Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
Правила о свободе перемещения, учреждения фирм и компаний конкретизировано закреплены в комплексной подотрасли – праве корпораций ЕС (праве о компаниях). Право корпораций ЕС можно определить как совокупность специализированных актов, принятых институтами ЕС, которые регулируют деятельность юридических лиц в рамках единого экономического пространства. Сам термин «право корпораций» («право о компаниях»), как и «корпоративное право» является условным1, но довольно часто употребляемым, так как правовое регулирование юридических лиц все еще характеризуется фрагментарностью относительно национального права. Право корпораций ЕС в отношении национальных компаний пока субсидиарно. Так, Суд ЕС в решении по делу DailyMail (Case 81/87, DailyMail, 1988 ECR 5483) охарактеризовал положение дел в области правового регулирования деятельности юридических лиц следующим образом: «Необходимо иметь в виду, что в отличие от физических лиц компании являются созданием права и на настоящей стадии развития права Сообщества они являются созданиями национального права. Они существуют только на основании различных положений национального законодательства, определяющего их учреждение и функционирование».
В соответствии со ст. 54 Договора о функционировании ЕС2 «компании и фирмы», созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов, пользуются свободой самостоятельной экономической деятельности наравне с гражданами Союза. То есть законодательство ЕС в области права корпораций применяется к коммерческим юридическим лицам, находящимся в юрисдикции одного из государств-членов.
В главе 2 «Право учреждения» раздела IV Договора о функционировании ЕС содержатся следующие основные цели права корпораций ЕС:
а) обеспечение свободы учреждения в рамках ЕС юридических лиц, открытия филиалов на условиях национального режима;
б) установление единых минимальных требований к правовому режиму и статусу юридического лица;
в) облегчение деятельности трансъевропейских компаний посредством устранения различий национального правового регулирования;
г) поощрение сотрудничества между юридическими лицами различных государств-членов во всех сферах экономической деятельности;
д) диверсификация видов юридических лиц для повышения эффективности их функционирования на расширяющейся территории Европейского Союза;
е) демократизация системы корпоративного управления и привлечение рабочих к процессу принятия решений.
Интеграция в области права компаний является затруднительной по причине наличия значительных оппозитных стереотипов и моделей корпоративного управления, что предопределяет слабую политическую волю к гармонизации этой отрасли отношений. В Европе до сих пор национальные отрасли права корпораций разнятся, зачастую принципиально. К примеру, учреждение юридических лиц осуществляется по-разному (с помощью регистрации или нотариального удостоверения), отличается и участие наемных работников в управлении компанией(коллективными соглашениями или участием в формировании органов управления), а системы управления формируются и функционируют по-разному.
Кроме того, на территории Союза действуют три привязки определения закона компании: зарегистрированное местонахождения, центральный орган управления или основное место деятельности. Именно эта проблема влечет за собой торможение Общего рынка и развития общего права о компаниях ЕС. Серия дел, разрешенных Европейским судом справедливости (Europeancourtofjustice - далее Суд ЕС), привела к победе коллизионной привязки места учреждения юридического лица в государствах-членах ЕС. В решении по делу "Centros" N C-212/97 Суд отметил, что создание компании в государстве ЕС, в котором соответствующие корпоративные нормы более либеральны, с последующим открытием в других государствах членах филиалов такой компании само по себе не представляет злоупотребление предусмотренной Договором о ЕС свободой учреждения компаний (freedomofestablishment). Более того, Суд ЕС определил, что даже то обстоятельство, что компания не осуществляет никакой деятельности по месту регистрации, не дает другой стране ЕС права отказать в регистрации филиала на своей территории и в допуске этой компании к коммерческой деятельности в данной стране. Центральным или поворотным моментом, по мнению специалистов,1 стало вынесение Судом ЕС в 2002 г. решения по делу "Uberseering" N C-208/00. Суд пришел к выводу, что отказ немецкого суда в признании правосубъектности законным образом учрежденной в Нидерландах компании противоречит Договору о ЕС. Правосубъектность компании, по мнению Суда, чей административный центр находится в другой стране ЕС (в данном деле - в Германии), должна определяться по праву места учреждения компании (голландскому праву), нанеся, таким образом, разрушительный удар по коллизионной привязке к месту реальной оседлости (месту нахождения основного органа управления) юридического лица, традиционно применявшейся в большинстве стран континентальной Европы.
Наконец, в решении по делу "InspireArt" N C-167/01 Суд ЕС постановил, что свобода учреждения, гарантированная Договором о ЕС, не допускает наложение на компанию, учрежденную в другой стране ЕС, местных ограничений, связанных с минимальным уставным капиталом и ответственностью директоров. Суд подчеркнул, что причины, по которым компания была учреждена в другом государстве, а также тот факт, что компания осуществляет всю или большую часть своей деятельности за пределами государства места учреждения, не препятствуют реализации свободы учреждения, за исключением особых случаев злоупотреблений, которые должны устанавливаться индивидуально.2
Для преодоления указанных трудностей, являющихся следствием различий национального корпоративного регулирования, сначала пытались использовать традиционные международно-правовые инструменты. В частности, в 1971 г. была принята Брюссельская конвенция о взаимном признании обществ, которую, так и не удалось ратифицировать.1 В качестве еще одного примера, потерпевшего поражение, можно привести проект Конвенции ЕС о процедурах банкротства 1995 г., положения которого впоследствии обрели жизнь благодаря вступлению в силу в 2000 г. Регламента Совета ЕС.2
Очевидная неэффективность привычных механизмов обусловила обращение ЕС к специфичным методам корпоративного регулирования, нацеленных на разработку гармонизированного общеевропейского правового пространства посредством принятия директив, а также, предусматриваемых регламентами, создание так называемых «наднациональных юридических лиц» - европейских организационно-правовых форм в рамках единого экономического пространства ЕС.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml