Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
Макрорегион Юга России является проблемным регионом не только в контексте характеристики его макроэкономической динамики, но и с точки зрения институциональных и инфраструктурных дефицитов, существенно ограничивающих возможности капитализации его территории, делают малоэффективными многомиллиардные дотации и субсидии из Федерального бюджета.
Полпред президента РФ в СКО Хлопонин А.Г. (в прошлом Губернатор Красноярского края) отмечает, что недокапитализация приграничных территорий, наряду с ростом капитализации соседних государств чревато территориальными притязаниями.1
Одна из причин устойчивого и длительного отставания регионов Юга России, в т.ч. российского Кавказа, от общероссийской макроэкономической динамики заключается в 1) недомодернизации его экономической структуры в предшествующий исторический период; 2)обширных институциональных и инфраструктурных дефицитах, обусловливающих замкнутость ее экономики, в т.ч. отсутствие крупных узловых городов-коммуникаторов (мегаполисов), которые были бы способны «завести» в регион национальные и глобальные потоки капиталов, товаров, технологий (на эту роль пока претендует Ростов-на-Дону и Краснодар с портом в Новороссийске). Не случайно в регионах Северного Кавказа присутствуют пока очень ограниченное число крупных корпораций.
Исходя из этого, федеральная региональная политика на Юге России должна быть направлена прежде всего на формирование такой ее пространственной организации, которая бы повышала стоимость активов, находящихся в распоряжении региона – человеческого капитала, недвижимости, земли, природных ресурсов, производственных активов.
Создание институтов и механизмов капитализации территории макрорегиона, его потенциально конкурентных ресурсов – стратегически важный императив для новой федеральной региональной политики.
Ее институтами на Северном Кавказе могут стать, кроме, естественно, федерального центра, региональных органов власти и управления, малое (этническое) предпринимательство и инорегиональные, в том числе глобальные компании.
Рассмотрим потенциал и стратегии капитализации территориальных ресурсов этих хозяйствующих субъектов.
Малое (этническое) предпринимательство
Этническое предпринимательство может быть представлено как форма реализации исторически сложившихся хозяйственных укладов этносов в новой (индустриальной – постиндустриальной) экономической среде (сохранение этнонациональной среды обитания).1
Можно выделить 5 «ниш» рынка этнического предпринимательства:
поставка, производство и реализация потребительских товаров и услуг для внутренних нужд этнического социума; 2) поставка товаров и услуг с «этнической экзотикой» для внешнего рынка; 3) удовлетворение местных потребностей в секторе «экзотических» товаров и услуг; 4) заполнение слабо защищенных и неустойчивых рынков, занятость в непрестижных сферах экономики; 5) деятельность в сфере нелегальной, в т.ч. криминальной, экономики на институциональной основе землячества, кланов, тейпов, семейных родственных связей.
Малое предпринимательство на Юге России, особенно в республиках Северного Кавказа, демонстрирует относительно высокие темпы роста оборота продукции и услуг. За 5 лет, с 2005 по 2009 гг. оборот малых предприятий в СКФО вырос в 2,6 раза (табл. 1).
Таблица 1
Динамика оборота малых предприятий регионов Юга России в 2005-2009 гг. в расчете на 1 предприятие, % от среднего показателя по РФ1
№ п/п | Субъекты РФ | 2005 г. | 2009 г. |
1 | Республика Адыгея | 26,0 | 61,9 |
2 | Республика Дагестан | 82,4 | 205,7 |
3 | Республика Ингушетия | 20,6 | 30,4 |
4 | Кабардино-Балкария | 23,0 | 57,4 |
5 | Калмыкия | 29,5 | 62,8 |
6 | Карачаево-Черкесия | 30,4 | 65,7 |
7 | Северная Осетия | 39,7 | 49,5 |
8 | Чеченская Республика | 8,6 | 57,4 |
9 | Краснодарский край | 68,2 | 120,0 |
10 | Ставропольский край | 62,4 | 145,0 |
11 | Астраханская область | 63,3 | 80,0 |
12 | Волгоградская область | 75,7 | 69,5 |
13 | Ростовская область | 92,5 | 80,9 |
14 | ЮФО | 72,6 | 84,0 |
Таблица 2
Удельный вес занятых на малых предприятиях от общей численности занятых работников в экономике Юга России, %2
№ п/п | Субъекты РФ | 2009 г. |
1 | Республика Адыгея | 13,7 |
2 | Республика Дагестан | 4,6 |
3 | Республика Ингушетия | 4,6 |
4 | Кабардино-Балкария | 5,8 |
5 | Калмыкия | 5,2 |
6 | Карачаево-Черкесия | 8,9 |
7 | Северная Осетия | 7,0 |
8 | Чеченская Республика | 3,5 |
9 | Краснодарский край | 13,6 |
10 | Ставропольский край | 12,6 |
11 | Астраханская область | 13,2 |
12 | Волгоградская область | 14,3 |
13 | Ростовская область | 14,0 |
14 | ЮФО | 11,7 |
Кстати, табл. 2 выявляет, что минимум 50 % занятых на них находятся «в тени», а по числу малых предприятий на 10 тыс. чел. населения республики Северного Кавказа находятся на уровне средних по макрорегиону показателя (табл. 3).
Таблица 3
Малое предпринимательство в экономике регионов Юга России – число малых предприятий на 10000 человек населения,% от среднего показателя по РФ1
№ п/п | Субъекты РФ | 2009 г. |
1 | Республика Адыгея | 68 |
2 | Республика Дагестан | 15 |
3 | Республика Ингушетия | 33 |
4 | Кабардино-Балкария | 42 |
5 | Калмыкия | - |
6 | Карачаево-Черкесия | 50 |
7 | Северная Осетия | 36 |
8 | Чеченская Республика | 35 |
9 | Краснодарский край | 82 |
10 | Ставропольский край | 47 |
11 | Астраханская область | 72 |
12 | Волгоградская область | 107 |
13 | Ростовская область | 49 |
14 | ЮФО | 74 |
И хотя малое этническое предпринимательство консервирует ручные, архаичные формы труда, его потенциал капитализации ресурсов территории в нишах мелкотоварного сектора весьма высок. И при условии создания соответствующих институциональных условий (правовых, транспортных, информационных, развития потребительской кооперации, микрофинансирования и т.п.) малое этническое предпринимательство (этноэкономика) может существенно повысить уровень капитализации территории.
Крупный бизнес на Юге России.
Крупные инорегиональные корпорации исторически первыми заняли рынки сырьевых ресурсов, затем сферы услуг (торговля, туризм). В настоящее время крупный бизнес демонстрирует следующие приоритеты капитализации территории Юга России (отрасли «первого приоритета»):
производство и переработка с/х сырья;
ТЭК, металлургия, химия;
транспорт, логистика;
розничная торговля (ритейл).
При этом, анализ показывает, что ключевыми объектами кластерной политики крупного бизнеса являются:
межрегиональный зерново-масличный кластер;
портово-логистический комплекс;
курортно-рекреационный кластер;
промышленные кластеры экспортной ориентации.
В республиках Северного Кавказа действуют 16 (из 150) крупнейших компаний, в том числе:
Крупнейшие корпорации и сетевые компании, имеющие бизнес на Северном Кавказе:1
1. Газпром 2. Связьинвест 3. Роснефть 4. Лукойл 5. Евроцемент 6. Уральская горно-металлургическая компания 7. Межпромбанк 8. Ростагро | 9. Юг Руси 10. Югтранзитсервис 11. Валари 12. Валари-Трейд 13. Астон 14. Золотая семечка 15. ЮТК 16. Тандем |
К этой группе крупнейших российских корпораций примыкают иностранные компании, работающие на Юге России, в том числе:
|
|
Таким образом, крупный бизнес в регионе представлен в настоящее время сетевыми структурами, аутсорингом, финансовыми группами и банками. Следует отметить, что основными недостатками инорегионального бизнеса являются 1) увод налогов в другие регионы и 2) создание рабочих мест, не привязанных непосредственно к территории с высоким уровнем безработицы, ориентация на мигрантов, что в целом, конечно, несколько снижает его роль в формировании экономики регионов.
Федеральный центр, субъекты РФ
Роль государства в процессах капитализации проявляется прежде всего в инвестировании крупных инфраструктурных проектов. Площадкой, где презентуются инвестиционные проекты Юга России выступает Сочинский инвестиционно-экономический форум.
Отраслевая структура инвестиционных соглашений на Х международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» представлена следующим образом:
Курорты и жилищное строительство – 21-28 %
Топливно-энергетические комплексы и ЖКХ – 15-16 %
Промышленность – 8,5 %
Транспортная сфера – 6,3 %
Инвестиционная емкость проектов развития Северного Кавказа1
Проект Минэкономразвития РФ по СКФО
Дагестан – 470 млрд. руб. (бюджет); 414 млрд. руб. (внебюджет)
Чечня – 414 млрд. руб.
Ингушетия – 365 млрд. руб.
Другие (10) – 200-300 млрд. руб. по каждому региону
Следует подчеркнуть, что в составе инвестиционных ресурсов, идущих на Юг России, доминируют средства бюджета РФ.
Структура инвестирования проекта Минэкономразвития по СКФО:2
2,4 трлн. руб. – бюджет
334 млрд. руб. – госгарантии
6 млрд. руб. – субвенции РФ
Субъекты РФ – 206 млрд. руб.
Итого – 5,5 трлн. руб.
«КСК» – 1 трлн. руб.
Курортный кластер на Северном Кавказе (ОАО «Курорты Северного Кавказа») включают инвестпроекты «связывающие» в один курортно-туристический кластер все республики Северного Кавказа: «Лагонаки» (Адыгея), «Мамисон» (Северная Осетия), «Матлас» (Дагестан), «Архыз» (КЧР), «Приэльбрусье» (КБР).
Государство, судя по указанным инвестиционным проектам, является пока ведущим игроком на поле капитализации территории Юга России.
Однако, ключевой функцией федерального центра является «заведение» глобальных инвесторов и потоки финансов в регион. Вместе с тем, у бюджетных крупных инвестиционных проектов имеются риски. Все эти проекты носят характер мегапроектов, реализация которых требует высокой мобильности населения и. соответственно, дешевого жилья, специфических профессиональных компетенций, которых нет. По некоторым данным лишь 12 % опрошенных в регионе готовы сменить место жительства («оторваться от семьи и огорода») ради нового места работы.
Поэтому, в перспективе еще придется выстраивать схемы привлечения местной рабочей силы, квалифицированных кадров к этим мегапроектам.
Одним из инструментов управления процессами капитализации территорий является территориальное планирование.
До конца 2012 года должна быть сформирована система документов территориального планирования, генпланов поселений.
Речь должна идти, по мнению министра Минрегионразвития РФ В. Басаргина, о разработке нового законодательства о пространственной организации России. «Нам нужно уйти от проектирования объектов к проектированию пространства. В России нет недостатка в земле, но есть недостаток подготовленных для развития территорий. Приоритетом государства будет поддержка создания площадок, обеспеченных инфраструктурой» считает В. Басаргин.1
Однако, на сегодня утверждено лишь 67 % генпланов городских округов и 37 % городских поселений.2
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml