logo
Региональная экономика / Кн

Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии

Макрорегион Юга России является проблемным регионом не только в контексте характеристики его макроэкономической динамики, но и с точки зрения институциональных и инфраструктурных дефицитов, существенно ограничивающих возможности капитализации его территории, делают малоэффективными многомиллиардные дотации и субсидии из Федерального бюджета.

Полпред президента РФ в СКО Хлопонин А.Г. (в прошлом Губернатор Красноярского края) отмечает, что недокапитализация приграничных территорий, наряду с ростом капитализации соседних государств чревато территориальными притязаниями.1

Одна из причин устойчивого и длительного отставания регионов Юга России, в т.ч. российского Кавказа, от общероссийской макроэкономической динамики заключается в 1) недомодернизации его экономической структуры в предшествующий исторический период; 2)обширных институциональных и инфраструктурных дефицитах, обусловливающих замкнутость ее экономики, в т.ч. отсутствие крупных узловых городов-коммуникаторов (мегаполисов), которые были бы способны «завести» в регион национальные и глобальные потоки капиталов, товаров, технологий (на эту роль пока претендует Ростов-на-Дону и Краснодар с портом в Новороссийске). Не случайно в регионах Северного Кавказа присутствуют пока очень ограниченное число крупных корпораций.

Исходя из этого, федеральная региональная политика на Юге России должна быть направлена прежде всего на формирование такой ее пространственной организации, которая бы повышала стоимость активов, находящихся в распоряжении региона – человеческого капитала, недвижимости, земли, природных ресурсов, производственных активов.

Создание институтов и механизмов капитализации территории макрорегиона, его потенциально конкурентных ресурсов – стратегически важный императив для новой федеральной региональной политики.

Ее институтами на Северном Кавказе могут стать, кроме, естественно, федерального центра, региональных органов власти и управления, малое (этническое) предпринимательство и инорегиональные, в том числе глобальные компании.

Рассмотрим потенциал и стратегии капитализации территориальных ресурсов этих хозяйствующих субъектов.

Малое (этническое) предпринимательство

Этническое предпринимательство может быть представлено как форма реализации исторически сложившихся хозяйственных укладов этносов в новой (индустриальной – постиндустриальной) экономической среде (сохранение этнонациональной среды обитания).1

Можно выделить 5 «ниш» рынка этнического предпринимательства:

  1. поставка, производство и реализация потребительских товаров и услуг для внутренних нужд этнического социума; 2) поставка товаров и услуг с «этнической экзотикой» для внешнего рынка; 3) удовлетворение местных потребностей в секторе «экзотических» товаров и услуг; 4) заполнение слабо защищенных и неустойчивых рынков, занятость в непрестижных сферах экономики; 5) деятельность в сфере нелегальной, в т.ч. криминальной, экономики на институциональной основе землячества, кланов, тейпов, семейных родственных связей.

Малое предпринимательство на Юге России, особенно в республиках Северного Кавказа, демонстрирует относительно высокие темпы роста оборота продукции и услуг. За 5 лет, с 2005 по 2009 гг. оборот малых предприятий в СКФО вырос в 2,6 раза (табл. 1).

Таблица 1

Динамика оборота малых предприятий регионов Юга России в 2005-2009 гг. в расчете на 1 предприятие, % от среднего показателя по РФ1

№ п/п

Субъекты РФ

2005 г.

2009 г.

1

Республика Адыгея

26,0

61,9

2

Республика Дагестан

82,4

205,7

3

Республика Ингушетия

20,6

30,4

4

Кабардино-Балкария

23,0

57,4

5

Калмыкия

29,5

62,8

6

Карачаево-Черкесия

30,4

65,7

7

Северная Осетия

39,7

49,5

8

Чеченская Республика

8,6

57,4

9

Краснодарский край

68,2

120,0

10

Ставропольский край

62,4

145,0

11

Астраханская область

63,3

80,0

12

Волгоградская область

75,7

69,5

13

Ростовская область

92,5

80,9

14

ЮФО

72,6

84,0

Таблица 2

Удельный вес занятых на малых предприятиях от общей численности занятых работников в экономике Юга России, %2

№ п/п

Субъекты РФ

2009 г.

1

Республика Адыгея

13,7

2

Республика Дагестан

4,6

3

Республика Ингушетия

4,6

4

Кабардино-Балкария

5,8

5

Калмыкия

5,2

6

Карачаево-Черкесия

8,9

7

Северная Осетия

7,0

8

Чеченская Республика

3,5

9

Краснодарский край

13,6

10

Ставропольский край

12,6

11

Астраханская область

13,2

12

Волгоградская область

14,3

13

Ростовская область

14,0

14

ЮФО

11,7

Кстати, табл. 2 выявляет, что минимум 50 % занятых на них находятся «в тени», а по числу малых предприятий на 10 тыс. чел. населения республики Северного Кавказа находятся на уровне средних по макрорегиону показателя (табл. 3).

Таблица 3

Малое предпринимательство в экономике регионов Юга России – число малых предприятий на 10000 человек населения,% от среднего показателя по РФ1

№ п/п

Субъекты РФ

2009 г.

1

Республика Адыгея

68

2

Республика Дагестан

15

3

Республика Ингушетия

33

4

Кабардино-Балкария

42

5

Калмыкия

-

6

Карачаево-Черкесия

50

7

Северная Осетия

36

8

Чеченская Республика

35

9

Краснодарский край

82

10

Ставропольский край

47

11

Астраханская область

72

12

Волгоградская область

107

13

Ростовская область

49

14

ЮФО

74

И хотя малое этническое предпринимательство консервирует ручные, архаичные формы труда, его потенциал капитализации ресурсов территории в нишах мелкотоварного сектора весьма высок. И при условии создания соответствующих институциональных условий (правовых, транспортных, информационных, развития потребительской кооперации, микрофинансирования и т.п.) малое этническое предпринимательство (этноэкономика) может существенно повысить уровень капитализации территории.

Крупный бизнес на Юге России.

Крупные инорегиональные корпорации исторически первыми заняли рынки сырьевых ресурсов, затем сферы услуг (торговля, туризм). В настоящее время крупный бизнес демонстрирует следующие приоритеты капитализации территории Юга России (отрасли «первого приоритета»):

При этом, анализ показывает, что ключевыми объектами кластерной политики крупного бизнеса являются:

В республиках Северного Кавказа действуют 16 (из 150) крупнейших компаний, в том числе:

Крупнейшие корпорации и сетевые компании, имеющие бизнес на Северном Кавказе:1

1. Газпром

2. Связьинвест

3. Роснефть

4. Лукойл

5. Евроцемент

6. Уральская горно-металлургическая компания

7. Межпромбанк

8. Ростагро

9. Юг Руси

10. Югтранзитсервис

11. Валари

12. Валари-Трейд

13. Астон

14. Золотая семечка

15. ЮТК

16. Тандем

К этой группе крупнейших российских корпораций примыкают иностранные компании, работающие на Юге России, в том числе:

  1. Enel Investment Holding B.V. (Италия)

  2. Metro Group

  3. Глория Джинс

  4. EBRD (Европейский банк реконструкции и развития)

  5. DEG (таможенная корпорация инвестиций и развития)

  6. Филипп Моррис

  7. Тетра Лаваль

  8. Royal Dutch Shell

  1. Gerrus Group

  2. Chateau Le Grand Vostok

  3. SVL Group

  4. Сосьете Женераль Восток (BSGV)

  5. Pepsico

  6. France-Caucase

  7. Astor Dress & Sonmer Consrotium

  8. Caisse des Deportset Consignation

Таким образом, крупный бизнес в регионе представлен в настоящее время сетевыми структурами, аутсорингом, финансовыми группами и банками. Следует отметить, что основными недостатками инорегионального бизнеса являются 1) увод налогов в другие регионы и 2) создание рабочих мест, не привязанных непосредственно к территории с высоким уровнем безработицы, ориентация на мигрантов, что в целом, конечно, несколько снижает его роль в формировании экономики регионов.

Федеральный центр, субъекты РФ

Роль государства в процессах капитализации проявляется прежде всего в инвестировании крупных инфраструктурных проектов. Площадкой, где презентуются инвестиционные проекты Юга России выступает Сочинский инвестиционно-экономический форум.

Отраслевая структура инвестиционных соглашений на Х международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» представлена следующим образом:

Курорты и жилищное строительство – 21-28 %

Топливно-энергетические комплексы и ЖКХ – 15-16 %

Промышленность – 8,5 %

Транспортная сфера – 6,3 %

Инвестиционная емкость проектов развития Северного Кавказа1

Проект Минэкономразвития РФ по СКФО

Дагестан – 470 млрд. руб. (бюджет); 414 млрд. руб. (внебюджет)

Чечня – 414 млрд. руб.

Ингушетия – 365 млрд. руб.

Другие (10) – 200-300 млрд. руб. по каждому региону

Следует подчеркнуть, что в составе инвестиционных ресурсов, идущих на Юг России, доминируют средства бюджета РФ.

Структура инвестирования проекта Минэкономразвития по СКФО:2

2,4 трлн. руб. – бюджет

334 млрд. руб. – госгарантии

6 млрд. руб. – субвенции РФ

Субъекты РФ – 206 млрд. руб.

Итого – 5,5 трлн. руб.

«КСК» – 1 трлн. руб.

Курортный кластер на Северном Кавказе (ОАО «Курорты Северного Кавказа») включают инвестпроекты «связывающие» в один курортно-туристический кластер все республики Северного Кавказа: «Лагонаки» (Адыгея), «Мамисон» (Северная Осетия), «Матлас» (Дагестан), «Архыз» (КЧР), «Приэльбрусье» (КБР).

Государство, судя по указанным инвестиционным проектам, является пока ведущим игроком на поле капитализации территории Юга России.

Однако, ключевой функцией федерального центра является «заведение» глобальных инвесторов и потоки финансов в регион. Вместе с тем, у бюджетных крупных инвестиционных проектов имеются риски. Все эти проекты носят характер мегапроектов, реализация которых требует высокой мобильности населения и. соответственно, дешевого жилья, специфических профессиональных компетенций, которых нет. По некоторым данным лишь 12 % опрошенных в регионе готовы сменить место жительства («оторваться от семьи и огорода») ради нового места работы.

Поэтому, в перспективе еще придется выстраивать схемы привлечения местной рабочей силы, квалифицированных кадров к этим мегапроектам.

Одним из инструментов управления процессами капитализации территорий является территориальное планирование.

До конца 2012 года должна быть сформирована система документов территориального планирования, генпланов поселений.

Речь должна идти, по мнению министра Минрегионразвития РФ В. Басаргина, о разработке нового законодательства о пространственной организации России. «Нам нужно уйти от проектирования объектов к проектированию пространства. В России нет недостатка в земле, но есть недостаток подготовленных для развития территорий. Приоритетом государства будет поддержка создания площадок, обеспеченных инфраструктурой»  считает В. Басаргин.1

Однако, на сегодня утверждено лишь 67 % генпланов городских округов и 37 % городских поселений.2

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4