logo
Региональная экономика / Кн

Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края

Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры муниципальных образований Краснодарского края является закономерным ответом на вызовы мезо- и макросреды, а также стратегически важным направлением повышения устойчивости, эффективности и, в конечном итоге, конкурентоспособности региона в экономическом пространстве страны.

Необходимость процессов модернизации транспортно-логистической инфраструктуры на муниципальном уровне обусловлена следующими причинами:

1) высокоразвитые транспортные сети и эффективно функционирующие логистические терминалы, центры дистрибуции позволяют максимизировать входящие и исходящие потоки грузов, что повышает эффективность муниципальной и соответствующей региональной экономики;

2) развитые интермодальные комплексы пассажирских перевозок повышают мобильность местного населения, минимизируют временные потери от транспортных заторов, позволяют оперативно перемещаться в рамках деловых поездок, что повышает качество жизни местного населения;

3) высокоразвитая логистическая инфраструктура муниципального образования является одним из ключевых факторов привлекательности соответствующей территории для инвесторов;

4) транспортные сети и логистические комплексы объединяют относительно автономные экономические системы нескольких муниципальных образований в единую агломерацию, что выводит экономические процессы на качественно новый, более высокий уровень развития;

5) развитость транспортных сетей и эффективно функционирующие логистические комплексы являются основой процветания целого ряда других отраслей и сфер муниципальной экономики (строительного комплекса, пищевой промышленности, торговли и т.д.);

6) развитые транспортные сети повышают привлекательность Краснодарского края для туристов;

7) в условиях развития конкурентных процессов между регионами, отставание в темпах развития транспортно-логистической инфраструктуры может приводить к ухудшению имиджа Краснодарского края, уходу компаний реального сектора из региона, оттоку капитала и отрицательной миграции населения.

Процессы модернизации логистической инфраструктуры инициируются, прежде всего, в крупных городах региона, местные бюджеты которых позволяют финансировать масштабное строительство логистических объектов, либо проводить реконструкцию существующих комплексов.

Представляется целесообразным выделить следующие направления реализации процессов модернизации логистической инфраструктуры в крупных и средних городах Краснодарского края:

1) совершенствование транспортных сетей муниципальных образований: расширение трасс, устранение «узких мест» транспортных коридоров, строительство коммерческих дорог (преимущественно, в рамках реконструкции трассы М4 «Дон»), формирование кольцевых автодорог вокруг Краснодара, Новороссийска, Армавира и Сочи;

2) строительство новых и реконструкция существующих логистических терминалов и центров дистрибуции – данная деятельность происходит в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ развития логистической инфраструктуры, а также в рамках реализации логистических проектов крупных российских компаний (например, логистические проекты ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «Магнит» в Краснодарском крае;

3) формирование и развитие единой системы интермодальных комплексов «аэропорты – пригородный железнодорожный и автомобильный транспорт – городской транспорт» в городах Краснодар, Сочи, Анапа;

4) развитие логистической инфраструктуры для транзитных грузопотоков, что касается, прежде все повышения эффективности использования трубопроводных магистралей Краснодарского края и реконструкции морских торговых портов в Новороссийске и Туапсе, а также строительства глубоководного порта «Кубань» в Таманском заливе Керченского пролива;

5) оптимизация частной логистической инфраструктуры на территории Краснодарского края, осуществляемая крупными российскими компаниями для целей развития собственного бизнеса;

6) интеграция логистической системы Краснодарского края в международную транспортно-логистическую систему, например, в рамках долгосрочного трансконтинентального проекта «Черноморское транспортное кольцо», который предполагает объединить логистические системы Греции (г. Александруполис), Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины (Одесса и Мариуполь), России (Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог), Грузии и Турции. Согласно планам стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества в мультимодальный транспортный коридор вокруг крупнейшего внутреннего моря Евразии будут включены как автомобильные, железнодорожные, морские паромные и пассажирские линии, в т.ч. туристические – яхтенные, так и энергетическое кольцо ЛЭП, инфраструктура формирующихся на берегах Черного моря свободных и специальных экономических зон1.

По мнению Сергеева В.И., для предоставления логистического сервиса, осуществляемого региональной логистической системой, входящей в международный транспортный коридор (МТК), необходимы следующие элементы логистической инфраструктуры:

Как считает Носов А.Л., – функционально-структурный подход к созданию и развитию логистической инфраструктуры должен включать:

Согласно Дэниелу Л. Вордлоу и Дональду Ф. Вуду логистическая стратегия управления развитием инфраструктуры предполагает наличие следующих этапов:

Региональная нормативно-правовая база модернизации транспортно-логистической инфраструктуры в Краснодарском крае представлена следующими основными правовыми актами:

1) стратегия социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края до 2020 г.;

2) стратегия развития дорожного хозяйства Краснодарского края до 2020 г.;

3) концепция развития грузовых перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае на 2006-2010 гг. (Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 октября 2006 г. № 2595-П);

4) закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (в действующей редакции);

5) Закон Краснодарского края от 13 октября 2009 года N 1832-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края»;

6) стратегии инвестиционного развития муниципальных образований;

7) ведомственная целевая программа «Организация пассажирских перевозок воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края на 2011 г.» и некоторые другие нормативно-правовые акты.

Ключевым из вышеуказанных актов является стратегия социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края до 2020 г., которая выделяет следующие основные стратегические цели в области транспорта:

1. Главная стратегическая цель – развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров;

2. Первая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Доступность рынка транспортных услуг, в том числе и ценовая, является ключевым условием повышения мобильности, инструментом повышения качества жизни населения.

3. Вторая стратегическая цель – повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала:

а) развитие транзитного потенциала, увеличение объема транзитных перевозок в результате реализации инфраструктурных проектов;

б) модернизация существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров, строительство новых морских терминалов, переключение экспортных потоков на российские порты;

в) повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке транспортных услуг.

4. Третья стратегическая цель – повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

5. Четвертая стратегическая цель – улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе1.

Субъектами государственного регионального управления транспортной системой, развитием и модернизацией логистической инфраструктуры Краснодарского края является широкий круг органов исполнительной власти региона, территориальные органы федеральных органов власти, естественные транспортные и сырьевые монополии, а также иностранные инвесторы в логистическую инфраструктуру (табл. 1).

Исходя из необходимости модернизации инфраструктуры муниципальных территорий, важной задачей становиться реализация социального аспекта развития транспортно-логистической системы, к элементам которого относятся:

– организация и осуществление пассажирских перевозок. Введение социальных стандартов транспортного обслуживания населения;

– организация безопасности движения транспортных средств;

– учет экологического фактора и требований ресурсосбережения;

– совершенствование трудовых отношений и социального развития в транспортном комплексе с учетом особого характера работы на транспорте. Повышение социально-профессионального статуса транспортников.

Таблица 1

Субъекты регионального управления транспортной системой и модернизацией логистической инфраструктуры в Краснодарском крае

(составлено авторами )

Субъект регулирования

Функции по развитию логистической инфраструктуры

Глава администрации Краснодарского края

Аппарат главы администрации разрабатывает постановления и распоряжения, касающиеся развития логистической системы региона в целом.

Законодательное Собрание Краснодарского края

Высший законодательный и представительный орган региона, формирующий правовую базу функционирования региональной логистической системы, а также правовую базу государственного регионального управления транспортом.

Департамент по транспорту администрации Краснодарского края

Ключевой специализированный орган регионального управления транспортной системой, выполняющий функции реализации законов ЗСК, постановлений и распоряжений губернатора Краснодарского края в данной сфере, формирующий стратегию развития транспортной системы региона, создающий механизмы развития логистической подсистемы края.

Совет по морской деятельности Краснодарского края

Постоянно действующий совещательный орган, обеспечивающий согласованные действия органов исполнительной власти Краснодарского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления береговых муниципальных образований.

Субъект регулирования

Функции по развитию логистической инфраструктуры

Совет по морской деятельности Краснодарского края

Постоянно действующий совещательный орган, обеспечивающий согласованные действия органов исполнительной власти Краснодарского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления береговых муниципальных образований.

Управление автомобильных дорог

Осуществляет формирование и реализацию региональной инвестиционной политики в области дорожного хозяйства Краснодарского края, обеспечивает комплексное развитие и устойчивое функционирование региональных автомобильных дорог.

Комиссия по вопросам пригородных железнодорожных перевозок

Функционирует в целях выработки стратегии развития пригородного железнодорожного транспорта на территории Краснодарского края, определения формы участия Краснодарского края в развитии и реформировании пригородных железнодорожных перевозок.

Межведомственная комиссия по воздушному транспорту Краснодарского края

Оценивает качество проведения профилактических мероприятий по снижению угроз террористической, экологической и экономической безопасности в регионе в области авиационной деятельности; соответствие качества авиационно-химических работ существующим стандартам, динамику развития авиационного парка региона, направления модернизации аэропортов.

Крупные российские корпорации

Компании, осуществляющие логистическую деятельность на территории Краснодарского края, принимают участие в создании или реконструкции крупных объектов логистической инфраструктуры региона (например, ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть», ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк» и т.д.).

Иностранные инвесторы в логистическую инфраструктуру

Инвесторы, действующие на территории Краснодарского края, осуществляют импорт технологий, реализуют совместно с администрацией региона инвестиционные проекты логистического характера.

Следовательно, социальная составляющая транспортно-логистической системы – сложный комплексный вопрос, рассматриваемый как правило в контексте функционирования транспортного комплекса, как многоуровневой, многоотраслевой системы, включающей в качестве основного элемента транспортно-логистическую инфраструктуру и являющегося важнейшим фактором экономического и социального развития территории1.

Исходя из необходимости модернизации инфраструктуры муниципальных территорий важной задачей становится реализация социального аспекта развития транспортно-логистической системы, к элементам которого относятся:

Следовательно, социальная составляющая транспортно-логистической системы – сложный комплексный вопрос, рассматриваемый, как правило, в контексте функционирования транспортного комплекса, как многоуровневой, многоотраслевой системы, включающей в качестве основного элемента транспортно-логистическую инфраструктуру и являющегося важнейшим фактором экономического и социального развития территории1.

Ключевые механизмы управления логистическими процессами в Краснодарском крае отражены на рисунке 1.

Значимость отдельных механизмов, указанных на рисунке 1, неодинакова для различных муниципальных образований Краснодарского края. Например, для модернизации логистической инфраструктуры г.Сочи преимущественное значение имеют федеральное финансирование в рамках ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)» и других целевых программ; важное значение имеет сотрудничество администрации Краснодарского края с крупным российским бизнесом в рамках реконструкции логистической инфраструктуры в зоне экономических интересов самих корпораций.

Рис. 1 – Ключевые механизмы управления логистическими процессами в Краснодарском крае ( составлено авторами )

Существенную часть работ по модернизации логистической инфраструктуры Краснодарского края выполняют компании - естественные монополии за счет собственных средств или федеральных субсидий.

Например, ОАО «РЖД» реализует шесть олимпийских проектов, которые имеют большое значение для подготовки инфраструктуры Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года (табл. 2):

В отличие от г. Сочи, для модернизации логистической инфраструктуры Краснодара, Новороссийска и Туапсе преимущественное значение имеет реализация краевых целевых программ, а также деятельность крупных инвесторов.

Проанализируем инвестиционные процессы в транспортно-логистической системе Краснодарского края. В общем объеме инвестиций в экономику края доля инвестиций в транспорт и связь составляет 22 %. За 2010 г. объем инвестиций в объекты транспорта Краснодарского края составил 69,0 млрд. руб.

В 2010-2011 гг. реализуются следующие наиболее крупные инвестиционные проекты в транспортном комплексе края:

1. В морском транспорте:

а) реконструкция причала № 1 (площадка А) нефтерайона Шесхарис в порту Новороссийск, ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (общая стоимость проекта – 1272,0 млн. руб.);

б) строительство морского универсального перегрузочного комплекса в Западном районе порта Темрюк, ОАО «Кубанское речное пароходство» (общая стоимость проекта – 1287,0 млн. руб.);

в) строительство Туапсинского балкерного терминала, ЗАО «МХК Еврохим» (общая стоимость проекта – 5100,0 млн. руб.);

г) морской перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк, ООО «Мактрен-Нафта» (общая стоимость проекта – 1900,2 млн. руб.);

д) строительство комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов в районе мыса Железный Рог, ЗАО «Таманьнефтегаз» (общая стоимость проекта – 17810,0 млн. руб.);

е) строительство комплекса по перевалке нефтеналивных грузов в районе м. Железный Рог, ООО «Союзресурс-Кубань» (общая стоимость проекта – 12152,0 млн. руб.);

ж) морская составляющая комплекса глубоководного причала 1А в порту Туапсе, ОАО «Роснефть-Туапсенефтепродукт» (общая стоимость проекта – 3474,0 млн. руб.);

и) строительство терминала по приему, хранению и перевалке сжиженных углеводородных газов в г.Туапсе, ООО «Туапсинский Экспортный терминал» (общая стоимость проекта – 2669,0 млн. руб.);

к) строительство зернового терминала в порту Туапсе ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (общая стоимость проекта – 1820,4 млн. руб.).

Таблица 2

Логистические проекты ОАО «РЖД» в Туапсе и Сочи (составлено авторами на основе1)

Название проекта

Содержание проекта

Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе – Адлер

Общая протяженность железнодорожной линии Туапсе – Адлер составляет 103 км. Дорога является однопутной и имеет более 45 км двухпутных вставок. Большая часть искусственных сооружений магистрали была построена до 1925 года. Проектом усиления инфраструктуры на маршруте предусматривается ввод в эксплуатацию 30,3 км вторых путей без реконструкции и строительства искусственных сооружений – мостов и тоннелей. Особенность строительства вторых путей на перегонах состоит в необходимости выполнения значительного объема берегоукрепительных работ по сооружению волногасящих бун, волноотбойных и подпорных стен, отсыпке гравийно-галечных защитных береговых полос, строительства шумозащитных экранов в курортной зоне и т.д. Сметная стоимость строительства – 17,8 млрд. руб., выполнение с начала строительства по оперативным данным на 1 мая 2011 г. – 12,4 млрд. руб.

Организация грузовых дворов для приема грузов в целях строительства олимпийских объектов

Грузовой двор № 1 «Россельхозакадемия» в Сочи – грузовой двор будет перерабатывать в год около 11 млн. тонн грузов, предназначенных для строительства олимпийских объектов.

Грузовой двор № 2 в районе ст. Веселое – объект сдан в 2009 году, стоимость строительства – 3,7 млрд. руб., предназначен для переработки тяжеловесных, длинномерных и штучных грузов. Объем перерабатываемых грузов составит 15 млн. тонн в год.

Название проекта

Содержание проекта

Организация железнодорожного сообщения Сочи – Адлер-аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной линии

Проектными институтами ОАО «РЖД» разработан вариант прокладки железнодорожной линии с устройством эстакад и тоннелей. Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи длиной 2,8 км сможет обеспечить перевозку 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу Зимних Игр 2014 года (или более 86 тыс. человек в сутки). Доставка пассажиров будет осуществляться скоростными электропоездами повышенной комфортности по графику, согласованному с учетом движения воздушных судов.

Реконструкция железнодорожных терминалов Сочи

Реконструкция пассажирских терминалов железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста будет проведена с целью их адаптации для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.

Строительство автомобильной и железной дорог Адлер – горно-климатический курорт «Альпика-Сервис»

Магистраль обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Пропускная способность по железной дороге составит до 8,5 тыс. пассажиров в час, по автомобильной – до 11,5 тыс. человек в час.

Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2013 год. Источником финансирования является федеральный бюджет, средства вносятся в уставный капитал ОАО «РЖД». Объем инвестиций оценивается в 227 млрд. руб.

2. В железнодорожном транспорте:

а) комплексная реконструкция и электрификация участка 9 км-Юровский-Анапа-Темрюк-Кавказ (инвестор ОАО «РЖД»). Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участков в направлении припортовых станций на 3 млн.тонн в год. Общая стоимость проекта 8800 млн. руб.;

б) комплексная реконструкция железнодорожного участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла. ОАО «РЖД» перечислило 216,5 млн. руб. за разработку ТЭО ОАО «Мосгипротранс». Стоимость реконструкции с учетом строительства обхода Краснодарского узла – 69055,1 млн. руб.;

в) строительство накопительной станции в районе разъезда 9 км. с парком отстоя грузовых поездов и накопительно-перегрузочного (логистического) терминала в районе накопительной станции 9 км. Общая стоимость проекта 822,0 млн. руб.

3. На воздушном транспорте в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» на территории Краснодарского края на основе государственно-частного партнерства реализуются три проекта по реконструкции аэропортов Геленджик и Сочи (Адлер), Анапа:

а) в аэропорту Геленджик осуществляется реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов и объектов организации воздушного движения за счет средств федерального бюджета в размере до 3,3 млрд. руб., строительство инфраструктуры аэропорта за счет частных инвестиций более 2,0 млрд. руб.

б) в аэропорту Сочи реконструкция аэродрома (двух взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, перрона объектов организации воздушного движения) и действующего аэровокзального комплекса аэропорта Сочи за счет средств федерального бюджета в размере 68,2 млрд. руб., завершение строительства нового аэровокзального комплекса за счет частных инвестиций более 2,5 млрд. руб.

в) реконструкция аэродрома в аэропорту Анапа – 170 млн. руб.1.

Город Краснодар в транспортном отношении является центром Краснодарского края, территориально-транспортного комплекса и входит в первую десятку стратегических транспортных узлов, обслуживающих транзитные грузопотоки и пассажиропотоки, следующие в направлении южных морских портов России и курортную зону Черноморского побережья. Через город Краснодар проходят автомагистрали федерального значения, 5 направлений железных дорог1.

На востоке города находится международный аэропорт, на юге – речной грузовой порт. Кроме того, на город Краснодар возлагается функция основного логистического оператора на оконечном участке международных транспортных коридоров, в первую очередь, транспортной ветви от госграницы с Финляндией и далее – Санкт-Петербург-Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск с ответвлением на Астрахань и выходом к южным воротам России – портам Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск, Сочи. Развитие Краснодара, как интермодального центра, будет способствовать подготовке и проведению Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Таким образом, за счёт усиления внешнеторговых и транспортных функций, Краснодар входит в один ряд с крупнейшими городами и торговыми центрами Европы, что, в свою очередь, приводит к необходимости применения норм и стандартов, принятых в экономически развитых странах.

Город Краснодар, как краевой центр, уже сегодня, по нашему мнению не отвечает растущим потребностям населения по многим основным градостроительным, архитектурным, коммуникационным и социальным характеристикам. В Краснодаре развиты все виды транспорта: автомобильный (грузовой и пассажирский), железнодорожный (грузовой и пассажирский), воздушный, водный. Особо сложная ситуация имеет место в организации грузовых транспортных потоков и работе городского общественного транспорта.

Одна из причин заключается в том, что развитие общественного городского транспорта осуществляется на основе сложившейся транспортной схемы, слабо увязанной с инфраструктурой, обслуживающей внешний транспорт и ориентированной на традиционные решения. Исторически сформировавшаяся дорожно-уличная сеть города имеет весьма ограниченную пропускную способность и препятствует дальнейшему развитию транспортного потенциала в условиях бурной автомобилизации. Принятая практика недостаточно продуманной точечной застройки в центральной части города и новых микрорайонов без развития транспортной инфраструктуры не только не разрешает транспортные проблемы, но и создаёт новые трудности на пути перехода к зонально-функциональной структуре городского пространства, оптимизации транспортно-планировочных решений, организации магистрального сообщения, перераспределении транспортных потоков1.

Проект генерального плана развития городского округа на период до 2025 года направлен на разрешение наиболее важных вопросов реформирования инфраструктуры городского и внешнего транспорта.

К числу недостатков и противоречий, которые должны быть устранены при создании новой транспортной схемы Краснодара, относятся:

Рассмотрим перспективные меры развития транспортно-логистической системы города Краснодара.

Основные перспективы развития региональных дорог связаны с реконструкцией подъездов к краевому центру: автомобильных дорог Темрюк-Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края и Краснодар-Ейск, в том числе строительство транспортной развязки в разных уровнях на автодороге Темрюк-Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края (в районе примыкания Ближнего Западного обхода города Краснодара).

В 2012-2019 годы планируется реконструкция трёх участков автомобильной дороги Темрюк-Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края (км 142+850 – км 150+850); (км 151 – км 163) и (от х. Ленина до ст. Васюринской в городе Краснодаре и Динском районе). В стадии завершения находятся работы на объекте: «Магистральная автодорога по ул. Московской, от ул. Ангарской с выходом на Ростовское шоссе». На 2010-2011 годы программой предполагается строительство трехуровневой транспортной развязки на пересечении ул. Старокубанской и ул. Ставропольской1.

В настоящее время разработаны перспективные планы развития улично-дорожной сети города Краснодара на краткосрочный (2011 год), среднесрочный (2012-2019 годы) и долгосрочный (2020-2030 годы) периоды.

В целях инвестиционного развития города Краснодара и перспектив развития дорожной сети управлением дорожно-мостового хозяйства администрации на краткосрочный период разработаны мероприятия и проекты муниципальных ведомственных целевых программ.

В среднесрочный период в области развития организации и повышения безопасности дорожного движения согласно принятой в 2008 году целевой программе развития транспортных магистралей и улично-дорожной сети города Краснодара и пригорода планируется выполнение работ по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту существующей улично-дорожной сети, а также благоустройству. Первоочередными мероприятиями целевой программы являются:

Реализация этих мероприятий, строительство крупных транспортных магистралей, мостов и путепроводов совместно с развитием улично-дорожной сети города Краснодара позволит сформировать единое транспортное кольцо и, тем самым, значительно сократит потоки большегрузного и транзитного транспорта через центр и спальные районы, разгрузит основные магистральные улицы города, а значит – улучшит ситуацию на дорогах, оздоровит экологическую ситуацию, позволит сделать жизнь краснодарцев и гостей столицы Кубани более комфортной и безопасной.

Развитие внутригородской сети осуществляется с учётом и в увязке с развитием федеральных и региональных автомобильных дорог, проходящих по территории города Краснодара. Строительство новых магистральных дорог, таких как ул. Московская, ул. им. Думенко, ул. Восточно-Кругликовская, ул. Новороссийская, ул. Старокубанская позволит вывести транспортный поток на внешний периметр.

На долгосрочный период в городе Краснодаре планируется реализация следующих инвестиционных проектов в области строительства автомобильных дорог (рис. 2):

Рис. 2 – Долгосрочные проекты развития автодорог в Краснодаре

1. Строительство платной автомобильной дороги Краснодар-Абинск-Кабардинка – проект инициирован администрацией Краснодарского края совместно с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации в 2006 году. Он получил одобрение Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Реализация проекта на концессионной основе в качестве одного из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе России предусматривается «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года».

Правительством России проект включён в Перечень инвестиционных проектов, по которым разрабатывается проектная документация за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Для разработки проектной документации, включая бизнес-план проекта и проект концессионного соглашения, предполагается выделить 1254 млн. рублей. Начало финансирования разработки проектной документации определёно на 2011 год. Проектные работы намечено завершить до конца 2012 года. Ещё около года потребуется для подготовки территории строительства и проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Таким образом, начало строительства автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка прогнозируется в 2014 году, завершение - в 2017 году. После реализации данного проекта город Краснодар будет обеспечен полноценным кольцевым обходом, городские улицы разгружены от транзитного транспорта, следующего из западной и юго-западной части края в северном и южном направлениях и наоборот.

2. Строительство магистральной дороги скоростного движения «Южный скоростной периметр города Краснодара» – проект инициирован администрацией Краснодарского края в 2007 году. Цели строительства дороги: соединение двух федеральных дорог: М-4 «Дон» и Краснодар - Новороссийск в черте города, разгрузка старого центра города и одной из основных транспортных артерий города – улицы Ставропольской от внутригородского транзита, ликвидация заторов и повышение безопасности дорожного движения, улучшение экологической обстановки в городе Краснодаре. Предусматривается, что новая дорога будет иметь шесть полос движения (по три в каждом направлении). Будет построено семь транспортных развязок в разных уровнях. Длина дороги  17 км. Ориентировочная стоимость реализации проекта составит 8,5 млрд. рублей. Оптимальным для города решением является реализация данного проекта совместно с проектом «Краснодар – Транзит».

Кроме того, транспортной схемой города Краснодара предусматривается строительство нескольких мостовых переходов через реку Кубань со строительством магистрали, проходящей по левому берегу реки Кубани. Предполагаемые места размещения мостовых переходов: створ ул. Вишняковой, ул. Старокубанской, ул. им. Захарова и продолжение автодороги Краснодар – Абинск – Кабардинка.

3. Реализация проекта «Краснодарский транзит» предусматривает демонтаж основного пути железнодорожного полотна Тимашевского направления из центральной части города Краснодара на восточный обходной маршрут, перенос функций по формированию и сортировке грузов с территорий станций Краснодар-1, Краснодар-2 на станцию Краснодар – Сортировочная. Строительство дополнительного железнодорожного полотна от разъезда Витаминкомбинат до станции Краснодар-Сортировочная. Строительство автодороги от трассы М-4 до ул. Тихорецкой.

Строительство двухуровневой эстакадной трассы непрерывного движения с использованием территории демонтируемой железнодорожной ветки от улицы Солнечной до реки Кубань в районе ул. им. Челюскина или ул. Вишняковой. Расширение ул. Ставропольской (от ул. Вишняковой до ул. им. Челюскина), расширение ул. им. Челюскина (до примыкания с ул. Набережной), строительство в створе улиц им. Челюскина или Вишняковой автомобильного моста через реку Кубань. Строительство транспортной развязки на пересечении ул. Солнечной и Ростовского шоссе, соединение ул. Солнечной со Стахановской эстакадой. Строительство транспортной развязки в районе улицы им. Гаврилова П.М. (соединение ул. им. Гаврилова П.М. и ул. им. 40-летия Победы, формирование дополнительного перехода «Восток-Запад» в центральной части города). Строительство транспортной развязки в районе пересечения улиц им. Щорса, Новороссийской, Тихорецкой. Вынос промышленных предприятий во вновь создаваемые и развиваемые промышленные зоны1.

Проектом планировки охватывается территория, расположенная в центральной части города и в северо-восточной части, в районе перспективного развития. Северо-восточная часть проектной территории прилегает к железнодорожному пути ст. Витаминный – Лорис и железнодорожному пути ст. Витаминный – Компрессорный. Центральная часть представлена территорией, прилегающей к железнодорожному пути Компрессорный (ул. Стахановская) – ст. Краснодар-1, включая площадки производственных предприятий, фирм, часть территории восточной промзоны. Территория проектирования – 1000 га. В проекте планировки предусматривается:

Город-курорт Сочи – перспективы развития города Сочи как горноклиматического курорта мирового уровня, успешность проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр в 2014 году в значительной степени зависят от уровня развития и организованности системы транспортного обслуживания всех рекреантов, участников Олимпиады и населения Сочи.

Большая часть объектов и систем транспортной инфраструктуры города Сочи в настоящее время не соответствует нормативным требованиям, как принятым в России, так и МОК. Проектируемая на стадии генерального плана транспортная система Сочи предполагает реализацию многочисленных взаимоувязанных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, что позволит снять указанные несоответствия, и сформировать следующие, достигшие необходимого уровня развития важнейшие структурные блоки упомянутой транспортной системы:

Для проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи и совершенствования транспортной структуры города планируется построить и реконструировать 50 транспортных объектов включающих автомобильные дороги, морские терминалы и порты, железнодорожные станции и железные дороги, аэропорт; 48 парковок и стоянки для автомобильного транспорта. Также будет закуплен специализированный автомобильный транспорт для обслуживания пассажиров в период Игр (по окончании Игр часть транспорта будет передано на баланс города Сочи), создана единая автоматизированная система управления дорожным движением, создан логистический транспортный центр.

Ответственными организациями за строительство и реконструкцию объектов транспорта являются: «ГК Олимпстрой», АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», Администрация Краснодарского края, Администрация Сочи, ОАО «РЖД, «Росморречфлот», «Федеральное дорожное агентство», «Росаэронавигация», Федеральное агентство воздушного транспорта, а также ряд привлеченных инвесторов.

Автомобильная сеть города Сочи состоит из федеральной дороги М-27 «Джубга – Сочи», протяженностью 185 км и муниципальных дорог протяженностью 1182,7 км, в том числе по районам:

1. В Центральном районе города Сочи –113,3 км,

2. В Хостинском районе города Сочи – 228,2 км,

3. В Адлерском районе города Сочи – 512 км,

4. В Лазаревском районе города Сочи – 329,2 км.

5. В 2011 г. уже ведется строительство наиболее важных дорог:

а) центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга – Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной стоимость 116 652 млн. руб. Протяженность дороги составит 15,4 км, средняя скорость движения составит 75-100 км/ч, количество полос – четыре единицы. На автодороге будут сооружены шесть развязок и 20 мостов и путепроводов, несколько тоннелей. Строительство дублера Курортного проспекта позволит разгрузить Центральный район Сочи от транзитного автотранспорта и таким образом увеличить скорость передвижения по городу и сократить количество автомобильных пробок – основной проблемы транспортного комплекса Сочи;

б) совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство). Автомобильная и железная дорога Адлер – «Альпика-Сервис» строится в едином техническом коридоре с инженерными коммуникациями (длина около 50 километров), будет осуществлять перевозку пассажиров к местам соревнований Зимней Олимпиады 2014 года. Трасса проходит в сложных геологических условиях. Предстоит построить 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 тоннелей. Ввод в эксплуатацию совмещенной дороги планируется на август 2013 г.1

Железнодорожный транспорт в городе Сочи представлен пятью предприятиями: вагонное депо Адлер, Адлерское агентство по обслуживанию пассажиров, Адлерский опорный центр, Сочинская дистанция пути (ПЧЭ), Сочинский участок контактной сети.

ОАО «Российские железные дороги» реализует ряд олимпийских проектов, которые имеют большое значение для подготовки инфраструктуры Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года (рис. 3):

Рис. 3 – Логистические олимпийские проекты ОАО «РЖД» в г. Сочи

1. Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе-Адлер – проектом усиления инфраструктуры на маршруте предусматривается ввод в эксплуатацию до 2012 года 30,3 км вторых путей без реконструкции и строительства искусственных сооружений – мостов и тоннелей.

Усиление железнодорожной линии от Туапсе до Адлера со строительством двухпутных вставок на перегонах позволит увеличить пропускную способность линии с 54 пар поездов в 2008 году до 70 пар в 2011 году. Реализация проекта позволит перевезти в 2009 - 2013 годах по железной дороге грузы для олимпийского строительства в объеме 44,1 млн. тонн, для обеспечения Сочи – 20,5 млн. тонн.

Кроме того, повысится безопасность движения поездов, на 40-50 минут сократится время следования поездов, в значительной мере будет устранена опасность разрушения линии в результате природных явлений (штормов, обвалов, оползней, селей), снижены риски транспортной изоляции крупнейшего курорта и столицы будущих зимних Олимпийских игр.

2. Организация грузовых дворов для приема грузов, поступающих для строительства олимпийских объектов – в декабре 2008 года сдан первый пусковой комплекс грузового двора №1 «Россельхозакадемия» в Сочи. Он включает два повышенных и два маневровых пути, а также площадки для хранения инертных материалов общей площадью 2,3 га. Срок ввода грузового двора «Россельхозакадемия» в эксплуатацию производится поэтапно. Проектом строительства нового грузового двора «Россельхозакадемия» предусмотрено застроить территорию в 26 га, и уложить более 10,88 км. железнодорожных путей. После завершения строительства он будет перерабатывать в год около 11 млн. тонн грузов, предназначенных для строительства олимпийских объектов. В том числе щебня – 6,6 млн. тонн, песка – 4,3 млн. тонн. На грузовом дворе № 2, расположенном в районе ст. Веселое, мощностью 3,41 млн. т/год или 170 вагонов ежесуточно планируется перерабатывать цемент, тяжеловесные, длинномерные и штучные грузы. Суммарный объем перерабатываемых грузов составит 15 млн. т/год1.

3. Организация железнодорожного сообщения Сочи-Адлер-аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной линии Адлер-аэропорт.

В настоящее время сообщение между вокзалом Адлера и аэропортом Сочи осуществляется автомобильным транспортом. Проектными институтами ОАО «РЖД» разработан вариант прокладки железнодорожной линии с устройством эстакад и тоннелей. Общая протяженность линии составляет 2,8 км.

Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи длиной 2.8 км сможет обеспечить перевозку 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу зимних Игр 2014 года, или более 86 тыс. человек в сутки. Доставка пассажиров будет осуществляться скоростными электропоездами повышенной комфортности по графику, согласованному с учетом движения воздушных судов.

4. Реконструкция железнодорожных терминалов Сочи и адаптация их к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями.

Реконструкция пассажирских терминалов железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста будет проведена с целью их адаптации для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.

5. Строительство автомобильной и железной дорог Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» – самым сложным инфраструктурным объектом зимних Олимпийских игр 2014 года является совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Эта магистраль обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Пропускная способность по железной дороге составит до 8,5 тыс. пассажиров в час и по автомобильной дороге – до 11,5 тыс. в час.

К 2013 году в рамках проекта будет построено 48 км. электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставками и двумя новыми станциями Эсто-Садок и Альпика-Сервис; 46,5 км. автомобильной дороги второй и третьей категории с многоуровневой транспортной развязкой с федеральной автодорогой М-27 на ПКО и пятью развязками с мостами через реку Мзымта, соединяющими проектируемую автодорогу с действующей дорогой А-148.

Проект предусматривает сооружение шести тоннельных комплексов общей длиной 26,5 км. (железная дорога – 10,3 км., автодорога – 6,7 км, штольни – 9,5 км.) и 35 км. мостов и эстакад, пять автодорожных развязок с существующей автодорогами (М-27 и А-148).

В настоящее время осуществляются проектные и изыскательские работы, строительство гидротехнических сооружений в грузовом районе морского порта Сочи в устье р. Мзымта, а также восьми морских терминалов морского порта Сочи (Имеретинка, Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское).

Реализация проекта строительства порта решит проблему доставки грузов для возведения спортивных объектов к Олимпиаде 2014 года в Сочи. Портовый комплекс будет состоять из причалов грузового фронта, портовых причалов, волнозащитных сооружений и береговой инфраструктуры: склады, административно-бытовой корпус, внутрипортовые дороги, инженерные коммуникации. Порт займет около 800 м. береговой линии. Порт рассчитан на прием судов грузоподъемностью до 5500 тонн и длиной до 140 м. В дальнейшем планируется переоборудование акватории порта в марину для приема от 400 до 500 яхт.

Новороссийск – крупнейший в Краснодарском крае транспортный узел, на долю которого приходится 2/3 основных производственных фондов Новороссийска. Порт города Новороссийска – это морской порт международного класса, крупнейший порт России, ключевой, транспортный перевалочный пункт на Черном море.

К основным проблемам, связанным с эксплуатацией порта, имеющим отношение к пространственной организации города относятся:

С портовыми функциями города и его положением на государственной границе России связана работа крупнейшей на юге России таможни. Грузооборот порта может быть повышен по условиям пропускной способности нового железнодорожного ввода и резерва территорий, на которых возможно разместить перегрузочные комплексы (особенно при пирсовом размещении причалов). Второй железнодорожный ввод в район Цемесской бухты, обеспечивающий развитие порта, может решить проблему развития порта. Учитывая расположение города и многие технические факторы, приоритетному развитию порта Новороссийск на черноморском побережье России в настоящее время нет альтернативы.

Максимальный объем пропускной способности для порта железнодорожного узла Новороссийска оценивается в 17 млн.т. Это определяет необходимость строительства второго железнодорожного въезда в район Цемесской бухты и соответствующего автодорожного строительства.

В качестве основных перспективных направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры города рассматриваются следующие:

1. Комплексная модернизация и развитие дорожной сети новороссийского транспортного узла. «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» модернизация и развитие дорожной сети новороссийского транспортного узла предусмотрены на период 2016-2030 г.г. При этом в комплексе мероприятий предусмотрено строительство Северного обхода Новороссийска протяженностью около 30 км, проходящий севернее г. Новороссийска, п. Мефодиевка, Кирилловка, Гайдук, Владимировка, и соединяющий автомобильные дороги федерального значения Краснодар – Новороссийск (в районе п. Верхнебаканского) и М4 «Дон» (восточнее п. Шесхарис).

2. Строительство платной автомобильной дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка (ориентировочно в 2014-2017 гг.) будет способствовать перераспределению грузопотоков, направляемых в морской порт. Инициатором проекта является Федеральное дорожное агентство «Росавтодор», соинициатором – администрация Краснодарского края. В случае строительства дороги, расстояние проезда от Абинска до поселка Кабардинка составит 37 км. Сокращение расстояния проезда от Краснодара до Новороссийска по федеральной автомагистрали М4 «Дон» составит 53 км. Реализация проекта крайне важна для реализации инвестиционного потенциала Новороссийска, поскольку обеспечит развитие логистических структур, связанных с Новороссийским морским портом, развитие придорожного сервиса. Общая стоимость реализации проекта составляет около 117 млрд. рублей. Предусматривается софинансирование федерального и краевого бюджетов, частных инвесторов.

3. Строительство Южного обхода города Новороссийска, соединяющего федеральную дорогу Новороссийск – Керченский пролив, региональные дороги Новороссийск – Широкая Балка и Новороссийск – мемориал «Долина Смерти». Муниципальное образование является заказчиком выполнения проектно-изыскательских работ по этому объекту. Управление автомобильных дорог Краснодарского края готово инициировать софинансирование строительства Южного обхода за счет средств федерального бюджета после того, как муниципальным образованием будет решен вопрос отвода земель, и земельный участок будет подготовлен под строительство.

4. Строительство объектов транспортной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла, в том числе строительство автомобильной дороги Цемдолина – ул. Портовая, строительство путепровода по ул. Магистральной, строительство транспортной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ» в соответствии с обоснованием инвестиций, разработанным по заказу ФГУ «Ространсмодернизация» 1.

Во второй половине 2011 г. усиливается нестабильность на макро- и метауровне функционирования экономики, в связи с чем возникает целый ряд угроз реализации рассмотренных выше направлений модернизации логистической инфраструктуры Краснодарского края.

Авторы выделяют следующие современные угрозы процессам модернизации логистической инфраструктуры городов Краснодарского края:

1) сокращение финансирования проектов модернизации логистической инфраструктуры Краснодарского края из федерального бюджета, что может быть связано с началом предвыборных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и выборам Президента РФ и увеличением бюджетных расходов на социальные цели и ВПК;

2) сокращение расходов на развитие логистической инфраструктуры в крае, предусмотренных бюджетами ОАО «РЖД», ОАО «Сбербанк», ОАО «Газпром» и некоторыми другими монополистами – нестабильность на внешних рынках, финансовая неустойчивость контрагентов, сокращение уровня чистой прибыли вынуждают компании формировать или увеличивать резервные фонды, а также сокращать расходы по непрофильным проектам;

3) девальвация рубля к доллару и евро создает преимущества для компаний-экспортеров, однако этот процесс является значительной угрозой для планов модернизации логистической инфраструктуры края, т.к. за падением платежеспособности рубля начинают усиливаться инфляционные процессы, что приведет к удорожанию строительства объектов;

4) неэффективное или нецелевое использование федеральных и краевых субсидий на развитие логистической инфраструктуры – данная угроза является перманентной и требует постоянных усилий правоохранительных и контрольных структур для минимизации таких процессов;

5) угрозами процессам модернизации логистической инфраструктуры также являются чрезвычайные природные и техногенные ситуации, а также террористические акты.

На взгляд авторов, при оптимистичном и реалистичном вариантах развития социально-экономической ситуации в регионе, и в целом в Российской Федерации в 2012-2013 гг., Краснодарский край имеет высокие шансы успешной модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит повысить качество жизни населения и конкурентоспособность региональной экономики.