимо величины регионального налогового потенциала, уровнем расходных потребностей региональных властей.
В литературе по фискальному федерализму обычно выделяются два основных подхода к расчету налогового потенциала: во-первых, это оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы, и во-вторых, – использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные бюджеты.
В разных странах с многоуровневым бюджетным устройством используются различные методы. Причем в рамках одного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml